Шкинь. Церковь Сошествия Святого Духа

Проезжая вдоль реки Северки из Непецина, издалека можно видеть храм села Шкинь - образец столичного архитектурного стиля и размаха, подобный собору Александро-Невской Лавры в Питере. Заказчиком данного строительства являлся Гаврил Ильич Бибиков (1746-1803) - известный московский меценат, построивших дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, владелец популярного в то время московского театра, человек с тонким вкусом, и что немаловажно, значительным состоянием.

В 1794 году на его средства в селе Шкинь, вместо обветшавшей деревянной церкви началось грандиозное строительство ныне существующего каменного храма. Строительство шло медленно, и к 1800 году были закончены и освящены только приделы Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского. Строительство столь значительного по размаху сооружение было доверено одному из лучших учеников М.Ф.Казакова - Родиону Родионовичу Казакову (1758-1803), построившему к тому времени в Москве около трех десятков зданий. Все работы велись под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова, в то время работавшего в Шкини.

Храм был расписан в начале и середине XIX века уже при сыне Г.И.Бибикова. По данным на 1852 год, в селе проживало 348 крестьян и 405 крестьянок в 99 дворах.

Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время. В 1930-х гг. храм был закрыт, но не разорен. По рассказам местной жительницы, растаскивать церковное добро начали после войны, когда все ходили в лохмотьях, носить было нечего, вот и пригодилось сбереженное церковное добро.

В 1960-е годы храм приспособлен под склад. В это же время были растесаны часть проемов для въезда тракторов и погрузочной техники. Когда сбрасывали колокол - растесали проем колокольни. При падении колокол отбил белокаменный карниз храма с западной его стороны.

Храм возвращен верующим и медленно восстанавливается. В 1991 году на чердаках одного из местных домов нашлась икона церкви - большой образ Серафима Саровского. С 1996 года проходят регулярные богослужения.

У стен церкви похоронен известный, почитаемый и поныне блаженный Даниил (1825-1884) - последние годы жизни проживший в селе Шкинь принимавший участие в ремонте и собиравший средства на содержание храма.

По книге О.Пэнежко «Коломна и окрестности. Храмы Коломенского района»



Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь.

В 1795—1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И.Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался Родионом Казаковым, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А.Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов. Главный престол — в честь Сошествия Святого Духа — располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая.

Постройка непрерывно украшалась и обновлялась. Особую роль сыграл в благоукрашения святыни блаженный Даниил Коломенский (1825—1884 гг.). Прозорливому Данилушке охотно жертвовали милостыню. Целые горы медных монет юродивый отдавал в шкиньский храм. На пожертвованные деньги были поправлены звонницы, отлит большой колокол, весь храм расписан заново. Блаженный похоронен у алтаря храма. Его духовный наставник и друг, настоятель Свято-Духовской церкви священник Гавриил Воскресенский бессменно возглавлял приход в течение 50 лет, пользуясь огромной любовью окрестных жителей.

Богослужения были прерваны в 1930-х гг. До 1960-х гг. храм стоял в целости. Затем храм разорили и использовали как склад. Вплоть до 1991 г. церковь находилась в запустении. А затем произошло чудесное событие. Жительнице Шкини, Серафиме Ивиной, во сне явился преподобный Серафим Саровский, который повелел ей обрести икону с его изображением, а затем вновь являлся, направляя поиски. И, наконец, действительно был обретен большой благолепный образ, скрытый на чердаке одного из шкиньских домов. С этого момента началось возрождение свято-духовской общины. В апреле 1996 г. восстановлено регулярное богослужение в одном из трех приделов — Никольском.

В 2003 г. в празднование 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой преподобного по всей Коломенской земле. В эти же дни состоялась первая Божественная литургия в главном, летнем храме — Сошествия Святаго Духа.

Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=340



Шкинь впервые упоминается в документах ХV века - в первой духовной грамоте Великого Князя Василия Васильевича (1462) и в одном из актов Симонова монастыря (сер. ХV в.). До 1671 года село числилось как дворцовое, а в указанном году "было пожаловано в вотчину князю Юрию Андреевичу Долгорукову за выдающуюся роль в подавлении мятежников Разина". В ХVIII веке село Шкинь Коломенского уезда Московской губернии, расположенное на правом берегу реки Северки, принадлежало генерал-майору Гавриле Ильичу Бибикову. Участник Суворовских походов, Г. И. Бибиков был более известен как хозяин и строитель роскошной подмосковной усадьбы Гребнево, в которой состоялось освящение каменной летней церкви во имя Гребневской иконы Божией Матери. А спустя три года - 25 августа 1794 года - вельможа получил от Коломенского епископа Афанасия новую храмозданную грамоту, теперь уже на строительство в селе Шкинь. Бибиков задумал возвести каменный храм с тремя престолами, главный из которых был посвящён одному из важнейших событий христианской истории - сошествию Святого Духа на апостолов, почитаемому как день образования вселенской Церкви.

В документе, ознаменовавшем начало строительства, было сказано: "По власти, от Бога нам данной, благословляем вместо оной деревянной вновь каменную церковь построить во имя Сошествия Святого Духа с двумя приделами. Благочинному Троицкой церкви, что в Ямской слободе, церкви священнику Михаилу Феодорову с надлежащим молитвословием обложить, и нам рапортовать, а просителю по подобию прочих святых церквей оную строить, и всем приличным снабдить. А притом наблюдать, чтобы алтари были не тесные и престолы не выше и не ниже аршина и 6 вершков; когда зданием оная церковь с приделами совершится, и как утварью, так и книгами и сосудами серебряными снабжена будет, тогда оный благочинный должен описать вес и к ним представить. Потому священными антиминсами и об освящении благословением нашим снабдить ту церковь не оставим. Дана сия грамота за подписанием нашей руки с приложением печати в городе Коломне, которую по построении новой каменной церкви хранить в оной всегда". Новый храм возводили на месте прежнего, освящённого во имя Архистратига Михаила и называвшегося в документах ХVIII века Архангельским. Однако попытка строительства в камне была предпринята не в первый раз.

