Описание собора нотр дам в париже. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), описание, фото! Колокола Собора Парижской Богоматери

Который увековечил в своем произведении Виктор Гюго, называют сердцем Парижа. Собор Парижской богоматери посещают до 13 миллионов туристов в год и это чуть ли ни одна из самых посещаемых мира. И на то есть свои причины.

Мы, как и все, ждем скорейшей рестоврации собора. Но такова история Нотр-Дама, и мы верим, что он выстоит, будет восстановлен и станет еще краше. Наша позиция по поводу . Стоит лишь отметить, что Нотр-Дам не сгорел. Там был пожар, но Собор Парижской Богоматери не потерян. Сегодня, к сожалению, не возможно подняться на башни Нотр-Дама или зайти внутрь собора, но вполне можно полюбоваться его архитектурой и даже насладиться ночной подсветкой.

Как добраться до Нотр-Дам-де-Пари

Добраться до парижской святыни очень легко. Ее Адрес: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris, France. Поблизости есть несколько станций метро : 4 линия - Cite или St-Michel; и 11линии - станция Hôtel de Ville; , 11 и 14 линии - станция Châtelet; 10 линия - станция Maubert-Mutualité or Cluny–La Sorbonne.

Можно воспользоваться транспортом сети RER : линии B и C, станция St-Michel - Notre-Dame.

Время работы и мессы в Нотр-Даме

С понедельника по субботу собор можно посетить с 8:00 до 19:00. В воскресенье - с 8:00 до12.30 и 14:00 до 17:00. Службы в Нотр-Даме проводятся ежедневно. В воскресенье идет несколько служб. Международная месса начинается в 11:30 утра. Даже если вы человек не религиозный, вы можете посетить службу и, таким образом, послушать бесплатный органный концерт.

Кафе и сувениры возле Нотр-Дам-де-Пари

Немного об истории и архитектуре Нотр-Дама

Архитектура собора поистине уникальна. Строился храм почти два века, с 1163 года по 1345 год. Когда был заложен его первый камень, во Франции властвовал романский стиль с его плотностью и основательностью конструкций. Со временем на смену ему пришел готический, более затейливый и легкий. Благодаря тому, что собор вобрал в себя лучшее от обоих этих стилей, его здание и приобрело свой облик - неповторимый и мистичный. В соборе нет ни одной внутренней стены из камня. Их заменяют колонны, которые соединяют между собой легкие арки, а для разделения помещений служат витражи. Согласно готическим канонам на стенах храма нет росписи. Это позволяет свету, проникающему сквозь цветные стекла, рисовать прекрасные узоры.

История Нотр-Дам-де-Пари полна трагических событий. Он много раз становился разменной монетой в руках правителей страны. При власти Людовика XIV собор лишился своего главного украшения - витражей. А во времена Великой Французской революции Робеспьер объявил жителям столицы, что намерен снести святыню. Но любовь парижан к собору была столь велика, что все они согласились заплатить грабительский сбор на нужды революции, чтобы Нотр-Дам-де-Пари не тронули. Робеспьер пощадил здание, но приказал срубить головы каменным статуям королей, укравших его. Масштабная реставрация храма началась в 1841году, через десять лет после выхода романа Гюго. Длилась она целых 23 года. Здание было полностью восстановлено, разбитые статуи и витражи заменены на новые, а на фасаде здания появилась галерея с химерами. Также было очищено от лишних строений пространство перед храмом, чтобы образовалась площадь.

Одним из выдающихся памятников архитектуры является собор Парижской Богоматери. Воспетый и прославленный поэтами, писателями и художниками, этот известный храм мира горделиво возвышается в самом сердце Парижа.

Его называют не только географическим центром, но и духовным. Строительство началось в далеком 1163 году и завершилось лишь в 1345 году. Более 180 лет потребовалось, чтобы создать уникальный и удивительный Нотр-Дам-де-Пари. Это центр жизни Франции, в котором короновали императоров, венчали и отпевали королевских особ. Помимо всего прочего место примечательно тем, что в нем заседал первый парламент Франции, также в католическом храме находили временный приют нищие и обездоленные.