В 1762 году Иван Андреевич Друцкий-Соколинский обратился к епископу Коломенскому и Каширскому Порфирию за разрешением выстроить в Шкини каменную церковь, так как деревянная была "давнего построения вся весьма обветшалая" и священнослужение совершалось "в немалой нужде". Храм предполагалось возвести неподалёку от деревянного, на том же самом погосте, и назвать в честь праздника Преображения Господня, с приделом Архистратига Михаила, о чём и была получена храмозданная грамота. Но строительству не суждено было начаться, и новый хозяин Шкини, князь генерал-поручик Василий Владимирович Долгоруков, в 1775 году направляя епископу просьбу, писал по-прежнему об "Архангельской церкви". В 1791 году клировые ведомости показали увеличение прихода храма Шкини на 60 дворов. Вероятно, это было связано с утратой Никольской церкви в селе Борисово, которое располагалось напротив, на левом берегу Северки. Имя архитектора, к которому обратился Г. И. Бибиков за помощью в строительстве, до настоящего времени неизвестно. Современные исследователи, отмечавшие "несомненное мастерство проектировщика", предполагали авторство В. Баженова, Родиона Казакова и даже губернского архитектора И. Селехова. Лишь в начале ХХI века было замечено типологическое сходство храмов Шкини и Гребнева, возведённых по заказу Бибикова почти одновременно. Автором проекта гребневской церкви стал подпоручик архитектуры Иван Иванович Ветров (Иоганн Ветер), а идея внутреннего убранства принадлежала капитану архитектуры Степану Васильевичу Грознову (Грязнову). К тому же оба они состояли на службе в военно-инженерном ведомстве, подчинённом Г. И. Бибикову.

Строительство, начатое в 1794 году, длилось шесть лет. Возведённый к 1800 году, храм являл собой зрелище необычайное и характеризовал "целый этап развития русской архитектуры", Редкими для сельского храма были не только размеры - длина 38 м, ширина 10 м, - но и его облик. Два десятка белокаменных колонн окружали храм с апсидой. Украшением западного фасада были крытая паперть, увенчанная аттиком, и две двухъярусные колокольни - северная и южная. Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - помещался в летней части храма. В зимней, отделённой стеклянной перегородкой и отапливаемой двумя голландскими печами, располагались престолы в честь Архангела Михаила и святителя Николая. Храм был богато декорирован лепными и резными деталями. Нужный для строительства и отделки белый камень добывался около Коломны, из низовьев Москвы-реки. Об этом свидетельствует, по мнению исследователей, производивших осмотр здания храма, качество известняка "без отбраковки с включением раковин". Добытый, по видимому, там же жёлтый доломит, несмотря на высокую твёрдость и прочность, из-за насыщенности водой вскоре стал разрушаться, что сказалось на внешнем облике колонн (подмосковный доломит не выдерживает и 30 циклов замораживания и оттаивания). Из белого камня были выполнены цоколи, колонны и капители, карнизы с медальонами, узорное основание главы ротонды и другие многочисленные элементы декора. К строительству были привлечены местные крестьяне. И среди них мог оказаться уроженец соседнего села Борисово, потомственный каменщик Иона Губонин, державший каменотёсную мастерскую в Подольске. В 1800 году Свято-Духовский храм был освящён.

После смерти Г. И. Бибикова в 1803 году Шкинь перешла во владение его второй жене - Екатерине Александровне Бибиковой (Чебышевой). Ко второй половине ХIХ века Свято-Духовской храм начал ветшать, одновременно обновлялся и украшался святынями. В 1848 году по прошению церковного причта была построена ограда церкви с белокаменными воротами, облицованными кирпичом. После 1850-х годов храм был отремонтирован и расписан, в том числе и на средства, несколько десятилетий собиравшиеся юродивым Данилушкой Коломенским, которого призрел настоятель храма - священник Гавриил Воскресенский. С правой стороны от алтаря сохранилась единственная могила от погоста, некогда располагавшегося вокруг Духовского храма. Здесь в 1884 году был похоронен блаженный Данилушка, труды которого по обновлению и украшению храма стали известны далеко за пределами Шкини.

23 февраля 1922 года вышел декрет об изъятии церковных ценностей на всей территории страны, что было началом разорения и осквернения многочисленных православных святынь. Не избежал этой участи и Свято-Духовской храм Шкини, в результате изъятия для передачи в ГОХРАН в фонд помощи голодающим, из церкви было изъято чистого серебра шестнадцать фунтов тридцать шесть золотников (7 кг 394 г). Службы в Свято-Духовском храме в 1920-х годах продолжились. Последним священником перед закрытием был отец Василий (Воинов). Сам храм был закрыт в 1930-е годы и впоследствии разграблен. 23 августа 1959 года архитектором Г. К. Игнатьевым был произведён технический осмотр здания под складское помещение совхоза "Индустрия". Вскоре на обмеренной площади - 470 кв. м - стали хранить удобрения, а немногим позже были растёсаны внутренние проёмы для проезда сельхозтехники.

В "Паспорте памятника культыры, Свято-Духовской церкви с. Шкинь. №223. А114 1362" сказано о произведённой в 1966 году консервации строения архитектором М. Б. Чернышовым. Указано также, что церковь была принята под охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года, №1327. Видимо, именно это дало возможность говорить о "незаурядном храме эпохи классицизма" в советских путеводителях по Московской области, а также породило легенду об "оригинальном облике, близком к собору Александро-Невской лавры в Ленинграде". В 1975 году был разработан проект реставрации под руководством архитектора С. П. Орловского, сопровождавшийся фотосъёмкой. Она зафиксировала не столько повреждения здания, сколько проступающие за ними остатки былой красоты храма. В конце 1987 года появилось известие, что ВООПИиК выделило 500 тысяч рублей на реставрацию церкви в Шкини, но судьба этих денег так и осталась неизвестной. Настоящее восстановление храма и возрождение в его стенах духовной жизни началось лишь в начале 1990-х годов.

7 сентября 1991 года была образована община верующих из 24 человек, принявшая Гражданский устав. С 1993 года богослужения в Шкини совершал настоятель Знаменского храма села Непецино Димитрий Киреев. 18 марта 1996 года в приход был назначен священник Олег Горбачёв, и начались регулярные богослужения в Никольском приделе. В 2001 году настоятелем Свято-Духовского храма стал священник Иоанн Новиков. В 2007-2009 годах церковь была включена в Федеральную программу финансирования и была начата реставрация. 10 мая 2015 года состоялось освящение 10 колоколов, которые были подняты на восстановленные храмовые звонницы. Самые большие из них: Благовестник - весом 5200 кг, вседневный колокол - 2000 кг, великопостный - 530 кг. 19 декабря 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Никольский придел, 5 июня 2017 года он же возглавил чин Великого освящения Свято-Духовского храм села Шкинь.

Из книги: Индзинская А. В. "Свято-Духовский храм села Шкинь". - Коломна, изд-во: Старое Бобренево, 2017



Усадьба Шкинь с 1782 года принадлежала Георгиевскому кавалеру, участнику Русско-Турецкой войны 1768-1774 гг., генерал-майору Гавриле Ильчу Бибикову. На его средства в конце ХVIII в. в Шкини был возведён величественный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (Свято-Духовский храм). В 1936 г. церковь была закрыта. В 1990-е гг. началось её постепенное восстановление (реставрация закончена в 2017 г.). Сегодня сохранившийся храм - это всё, что осталось от усадьбы Бибиковых.

В селе Шкинь Коломенского городского округа Московской области 22 января 2020 г. открыли памятник дворянскому роду Бибиковых. Они служили России со времён Ивана III, известны многочисленными трудами на благо России: воеводы и градоначальники, государственные и военные деятели, представители творческих профессий: писатели, актёры, педагоги, журналисты. Скульптурная композиция высотой 9,5 метров предложена архитектором Константином Фоминым, а установлена силами Российского военно-исторического общества. По своей композиции монумент представляет колонну из белокаменных блоков, которую завершает бронзовый герб рода Бибиковых. Часть колонны изготовлена из белых камней, которые остались от реставрационных работ Свято-Духовского храма, построенного Гаврилой Ильичом. Освятил памятник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, отметивший, что его открытие является символическим явлением возрождения Святой Руси, "ибо в наших воспоминаниях и молитвах соединяются все предки минувших веков, которые жили и служили великой России".

С сайта: www.foma.ru

От Рязанской трассы вправо уходит узкая асфальтированная дорога. Она неторопливо бежит через поля, окаймлённые почти на линии горизонта редколесьем, в сопровождении голубой ленты реки Северка….

Начало июня 2012 года. Стоя на перроне станции Куровская замечаю, что подают какую-то уж слишком длинную электричку. Ей оказался отмытый снаружи и начищенный изнутри ЭД4М-0230 в ярославских цветах с 11 вагонами. Для этих краёв это было как-то странновато, учитывая, что все эти кольцевые «паровозики» Куровской ходили в шести-(иногда в четырёх- (ЭМ2-005)) вагонном исполнении.

Ну, поскольку я впервые поехал тогда от Куровской до О.-Зуево, то вполне можно было расслабится, попить пивка и подумать на тему непонятных странностей. Впрочем, именно тогда и встал вопрос посетить Ратмирово и ….

2012 год. Конец июня. Нужная секция уходила в 9:32 утра от Воскресенска. В 10:06 я должен был уже сойти на платформе с названием Шкинь. Но, обо всём по порядку.


Воскресенск встретил меня напрочь забитым товарными путевым развитием. По громкой связи объявляют опоздание Жилёвской минимум на 30 минут. Ну, ничего, есть время фотографировать. Для начала великолепная тройка во главе с ЭД4М-0197. Компанию ей составили ВЛ11-м-322Б и ВЛ10-к-1032.


Позади них ЧМуха с бортовым 2034 занята вагонами, а ВЛ11 думает, ехать ли ему дальше.


От высокой Егорьевской платформы по расписанию отправляется ЭР2К-1184.


После неё на волю выпускают ВЛ10-у-595, которого мы потом опередили в Непецино.

А после него, спустя примерно 15 минут, лавируя по стрелкам, подъезжает и мой «электровозик». Вот и всё, обратной дороги нет. Ещё пока прохладный воздух солнечного утра благодатно действует на окружающее пространство. Вокруг хорошая атмосфера.

За окном проносятся красивые пейзажи утренней природы за ночь отдохнувшей от вчерашней жары.