Роман, который прославил собор

Собор Парижской Богоматери окутан ореолом романтики, овеян тайной и мистицизмом. Это ежегодно привлекает в храм миллионы путешественников. Нотр-Дам-де-Пари для туристов выглядит пленительнее, чем знаменитый Лувр. Существует крылатое выражение: «Увидеть Париж и умереть». Каждый человек должен посетить кафедральный собор, перед тем как умереть.

Жемчужина Франции никого не оставит равнодушным. Но чем обусловлена такая невероятная популярность? Мировая известность достигнута благодаря стараниям талантливого мастера пера Виктора Гюго, создавшего роман, не имеющий аналогов, - «Собор Парижской Богоматери». Именно его фантазия и буйное воображение дали жизнь необыкновенным героям. Читатель с головой погрузился в книгу. Его взволновали перипетии судьбы очаровательной Эсмеральды, он посочувствовал несчастной доле Квазимодо и удивился коварству интригана Клода Фролло. Благодаря этим именам название собора ассоциируется с драматической сказкой, это произведение разожгло любопытство людей со всего мира. Но все персонажи лишь выдумка одаренного автора.

Грандиозная стройка

Основными строителями готического «замка» считались два талантливых архитектора - Жан де Шель и Пьер де Монтрей, об остальных лицах, приложивших руку к постройке, информации практически не сохранилось. Но долгие годы, на которые растянулась эта стройка, красноречиво свидетельствуют о том, что участников было немало.

Собор Парижской Богоматери вмещает одновременно девять тысяч человек. В средневековье строительство практически любого города начиналось с церкви, и Париж не стал исключением из этого правила. Современные археологи считают, что на месте храма находилось четыре строения:

  1. Палеохристианская церковь.
  2. Меровингская базилика Святого Стефана.
  3. Каролингский собор.
  4. Романский кафедральный собор.

Последнее строение было безжалостно разрушено, а его камни послужили фундаментом для Нотр-Дам-де-Пари. Изначальная идея подразумевала грандиозное строительство, помещение храма должно было с легкостью вмещать все население города, которое на тот момент не превышало десяти тысяч человек. Но строительство затягивалось, финансовых средств не хватало. Население города старалось внести свою лепту, даже малоимущие и девушки легкого поведения несли деньги на строительство священного храма. Невзирая на живое и активное участие жителей в судьбе храма, стройка затягивалась.

Стиль собора Парижской Богоматери

Общее впечатление от визуального осмотра храма весьма неоднозначно. Дело в том, что постройка не имеет единого стиля, что впрочем, неудивительно, если вспомнить о том, что руководители менялись с завидной периодичностью. В XII веке (начало возведения собора) преобладал своеобразный романский стиль, но постепенно его сменил готический. Таким образом, здание наделено чертами нескольких стилей, что и объясняет его неповторимый облик:

  1. Романская архитектура отличается массивными очертаниями, отсутствием любых излишеств, узкими окнами, изящество здесь сдает позиции, уступая место практичности, рациональности, мощности и простоте.
  2. Готическая архитектура характеризуется вертикальными композициями, заостренными элементами, деталями, устремленными ввысь.

Отзвуки романского стиля Нормандии и новаторские идеи готического стиля соединились и дали по-настоящему неожиданный и интересный результат. Нотр-Дам-де-Пари - это как раз тот редкий случай, когда смешение стилей пошло только на пользу и превратило постройку не в «китч», а в одно из главных украшений замечательного города.

Загадки и легенды, связанные с собором

Веселый Диснейленд, свежеиспеченные хрустящие круассаны, изысканная кухня и коллекционные вина - все это Париж. Собор Парижской Богоматери - одно из главных достояний страны и гордость местного населения. Но храм имеет огромное количество тайн и загадок, которые до сих пор будоражат умы.

При визуальном осмотре сложно поверить в то, что это чудо сотворено руками обычного человека. Древняя легенда гласит, что в строительстве принимал участие сам дьявол. Более того, он увековечил себя в образе химеры, украшающей собор. И это не единственное предание, связанное с храмом.