Вскоре доехали до Шкини. Прошипев сжатым воздухом, двери с нужной стороны не открылись. Интересное путешествие, особенно когда непонятно какие двери закрылись и ты поехал дальше. Оказывается, что высадка шла с другой стороны. Ну да ладно, кое-как выбрался таки. Начинаю осматривать окрестности. Платформа здесь иная, не как везде, впрочем, как и любое другое место на кольце по-своему другое.

Тут опять же можно поспорить, но некогда. Тишину окружающей природы нарушил ВЛ11-м-304Б и уехал восвояси.

Пора уже и перестать слоняться по путям. Дорога ныне предстоит не близкая. План, вернее его первая часть, была такова:


А в общей сложности предстояло преодолеть около 11 километров. Из провианта в запасе было несколько бутербродов и два литра холодного кофе. Не упускаю возможность сфотографировать панораму окрестностей с железной дороги.

6 октября 2013 года. После продолжительных дождей и вечно пасмурной погоды наконец выдался теплый яркий солнечный день. Будучи еще в городе я наблюдал, как огромная тучища пасмурной влажности сваливает в область. Солнце начинает свой путь по чистому небу, и лишь редкие облака не намного загораживают светило.

Думать нечего. Быстро собираюсь, завожу сердце своего железного коня, и вот уже солнце мирно заглядывает через лобовое стекло в автомобиль своим ярким лучом. Дорога течёт своим чередом, вскоре показался указатель, значит направо - на Шкинь.

Невероятно красивые места. Поля пересекают полосы леса, а за ними снова поля и всё это в ярком теплом свете. Дорога здесь нынче поизносилась. Колеса то и дело натыкаются на «стиральную доску», которую тут сделали проезжающие гусеничные трактора, а прямо при подъезде к БМО из-под носа ушла жилёвская секция из Непецино. Перед переездом на БМО встал товарняк.

Решаю немного зависнуть тут и поснимать. Время шло, но из Непецино так ничего и не ехало.

А на подъезде к платформе Шкинь внезапно появился БТСник с наливным да и был таков. Ну, ничего, ещё что-нибудь поедет. И поехало. Так, что снимать против солнца неудобно. Снова БТС и снова с наливным. А после него мёртвая тишина.

Один из путей поменяли недавно.

Ну, вот не давалась мне движуха сегодня.

Неподалёку на земле стоит одинокое расписание. На этот раз им не стали оклеивать столб. Электричек в нем поубавилось.

Осматриваю открывшиеся с железной дороги виды. Вдалеке виднеется грандиозный по своей красоте Храм сошествия Святого Духа на апостолов (на карте обозначен: «1»).

Посещение этой святыни и станет первым пунктом моего путешествия.

И даже столбосятина не мешает созерцать осенний лес.

Вдалеке послышался шум.

В село рядом с одноименной платформой проходит асфальтированная дорога, которая, пройдя под тоннелем, что обозначен знаком на фото выше, выходит в поля на противоположной стороне железной дороги.

А мне в Шкинь по асфальту до поворота в село. Те же самые коровники, но уже год спустя, все ещё стоят в непонятно-неопределённом состоянии.

Июнь 2012 г. Ну, что ж. Пройдя вдоль путей, я вышел вот на такую асфальтированную дорогу. На фото вдалеке виден ограничитель высоты - это и есть въезд в выше упомянутый тоннель. Идти к нему от платформы надо вдоль путей в сторону Яганово 700 метров. Отсюда и начинается путешествие в край полей, в край, где когда-то построили грандиозные Храмы, которые стоят и по сей день.

В поле растёт картошка, что очень обнадёживает. Приятно видеть это. Тем более в наше время. Подмосковные поля либо заброшены, либо отданы под застройку, а это не всегда хорошо. Конечно, людям надо где-нибудь жить, но им также надо и есть. А тут пусть и небольшой, но уголок жизни.

По дороге стоят те самые старые коровники. С ними не понятно, есть ли в них жизнь, или нет.

Выяснять не нужно и прохожу мимо, запечатлев раритеты «не всевидящем око».

В одном рассказе я уже писал, что каждое место кольца имеет свой неповторимый образ, атмосферу, достопримечательности. Интересы участников сообщества, конечно, тоже варьируются, но объединяет нас всех одно - БМО. Поэтому я и считаю нужным рассказывать и об этой эпастасье кольца. И вот тут необходимо углубиться в историю.

Шкинь. Есть такое село в Непецинском сельском поселении Коломенского района Московской области. Село находится на берегу реки Северка, напротив деревни Борисово, расположенной на противоположном берегу. Село Шкинь относительно небольшое по размеру, в нём одна улица.

Село Шкинь на реке Северка известно с XV века, когда оно было по завещанию оставлено Василием Темным, великим князем Московским, своей жене Марии Ярославне. При Иване III село снова стало великокняжеским.

Село было значительным и торговым, по документам в начале XVIII в. в нём стояла церковь Архистратига Божия Михаила. В XVIII в. селом владел инженер-генерал-поручик Илья Александрович Бибиков (1698-1784), один из учёнейших генералов того времени. Бибиковы - семейство историческое, много сделавшее для России и русской культуры. Сын стольника Александра Борисовича Бибикова, Илья Александрович получил хорошее образование, и в 1715 г. начал службу по инженерной части под начальством генерал-фельдцейхмейстера графа Якова Вилимовича Брюса, относившегося к нему с большим расположением. В 1749 г. И.А. Бибиков произведён в генерал-майоры.

Когда едешь вдоль р. Северки по дороге из Непецино, то уже издалека виден храм села Шкинь. Великолепное зрелище: храм, во всём подобный собору Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Здесь граница Коломенского района. В Прусы, в Сапроново, где стояла деревянная Знаменская церковь, разрушенная в советское время, в Городню и другие селения ведут только просёлки.

Кто же построил среди полей огромный храм? Заказчиком строительства был генерал-майор Гавриил Ильич Бибиков (1746-1803), сын инженер-генерал-поручика Ильи Александровича Бибикова (ум. 1784), начальника Тульского оружейного завода, в чьём владении находилось село.

Гавриил Ильич Бибиков - московский меценат, построивший дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, имел свой театр. На концерты его крепостного оркестра, которым руководил крепостной дирижёр и композитор Даниил Кашин, собиралась вся Москва.

Вместо обветшавшего деревянного, в 1794 г. на средства Гавриила Ильича Бибикова началось строительство ныне существующего каменного храма.

Оно шло медленно, к 1800 г. были освящены приделы Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского. Такой человек, как Гавриил Ильич, мог доверить возведение храма только опытному архитектору. Вероятно, это был один из лучших учеников М.Ф. Казакова Родион Родионович Казаков (1758-1803), построивший в Москве около трёх десятков зданий.

Строительство велось под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова, в то время работавшего в Шкини.

Храм был расписан в начале и середине XIX в. Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время после закрытия и разорения храма в 1930-х гг., и приспособления под склад в 1960-х гг.

Часть проёмов была растёсана для въезда тракторов. После Гавриила Ильича селом владел его сын Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792-1870).

Д.Г. Бибиков умер 22 февраля 1870 г. и погребён в Александро-Невской Лавре. Его жена Софья Сергеевна получила, вместе с сестрой Елизаветой Сипягиной, от матери большое состояние, часть колоссальных мясниковских богатств, легших в основу бибиковского состояния.

Во 2-й половине XIX в. в Свято-Духовской церкви около 50 лет служил священник Гавриил Воскресенский. Это ему помогал блаженный Даниил в ремонте храма.

В 1906 г. священником церкви с. Шкинь стал Михаил Михайлович Остроумов (36 лет), сын священника Коломенского уезда. С 1905 г. церковным старостой был крестьянин с. Шкинь Дмитрий Иванович Трушкин (53-х лет), жалованье получал от крестьянского общества.


В советское время церковь была закрыта. Большой колокол с северной колокольни храма был сброшен.

Проём звона был расширен, чтобы пропустить сбрасываемый колокол, который, падая, отбил белокаменный карниз храма.

Церковь долго оставалась без службы после ареста священника, но всё было цело.

Местная жительница рассказывала, что растаскивать церковь начали после войны, все ходил и в лохмотьях, носить было нечего, таскали, стыдясь, по-тихоньку. В 1960-х гг. церковь снаружи была целой.

В наше время разоренный храм возвращён верующим, началось его восстановление.

В 1991 г. на чердаке одного из домов села был обретён большой образ преподобного Серафима Саровского.

Сам преподобный, явившись во сне жительнице села Серафиме Ивиной, указал, где находится икона. В 2003 г., к 100-летию его прославления, был совершён крестный ход с иконой преподобного по всей коломенской земле.

В 1996 г. в храме с. Шкинь начались регулярные богослужения в приделе Святителя Николая Мирликийского.

От усадьбы Бибиковых ничего не осталось. Красивый дом против церкви построен в начале XX в. и принадлежал купцу Квасову.



В 1852 г. в с. Шкинь было 99 дворов, в которых проживали 348 крестьян и 405 крестьянок.
Перво

Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь.

В 1795-1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И. Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался Родионом Казаковым, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А. Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов.

Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая.

ФОТОГРАФИИ

Богослужения были прерваны в 1930-х гг. Но вплоть до 1960-х гг. храм стоял в целости. Затем храм разорили и использовали как склад. Вплоть до 1991 г. церковь находилась в запустении. В 2003 г. в празднование 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой преподобного по всей Коломенской земле. В эти же дни состоялась первая Божественная литургия в главном, летнем храме - Сошествия Святаго Духа.

1 июня 2015 г. в храме Сошествия Святого Духа митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием была отслужена Божественная литургия. В этот день в храм была принесена десница великомученика Георгия Победоносца, доставленная из Греции.

Завершение реставрационных работ и освящение храма планируется провести в 2017 г.

Проезжая вдоль реки Северки из Непецина, издалека можно видеть храм села Шкинь - образец столичного архитектурного стиля и размаха, подобный собору Александро-Невской Лавры в Питере. Заказчиком данного строительства являлся Гаврил Ильич Бибиков (1746-1803) - известный московский меценат, построивших дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, владелец популярного в то время московского театра, человек с тонким вкусом, и что немаловажно, значительным состоянием.

В 1794 году на его средства в селе Шкинь, вместо обветшавшей деревянной церкви началось грандиозное строительство ныне существующего каменного храма. Строительство шло медленно, и к 1800 году были закончены и освящены только приделы Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского. Строительство столь значительного по размаху сооружение было доверено одному из лучших учеников М.Ф.Казакова - Родиону Родионовичу Казакову (1758-1803), построившему к тому времени в Москве около трех десятков зданий. Все работы велись под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова, в то время работавшего в Шкини.

Храм был расписан в начале и середине XIX века уже при сыне Г.И.Бибикова. По данным на 1852 год, в селе проживало 348 крестьян и 405 крестьянок в 99 дворах.

Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время. В 1930-х гг. храм был закрыт, но не разорен. По рассказам местной жительницы, растаскивать церковное добро начали после войны, когда все ходили в лохмотьях, носить было нечего, вот и пригодилось сбереженное церковное добро.