С чего начинается собор? Конечно, с роскошных кованых ворот. Доподлинно известно, что их изготовил искуснейший мастер по фамилии Бискорне. Кузнец настолько дорожил этим ответственным, почетным заказом и боялся разочаровать своих работодателей, что призвал себе на помощь … сатану. И исключительно благодаря стараниям нечистого весь мир может получать эстетическое наслаждение от созерцания невиданной красоты, которую не способны создать руки простого смертного. Что же дало толчок распространению этого мифа? Когда ворота были готовы и в них врезали замки, оказалось, что конструкцию невозможно открыть никакими силами. На помощь пришла святая вода. После того как «дьявольский забор» окропили ею, железо поддалось.

Что говорят экскурсанты

Очень заманчив для всех путешественников собор Парижской Богоматери. Отзывы людей, побывавших в нем, преимущественно восторженно-положительные. Это место позволяет туристам пережить колоссальную гамму приятных эмоций. В это сложно поверить, но те, кто имел возможность посетить это здание, утверждают, что чувствовали энергию и силу, исходящую от него. Возможно, что это лишь самовнушение и настроение, которое сумел навеять одноименный мюзикл, но можно сказать наверняка, что мрачная романтика и невероятная мощь готического собора точно не оставят равнодушными посетителей.

Первый камень

История собора Парижской Богоматери впечатляет. Она началась 850 лет назад, но по сей день огромное количество людей задается вопросом о том, кто заложил первый камень этого грандиозного сооружения. Существует несколько теорий на этот счет, но сказать наверняка уже, конечно, невозможно, слишком много времени прошло с тех пор. Существуют два самых популярных претендента на эту роль - римский папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Но именно епископ принял решение о возведении нового собора на месте старого и полуразрушенного строения. Его замыслы были амбициозны и тщеславны, собор должен был превзойти все, что строилось до этого. Можно сказать, что планы претворились в жизнь. Люди приступили к выполнению трудоемкой задачи. Стоит отметить, что в то время в стране царил голод, поэтому были и противники дорогостоящей стройки. Но, невзирая на все протесты, работа началась. Из наиболее запоминающихся и значимых событий, происходивших в стенах собора, можно отметить коронацию Наполеона Бонапарта, состоявшуюся зимой 1804 года.

При правлении Людовика XIV витражи и гробницы были беспощадно разрушены, планировалось полное уничтожение легендарного храма. Народу поставили ультиматум: если не будет собрана энная сумма денег к назначенному часу, Нотр-Дам-де-Пари превратится в руины. Это поразительно, но парижане выполнили условия. К сожалению, национальный конвент и не думал держать слово, собор сильно пострадал. Лишь в 1831 году благодаря стараниям Гюго у людей снова стал проявляться интерес к храму и, как следствие, началась реставрация здания через год после публикации книги.

Внешний вид католического храма

Описание собора дает представление о монументальности и масштабах здания.

  1. Длина - 130 метров.
  2. Высота - 35 метров.
  3. Ширина - 48 метров.
  4. Высота колоколен - 69 метров.

При этом вес колокола Эммануэль составляет целых 13 тонн, а его «языка» - 500 кг.

Внутреннее убранство и архитектура

Способна поражать шедевральная французская архитектура. Собор Парижской Богоматери - яркий тому пример. Памятник ранней готики (Нотр-Дам) помог преобразиться городу. Фасад здания разделен по вертикали пилястрами. Главный фасад имеет три входных двери, над которыми идет аркада, именуемая Галереей Королей. На внутреннем поле фронтона - Христос и два ангела. Центральный вход имеет достаточно символичное украшение - изображение Страшного суда.

Вес крыши более 200 тонн. Верхняя часть украшена изображениями гаргулий и химер. В этом храме нет никакой настенной живописи, а источником цвета служат витражи стрельчатых окон. Роза над самым входом в собор сохранилась со средних веков. Паникадило (люстра) изготовлено из бронзы.

Первый орган был установлен в 1402 году, но его звучание было недостаточно мощным для огромной площади собора, именно поэтому в 1730 году инструмент был достроен.

Перед собором можно увидеть статую Карла Великого, а позади здания «Фонтан девственницы».

Какие ассоциации приходят Вам на ум, когда вы слышите “Нотр-Дам де Пари”? Мне - Собор, Париж, Квазимодо, Белль. На самом деле ассоциаций для этого места гораздо больше - ведь это главная достопримечательность Парижа, наряду со знаменитой Эйфелевой башней!