В 1960-е годы храм приспособлен под склад. В это же время были растесаны часть проемов для въезда тракторов и погрузочной техники. Когда сбрасывали колокол - растесали проем колокольни. При падении колокол отбил белокаменный карниз храма с западной его стороны.

Храм возвращен верующим и медленно восстанавливается. В 1991 году на чердаках одного из местных домов нашлась икона церкви - большой образ Серафима Саровского. С 1996 года проходят регулярные богослужения.

У стен церкви похоронен известный, почитаемый и поныне блаженный Даниил (1825-1884) - последние годы жизни проживший в селе Шкинь принимавший участие в ремонте и собиравший средства на содержание храма.

По книге О.Пэнежко «Коломна и окрестности. Храмы Коломенского района»



Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь.

В 1795—1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И.Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался Родионом Казаковым, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А.Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов. Главный престол — в честь Сошествия Святого Духа — располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая.

Постройка непрерывно украшалась и обновлялась. Особую роль сыграл в благоукрашения святыни блаженный Даниил Коломенский (1825—1884 гг.). Прозорливому Данилушке охотно жертвовали милостыню. Целые горы медных монет юродивый отдавал в шкиньский храм. На пожертвованные деньги были поправлены звонницы, отлит большой колокол, весь храм расписан заново. Блаженный похоронен у алтаря храма. Его духовный наставник и друг, настоятель Свято-Духовской церкви священник Гавриил Воскресенский бессменно возглавлял приход в течение 50 лет, пользуясь огромной любовью окрестных жителей.

Богослужения были прерваны в 1930-х гг. До 1960-х гг. храм стоял в целости. Затем храм разорили и использовали как склад. Вплоть до 1991 г. церковь находилась в запустении. А затем произошло чудесное событие. Жительнице Шкини, Серафиме Ивиной, во сне явился преподобный Серафим Саровский, который повелел ей обрести икону с его изображением, а затем вновь являлся, направляя поиски. И, наконец, действительно был обретен большой благолепный образ, скрытый на чердаке одного из шкиньских домов. С этого момента началось возрождение свято-духовской общины. В апреле 1996 г. восстановлено регулярное богослужение в одном из трех приделов — Никольском.

В 2003 г. в празднование 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой преподобного по всей Коломенской земле. В эти же дни состоялась первая Божественная литургия в главном, летнем храме — Сошествия Святаго Духа.

Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=340



Шкинь впервые упоминается в документах ХV века - в первой духовной грамоте Великого Князя Василия Васильевича (1462) и в одном из актов Симонова монастыря (сер. ХV в.). До 1671 года село числилось как дворцовое, а в указанном году "было пожаловано в вотчину князю Юрию Андреевичу Долгорукову за выдающуюся роль в подавлении мятежников Разина". В ХVIII веке село Шкинь Коломенского уезда Московской губернии, расположенное на правом берегу реки Северки, принадлежало генерал-майору Гавриле Ильичу Бибикову. Участник Суворовских походов, Г. И. Бибиков был более известен как хозяин и строитель роскошной подмосковной усадьбы Гребнево, в которой состоялось освящение каменной летней церкви во имя Гребневской иконы Божией Матери. А спустя три года - 25 августа 1794 года - вельможа получил от Коломенского епископа Афанасия новую храмозданную грамоту, теперь уже на строительство в селе Шкинь. Бибиков задумал возвести каменный храм с тремя престолами, главный из которых был посвящён одному из важнейших событий христианской истории - сошествию Святого Духа на апостолов, почитаемому как день образования вселенской Церкви.

В документе, ознаменовавшем начало строительства, было сказано: "По власти, от Бога нам данной, благословляем вместо оной деревянной вновь каменную церковь построить во имя Сошествия Святого Духа с двумя приделами. Благочинному Троицкой церкви, что в Ямской слободе, церкви священнику Михаилу Феодорову с надлежащим молитвословием обложить, и нам рапортовать, а просителю по подобию прочих святых церквей оную строить, и всем приличным снабдить. А притом наблюдать, чтобы алтари были не тесные и престолы не выше и не ниже аршина и 6 вершков; когда зданием оная церковь с приделами совершится, и как утварью, так и книгами и сосудами серебряными снабжена будет, тогда оный благочинный должен описать вес и к ним представить. Потому священными антиминсами и об освящении благословением нашим снабдить ту церковь не оставим. Дана сия грамота за подписанием нашей руки с приложением печати в городе Коломне, которую по построении новой каменной церкви хранить в оной всегда". Новый храм возводили на месте прежнего, освящённого во имя Архистратига Михаила и называвшегося в документах ХVIII века Архангельским. Однако попытка строительства в камне была предпринята не в первый раз.