Собор Парижской Богоматери - географическое и духовное “сердце” Парижа, построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы “твердыня мракобесия была снесена”, то они должны уплатить Конвенту мзду “на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах”.

Собор был объявлен Храмом Разума.

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц.

Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари .

В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных “свободой, равенством и братством”, разнесли часовню в щепы. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор - архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение.

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило (люстра) собора выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 году. На фото - потолок собора Парижской Богоматери

Первый большой орган был установлен в соборе 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагом Баркера. Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Св. Сульпиция считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при котором инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электропневматическую. В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптоволоконным.

Собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам-де-Пари - это один из самых известных готических храмов мира. Он расположен в центре столицы Франции, в восточной части острова Сите. Собор Парижской богоматери наряду с Эйфелевой башней является символом Парижа и всей страны, в год его посещает более 13 миллионов человек.

Еще с XVIII века Нотр-Дам де-Пари считался центром города и от него измерялись все расстояния. В храме проходила коронация императоров и королевские бракосочетания, знатные люди хранили в нем свои ценности, а нищие находили здесь приют.

Как добраться до Собора Парижской богоматери

  • На метро
    • Линия 4, станция «Cite» или «St-Michel»
    • Линия 1 и 11, станция Hôtel de Ville
    • Линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
    • Линия 7, 11, 14, станция Châtelet
  • На поездах RER скоростного метро - линия В и С, станция Saint-Michel – Notre-Dame

В храме имеется два входа:

  • Главный вход - с центрального фасада, около которого висит расписание, указывающее начало мессы. Если прийти к этому времени, можно услышать звуки уникального органа или живое пение
  • Вход, расположенный с левого бокового фасада ведет на смотровую площадку башен.

Если смотреть на центральный фасад, то справа под землей находится бесплатный общественный туалет, вход в который напоминает вход в метро.

Режим работы Собора Парижской Богоматери в 2019 г.

Собор сгорел 15 апреля 2019 года. Удалось сохранить стены и уникальные витражи в трех окнах-розах. Также уцелели скульптуры на крыше, поскольку их вывезли для реставрации за несколько дней до этого. Из собора успели эвакуировать терновый венец Христа и другие реликвии, а также произведения искусства. На реставрацию храма за два дня собрали более миллиарда евро.

История собора Парижской богоматери

Собор Парижской богоматери был возведен на месте, где в первом веке стоял гало-римский храм Юпитера, а позже в 528 году – первая христианская церковь – базилика Святого Стефана.

В 1163 году епископ Морис де Сюлли решил построить здесь новый храм, первый камень которого заложили король Франции Людовик VII и папа Александр III.

Строительство велось более 180 лет, начиная с 1163 года. Башни Нотр-Дам де-Пари были построены в 1245 году, а полностью строительство и внутренняя отделка были завершены в 1345 году. В храме могли находиться девять тысяч человек и это был самый большой храм ранней готики в Европе.

За свою историю Нотр-Дам де-Пари повидал много важных событий. Здесь короновался король Генрих IV, в 1422 году в нем венчались Мария Стюарт и Франциск II, а в 1804 году прошла коронация Наполеона.

Храм сильно пострадал во время революции, когда якобинцы, приняв библейских царей за королей Франции, поснимали им головы, церковная утварь была переплавлена, лишь большие колокола уцелели. От окончательного разрушения храм спасло решение Робеспьера закрыть его, превратив в храм Разума и разместив в нем зернохранилище.

В марте 1831 года был опубликован роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», в котором автор описал, как Квазимодо наблюдал за казнью Эсмеральды с одной из башен храма. Писатель отметил, что одна из главных целей его романа - вдохновить нацию любовью к архитектуре.

После выхода произведения в свет во Франции и по всей Европе началось движение за сохранение готических памятников. Власти Парижа также приступили к реставрации храма. Под руководством архитектора Эжена Виолле-де-Дюкона были восстановлены скульптуры 28 иудейских царей и создана галерея химер, а также построен готический шпиль, демонтированный революционерами.