В 1762 году Иван Андреевич Друцкий-Соколинский обратился к епископу Коломенскому и Каширскому Порфирию за разрешением выстроить в Шкини каменную церковь, так как деревянная была "давнего построения вся весьма обветшалая" и священнослужение совершалось "в немалой нужде". Храм предполагалось возвести неподалёку от деревянного, на том же самом погосте, и назвать в честь праздника Преображения Господня, с приделом Архистратига Михаила, о чём и была получена храмозданная грамота. Но строительству не суждено было начаться, и новый хозяин Шкини, князь генерал-поручик Василий Владимирович Долгоруков, в 1775 году направляя епископу просьбу, писал по-прежнему об "Архангельской церкви". В 1791 году клировые ведомости показали увеличение прихода храма Шкини на 60 дворов. Вероятно, это было связано с утратой Никольской церкви в селе Борисово, которое располагалось напротив, на левом берегу Северки. Имя архитектора, к которому обратился Г. И. Бибиков за помощью в строительстве, до настоящего времени неизвестно. Современные исследователи, отмечавшие "несомненное мастерство проектировщика", предполагали авторство В. Баженова, Родиона Казакова и даже губернского архитектора И. Селехова. Лишь в начале ХХI века было замечено типологическое сходство храмов Шкини и Гребнева, возведённых по заказу Бибикова почти одновременно. Автором проекта гребневской церкви стал подпоручик архитектуры Иван Иванович Ветров (Иоганн Ветер), а идея внутреннего убранства принадлежала капитану архитектуры Степану Васильевичу Грознову (Грязнову). К тому же оба они состояли на службе в военно-инженерном ведомстве, подчинённом Г. И. Бибикову.

Строительство, начатое в 1794 году, длилось шесть лет. Возведённый к 1800 году, храм являл собой зрелище необычайное и характеризовал "целый этап развития русской архитектуры", Редкими для сельского храма были не только размеры - длина 38 м, ширина 10 м, - но и его облик. Два десятка белокаменных колонн окружали храм с апсидой. Украшением западного фасада были крытая паперть, увенчанная аттиком, и две двухъярусные колокольни - северная и южная. Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - помещался в летней части храма. В зимней, отделённой стеклянной перегородкой и отапливаемой двумя голландскими печами, располагались престолы в честь Архангела Михаила и святителя Николая. Храм был богато декорирован лепными и резными деталями. Нужный для строительства и отделки белый камень добывался около Коломны, из низовьев Москвы-реки. Об этом свидетельствует, по мнению исследователей, производивших осмотр здания храма, качество известняка "без отбраковки с включением раковин". Добытый, по видимому, там же жёлтый доломит, несмотря на высокую твёрдость и прочность, из-за насыщенности водой вскоре стал разрушаться, что сказалось на внешнем облике колонн (подмосковный доломит не выдерживает и 30 циклов замораживания и оттаивания). Из белого камня были выполнены цоколи, колонны и капители, карнизы с медальонами, узорное основание главы ротонды и другие многочисленные элементы декора. К строительству были привлечены местные крестьяне. И среди них мог оказаться уроженец соседнего села Борисово, потомственный каменщик Иона Губонин, державший каменотёсную мастерскую в Подольске. В 1800 году Свято-Духовский храм был освящён.

После смерти Г. И. Бибикова в 1803 году Шкинь перешла во владение его второй жене - Екатерине Александровне Бибиковой (Чебышевой). Ко второй половине ХIХ века Свято-Духовской храм начал ветшать, одновременно обновлялся и украшался святынями. В 1848 году по прошению церковного причта была построена ограда церкви с белокаменными воротами, облицованными кирпичом. После 1850-х годов храм был отремонтирован и расписан, в том числе и на средства, несколько десятилетий собиравшиеся юродивым Данилушкой Коломенским, которого призрел настоятель храма - священник Гавриил Воскресенский. С правой стороны от алтаря сохранилась единственная могила от погоста, некогда располагавшегося вокруг Духовского храма. Здесь в 1884 году был похоронен блаженный Данилушка, труды которого по обновлению и украшению храма стали известны далеко за пределами Шкини.

23 февраля 1922 года вышел декрет об изъятии церковных ценностей на всей территории страны, что было началом разорения и осквернения многочисленных православных святынь. Не избежал этой участи и Свято-Духовской храм Шкини, в результате изъятия для передачи в ГОХРАН в фонд помощи голодающим, из церкви было изъято чистого серебра шестнадцать фунтов тридцать шесть золотников (7 кг 394 г). Службы в Свято-Духовском храме в 1920-х годах продолжились. Последним священником перед закрытием был отец Василий (Воинов). Сам храм был закрыт в 1930-е годы и впоследствии разграблен. 23 августа 1959 года архитектором Г. К. Игнатьевым был произведён технический осмотр здания под складское помещение совхоза "Индустрия". Вскоре на обмеренной площади - 470 кв. м - стали хранить удобрения, а немногим позже были растёсаны внутренние проёмы для проезда сельхозтехники.

В "Паспорте памятника культыры, Свято-Духовской церкви с. Шкинь. №223. А114 1362" сказано о произведённой в 1966 году консервации строения архитектором М. Б. Чернышовым. Указано также, что церковь была принята под охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года, №1327. Видимо, именно это дало возможность говорить о "незаурядном храме эпохи классицизма" в советских путеводителях по Московской области, а также породило легенду об "оригинальном облике, близком к собору Александро-Невской лавры в Ленинграде". В 1975 году был разработан проект реставрации под руководством архитектора С. П. Орловского, сопровождавшийся фотосъёмкой. Она зафиксировала не столько повреждения здания, сколько проступающие за ними остатки былой красоты храма. В конце 1987 года появилось известие, что ВООПИиК выделило 500 тысяч рублей на реставрацию церкви в Шкини, но судьба этих денег так и осталась неизвестной. Настоящее восстановление храма и возрождение в его стенах духовной жизни началось лишь в начале 1990-х годов.