Архитектура

В проектировании Собора Парижской богоматери были применены необычные для того времени приемы, многие из которых позже стали классическими. Так, фасад храма выполнен в виде латинской буквы «Н» с двумя башнями, основное здание увенчано высоким ажурным шпилем, а снаружи строение украшено большим количеством скульптур и барельефов, стрельчатыми арками и окнами – розами.

В архитектуре присутствует смешение романского стиля, который характеризуется массивностью и строгостью, с ранней готикой, придающей зданию легкость и устремленность ввысь.

Главный западный фасад разделен на три яруса, нижний из которых состоит из трех порталов:

  • На левом портале представлена композиция «Слава пресвятой Деве», изображающая Мадонну с Младенцем, двух ангелов, епископа с помощником и царя. В нижней части изображена история Анны и Иосифа, а в верхней – истории из жизни спасителя – волхвы, Рождество и Благовещение
  • В центральном портале – трехярусная картина Страшного суда, над которой возвышается скульптура грозного Судьи мира Христа, окруженного апостолами
  • Правый портал изображает святую Анну, матерь Богородицы и сцены из ее жизни.

Эти скульптурные композиции - одни из лучших произведений средневековья, представляющие всю религиозную историю христианства от грехопадения до Страшного суда.

На среднем ярусе изображены 28 статуй библейских царей, а в центре – окно-роза XIII века. Верхний ярус образуют башни высотой 69 метров, которые были в то время самыми высокими в Париже .

Внутри Нотр-Дам-де-Пари нет настенной живописи, но благодаря цветным витражам и солнечным лучам, стены храма играют самыми разными красками – голубыми и фиолетовыми, оранжевыми и красными. В западном, северном и южном фасаде светятся три круглых окна-розы диаметром до 13 метров, витражи которых изображают около восьмидесяти сцен из Ветхого завета, земной жизни Спасителя и Богоматери.

Но не только архитектурой и оформлением славится Нотр-Дам де-Пари, здесь хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Среди подарков храму – чаши, ценные рукописи и облачения епископов, гвоздь и кусок креста, на котором был распят Иисус.

Высота собора Парижской богоматери

  • Высота собора Парижской богоматери – 35 метров, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота башен – 69 метров
  • Самый большой колокол Эммануэль установлен в восточной части, его вес 13 тонн, в том числе язык-колотушка – 500 кг, но звонит этот колокол только в особых случаях.

Виртуальные прогулки

Официальный сайт собора Парижской богоматери

www.tours-notre-dame-de-paris.fr (информация о билетах на смотровую площадку)

Собор Парижской богоматери является действующим храмом, где ежедневно проводятся богослужения с использованием достижений современной техники. На экране изображаются библейские сюжеты и текст молитвы на английском и французском языках. Вы услышите приятную музыку самого большого органа Франции.

Нотр-Дам де Пари , также известный как или просто Нотр-Дам, это исторический католический собор в восточной части острова Сите в четвертом округе Парижа, Франция. Собор считается одним из лучших образцов французской готической архитектуры, является одним из крупнейших и наиболее известных церковных зданий в мире. Натурализм его скульптур и витражей отличается от более ранней романской архитектуры.

Как собор парижского архиепископа, Нотр-Дам содержит кафедру или официальный трон архиепископа Парижа, кем в настоящее время является кардинал Андре Вен-Труа . Сокровищница собора известна гробницей, в которой находятся некоторые из самых важных реликвий первоклассного католицизма, в том числе терновый венец, фрагмент истинного креста и святые гвозди.

В 1790-е годы Нотр-Дам был осквернен во время радикальной фазы французской революции, когда большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена. Обширная реставрация под руководством Виолле-ле-Дюка началась в 1845 году. А в 1991 году был начат проект дальнейшего восстановления и поддержания.

Архитектура Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари был первым зданием, в котором использовались арочные контрфорсы. Первоначально здание было разработано без контрфорсов вокруг хора и нефа, но после начала строительства более тонкие стенки становились все выше и под напряжением продвигались наружу. В ответ архитекторы собора построили поддержки вокруг внешних стен, а более поздние постройки продолжались по шаблону. Общая площадь составляет 5500 м² (внутренняя поверхность составляет 4800 м²).

Многие маленькие отдельно обработанные статуи были помещены по кругу снаружи, чтобы служить в качестве опор для колонн и отвода стоков воды. Среди них известные гаргульи, украшающие стоки для воды, и химеры. Статуи изначально были окрашены как и большая часть экстерьера. Краска стерлась. Собор был практически закончен к 1345 году. В нем узкий подъем в 387 ступенек на крышу из нескольких винтовых лестниц; во время подъема можно рассмотреть его известный колокол и гаргулий в непосредственной близости, а также вам откроется потрясающий вид на Париж, когда вы достигнете вершины.

История строительства

В 1660 году, когда церковь в Париже стала «парижской церковью царей Европы», епископ Морис де Сюлли считал предыдущий парижский собор, Сент-Этьен (святого Стефана), который был основан в 4 веке, недостойным такой высокой роли, и тот был снесен вскоре после того, как он принял титул епископа Парижа. Согласно большинству основных мифов, этот проект принимался с недоверием; археологические раскопки в 20-м веке предположили, что собор Меровингов, который был заменен Сюлли, являлся массивной конструкцией, с пятью проходами к нефу и фасадом шириной в 36 метров. Похоже поэтому епископом были преувеличены дефекты первичной конструкции, чтобы помочь оправдать реконструкцию в новом стиле. Согласно легенде, Сюлли пришло видение великолепной новой парижской церкви, и он набросал его эскиз на земле перед первоначальной церковью.

Чтобы начать строительство, епископ разрушил несколько домов и проложил новую дорогу, чтобы перевозить материалы для остальной части собора. Строительство началось в 1163 году, во время правления Людовика VII, расходились мнения в том, заложил первый камень в фундамент собора Сюлли или Папа Александр III. Тем не менее, оба были на церемонии. Епископ де Сюлли продолжал посвящать большую часть своей жизни и богатства строительству собора. Строительство хора производилось с 1163 по 1177 года, и новый Высокий Алтарь был освящен в 1182 (это нормально, что восточная часть новой церкви была завершена первой, так что в западной части хора может быть возведена временная стена, что позволяет использовать ее без перерыва, в то время как медленно формируется остальная часть здания). После смерти епископа Мориса де Сюлли в 1196 году, его преемник, Юдес де Сюлли (не родственник) курировал завершение трансептов и подгонял строительство нефа, который был близок к завершению в момент его собственной смерти в 1208 году. На этом этапе был также выложен и западный фасад, хотя он не был завершен примерно до середины 1240-х годов. За весь период строительства на участке работало большое количество архитекторов, чему свидетельствуют различные стили на разных высотах западного фронта и башен. Между 1210 и 1220 годами строительство этажа с окном-розой и большими залами под башней курировал четвертый архитектор.

Наиболее значительные изменения в конструкции произошли в середине 13-го века, когда трансепты были реконструированы в последнем стиле Районнант; в конце 1240-х годов Жан де Шель добавил остроконечный вход северного трансепта, который завершало эффектное окно-роза. Вскоре после этого (с 1258 года) Пьер де Монтрей выполнил подобную схему на южном трансепте. Оба эти входа были богато украшены скульптурой; южный портал украшали сцены из жизни святого Стефана и различных местных святых, а северный — сценами младенчества Христа и историй о Феофиле в тимпане, с весьма важной статуей Богородицы с младенцем в трюмо.

Сроки строительства собора:

  • 1160 – Морис де Сюлли (названный парижским епископом) заказывает снос оригинального здания;
  • 1163 – закладывается фундамент Нотр-Дам де Пари; начинается строительство;
  • 1182 – закончены апсида и хор;
  • 1196 – умирает епископ Морис де Сюлли ;
  • 1200 – начинаются работы на западном фасаде;
  • 1208 – умирает епископ Юдес де Сюлли . Близится к завершению возведение нефа;
  • 1225 – закончен западный фасад;
  • 1250 – закончены западные башни и северное окно-роза;
  • 1245–1260-е – трансепты перестроены в стиле Районнант Жаном де Шелем, затем Пьером де Монтрей;
  • 1250–1345 – завершены остальные элементы.