7 сентября 1991 года была образована община верующих из 24 человек, принявшая Гражданский устав. С 1993 года богослужения в Шкини совершал настоятель Знаменского храма села Непецино Димитрий Киреев. 18 марта 1996 года в приход был назначен священник Олег Горбачёв, и начались регулярные богослужения в Никольском приделе. В 2001 году настоятелем Свято-Духовского храма стал священник Иоанн Новиков. В 2007-2009 годах церковь была включена в Федеральную программу финансирования и была начата реставрация. 10 мая 2015 года состоялось освящение 10 колоколов, которые были подняты на восстановленные храмовые звонницы. Самые большие из них: Благовестник - весом 5200 кг, вседневный колокол - 2000 кг, великопостный - 530 кг. 19 декабря 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Никольский придел, 5 июня 2017 года он же возглавил чин Великого освящения Свято-Духовского храм села Шкинь.

Из книги: Индзинская А. В. "Свято-Духовский храм села Шкинь". - Коломна, изд-во: Старое Бобренево, 2017



Усадьба Шкинь с 1782 года принадлежала Георгиевскому кавалеру, участнику Русско-Турецкой войны 1768-1774 гг., генерал-майору Гавриле Ильчу Бибикову. На его средства в конце ХVIII в. в Шкини был возведён величественный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (Свято-Духовский храм). В 1936 г. церковь была закрыта. В 1990-е гг. началось её постепенное восстановление (реставрация закончена в 2017 г.). Сегодня сохранившийся храм - это всё, что осталось от усадьбы Бибиковых.

В селе Шкинь Коломенского городского округа Московской области 22 января 2020 г. открыли памятник дворянскому роду Бибиковых. Они служили России со времён Ивана III, известны многочисленными трудами на благо России: воеводы и градоначальники, государственные и военные деятели, представители творческих профессий: писатели, актёры, педагоги, журналисты. Скульптурная композиция высотой 9,5 метров предложена архитектором Константином Фоминым, а установлена силами Российского военно-исторического общества. По своей композиции монумент представляет колонну из белокаменных блоков, которую завершает бронзовый герб рода Бибиковых. Часть колонны изготовлена из белых камней, которые остались от реставрационных работ Свято-Духовского храма, построенного Гаврилой Ильичом. Освятил памятник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, отметивший, что его открытие является символическим явлением возрождения Святой Руси, "ибо в наших воспоминаниях и молитвах соединяются все предки минувших веков, которые жили и служили великой России".

С сайта: www.foma.ru

Перед тем, как пооехать пофотографировать церкви в соседских селах я, естественно, погуглил куда я еду:

  1. Пруссы - - шатровый каменный храм 1575-1576 гг
  2. Мещерино - крепостной Ермаков завел мануфактуру, выкупил себя, потом выкупил село и дом фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева, сподвижника Петра I, разобрали этот дом, а из кирпичей пристроили богадельню к Храму... По слухам богатство к ним пришло после удачного набега на французский обоз в 1812 году... В 1895 г. Флор Яковлевич Ермаков завещал свыше трех миллионов рублей для раздачи бедным «на помин его грешной души».
  3. Покровское - храм построен в конце XVI в. и принадлежит к усадебным церквям «годуновского типа».
  4. Авдотьино - просветитель-масон Новиков, копал подземные ходы в соседние села (Троицкое, Марьинку). Строил каменные избы для своих крепостных.

02 Село находится правом на берегу реки Северки, напротив деревни Борисово, расположенной на противоположном берегу. Село Шкинь небольшое по размеру, в нём только одна улица — Новая.

03 Село Шкинь связано с центром сельского поселения селом Непецино асфальтированной дорогой, протяжённостью 9 км. Между сёлами имеется автобусное сообщение. Также имеется железнодорожное сообщение с Москвой — до станции Шкинь ходят электрички

04 В селе находится церковь Сошествия Святого Духа (полное название — Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов). Эту церковь также называют Святодуховская церковь, Духовская церковь и Духосошественская церковь. Церковь является действующей православной церковью а также памятником архитектуры XV—XVIII веков и достопримечательностью села.

05 Проезжая вдоль реки Северки из Непецина, издалека можно видеть храм села Шкинь - образец столичного архитектурного стиля и размаха, подобный собору Александро-Невской Лавры в Питере.

06 Заказчиком данного строительства являлся Гаврил Ильич Бибиков (1746-1803) - известный московский меценат, построивших дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, владелец популярного в то время московского театра, человек с тонким вкусом, и что немаловажно, значительным состоянием.

07 В 1794 году на его средства в селе Шкинь, вместо обветшавшей деревянной церкви началось грандиозное строительство ныне существующего каменного храма.

08 Строительство шло медленно, и к 1800 году были закончены и освящены только приделы Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского.

09 Строительство столь значительного по размаху сооружение было доверено одному из лучших учеников М.Ф.Казакова - Родиону Родионовичу Казакову (1758-1803), построившему к тому времени в Москве около трех десятков зданий.

10 Все работы велись под наблюдением губернского архитектора И.А.Селехова, в то время работавшего в Шкини

11 Храм был расписан в начале и середине XIX века уже при сыне Г.И.Бибикова. По данным на 1852 год в селе проживало 348 крестьян и 405 крестьянок в 99 дворах.

12 Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время. В 1930-х гг храм был закрыт, но не разорен.

13 По рассказам местной жительницы, растаскивать церковное добро начали после войны, когда все ходили в лохмотьях, носить было нечего, вот и пригодилось сбереженное церковное добро. В 1960-е годы храм приспособлен под склад. В это же время были растесаны часть проемов для въезда тракторов и погрузочной техники. Когда сбрасывали колокол - растесали проем колокольни. При падении колокол отбил белокаменный карниз храма с западной его стороны. У стен церкви похоронен известный, почитаемый и поныне блаженный Даниил (1825-1884) - последние годы жизни проживший в селе Шкинь принимавший участие в ремонте и собиравший средства на содержание храма.