Склеп

Археологический склеп Нотр-Дам де Пари был создан в 1965 году, чтобы защитить ряд исторических руин, обнаруженных во время строительных работ и охватывающие период с самого раннего поселения в Париже до наших дней. Склеп управляется музеем Карнавале и содержит обширную экспозицию, детальные модели архитектуры разных временных периодов, которые можно рассмотреть в руинах. Главной особенностью является все еще видимое подпольное отопление, которое было установлено во время римской оккупации.

Изменения, вандализм и реставрации

В 1548 году бунтующие гугеноты повредили части Нотр-Дам, считая их идолопоклонством. Во времена правления Людовика XIV и Людовика XV Собор претерпел значительные изменения в рамках продолжающейся попытки модернизировать соборы по всей Европе. Великолепная статуя святого Кристофера , которая стояла около столба у западного входа с 1413 года, была разрушена в 1786 году. Гробницы и витражи были разрушены. Однако северное и южное окно-роза избежали этой участи.

Фотография Генри пятого рядом с Гаргульей, сделанная Чарльзом Негре в 1853 году

В 1793 году, во время французской революции, собор был посвящен в культ Разума, а затем — в культ Верховного Существа. За это время многие из сокровищ собора были разрушены или разграблены. Шпиль 13-го века был снесен, а статуи библейских Иудейских царей (которые ошибочно принимают за королей Франции), расположенные на выступе фасада собора, были обезглавлены. Многие головы были найдены во время раскопок 1977 года на близлежащих территориях и на выставке в музее Клюни. На какое-то время Леди Свобода заменила Деву Марию на нескольких алтарях. Большим колоколам собора удалось избежать переплавки. Собор стал использоваться как склад для хранения продуктов питания.

Спорная программа восстановления началась в 1845 году под контролем Жана-Батиста-Антуана Лассуса и Эжена Виолле-ле-Дюка. Виолле-ле-Дюк был ответственен за реставрацию нескольких десятков замков, дворцов и соборов по всей Франции. Восстановление длилось двадцать пять лет и включало более высокую и богато украшенную реконструкцию шпиля, также добавление химер на Галерее Химер. Виолле-ле-Дюк всегда подписывал свои работы летучей мышью, структура крыла которой в большинстве напоминает готический свод (см. Замок Роктайад).

Вторая мировая война нанесла больший ущерб. Некоторые из витражей на нижнем ярусе были поражены шальными пулями. Они были переделаны после войны, но сейчас это игривые и современные геометрические узоры, а не старинные сцены из Библии.

В 1991 году была начата масштабная программа по техническому обслуживанию и реставрации, которая должна была продлиться 10 лет, но все еще продолжается и с 2010 года, очистка и восстановление старых скульптур является чрезвычайно деликатным делом. Приблизительно в 2014 году, большая часть освещения была улучшена до светодиодного.
Орган и органисты

Несмотря на то, что многие органы были установлены в соборе давно, самые ранние модели не были достроены. Первый более известный орган был закончен в 18-м веке знаменитым строителем Франсуа-Анри Клико . Некоторые из органных труб Клико продолжают звучать и по сей день. Орган был почти полностью перестроен и расширен в 19-м веке Аристидом Кавайе-Колем.

Должность титулованного органиста (“глава” или “главный” органист) Нотр-Дам де Пари считается одной из самых престижных должностей органистов во Франции, наряду с титулованным органистом Сен-Сюльпис в Париже, крупнейшего инструмента Кавайе-Коля.

У органа 7374 трубы, приблизительно 900 из них классифицируются, как исторические. Он имеет 110 регистров, 5 рядов клавиатуры из 56 клавиш и 32 педали. В декабре 1992 года двухлетнее восстановление органа было завершено, он полностью компьютеризирован в рамках трех ЛВС (локальных вычислительных сетей). Реставрация также включала в себя ряд дополнений, в частности, еще две горизонтальные трубы, завершающие инструмент в стиле Кавайе-Коля. Орган Нотр-Дам де Пари является уникальным во Франции из-за пяти полностью независимых труб.

Среди наиболее известных органистов в Нотр-Дам де Пари был Луи Вьерн , занимающий эту должность с 1900 по 1937 годы. Во время его пребывания была изменена тональность органа Кавайе-Коля, особенно в 1902 и 1932 годах. Леонс де Сент-Мартин занимал эту должность между 1932 и 1954 годами. Пьер Кошеро начал дальнейшие изменения (многие из которых уже были запланированы Вьерном), включая электрификацию инструмента в период с 1959 по 1963 годы. Оригинальная консоль Кавайе-Коля (которая сейчас находится недалеко от органного хора) между 1965 и 1972 годами была заменена новой консолью в англо-американском стиле с добавлением дополнительных упоров, изменения коснулись педального отделения, была произведена реконструкция смешанных упоров, сольной клавиатуры в стиле необарокко, и наконец, добавление трех горизонтальных труб в иберийском стиле.

После внезапной смерти Кошеро в 1984 году, 4 новых титулованных органиста были назначены в Нотр-Дам де Пари в 1985 году: Жан-Пьер Леге, Оливье Латри, Ив Деверн (который умер в 1990) и Филипп Лефевр. Это напоминало практику собора 18-го века, когда каждый из четырех органистов играет по три месяца в году.

Колокола Собора Парижской Богоматери

Новые колокола собора Нотр-Дам де пари на публичной выставке в нефе в феврале 2013 года

В соборе 10 колоколов. Самый большой, Эммануэль, 1681 года, расположен в южной башне и весит чуть более 13 тонн, он отбивает время, а еще оповещает о различных событиях и мероприятиях. Этот колокол всегда начинает звонить первым, как минимум за пять минут до остальных. До недавнего времени было еще 4 дополнительных колокола 19-го века на колесах в северной башне. Эти колокола должны были заменить девять, которые были удалены из собора во время Революции и звонили во время различных фестивалей и событий. Когда-то колоколами звонили вручную, до того, как электромоторы позволили им работать без ручного труда. Когда было обнаружено, что размер колокола вызывает вибрацию всего здания, угрожая его структурной целостности, они были изъяты из использования. Колокола также имели внешние молотки для мелодии с небольшого клавира.

В ночь на 24 августа 1944 года, когда Сите был взят передовой колонной французских и союзных танковых войск и частью Сопротивления, звон Эммануила оповестил город о полном освобождении.

В начале 2012 года, в рамках проекта стоимостью в 2 млн. евро, 4 старых колокола в северной башне были признаны неудовлетворительными и были удалены. Первоначальный план состоял в том, что их растопят и из этого материала сделают новые колокола. Тем не менее, юридические проблемы привели к тому, что колокола оставили на литейном заводе на крайний случай. К началу 2013 года они все еще оставались на заводе, пока их судьба не была решена. Набор из 8 новых колоколов был отлит на том же заводе в Нормандии, где были отлиты старые 4 колокола в 1856 году. В то же время в Нидерландах был отлит намного больший колокол, который висит вместе с Эммануилом в южной башне. 9 новых колоколов, которые были доставлены в собор в то же время (31 января 2013 года), предназначены для копирования качества и тона оригинальных колоколов храма.

Название Масса Диаметр Нота
Emmanuel 13271 кг 261 см E♭ 2
Marie 6023 кг 206.5 см G♯ 2
Gabriel 4162 кг 182.8 см A♯ 2
Anne Geneviève 3477 кг 172.5 см B 2
Denis 2502 кг 153.6 см C♯ 3
Marcel 1925 кг 139.3 см D♯ 3
Étienne 1494 кг 126.7 см E♯ 3
Benoît-Joseph 1309 кг 120.7 см F♯ 3
Maurice 1011 кг 109.7 см G♯ 3
Jean-Marie 782 кг 99.7 см A♯ 3

Собственность

Согласно закону 1905 года, Нотр-Дам де Пари является одной из семидесяти церквей Парижа , построенных до этого года, которые являются собственностью французского государства. В то время как само здание находится в собственности государства, католическая церковь является назначенным бенефициаром, имеющее исключительное право на использование его для религиозных целей без срока. Епархия епископа несет ответственность за зарплату сотрудников, безопасность, отопление и очистку, а также обеспечение того, что собор открыт для посетителей бесплатно. Епархия не получает субсидии от французского государства.