Какая вера, религия и ритуалы в Болгарии? Религия болгарии Религиозный состав болгарии.

На территории современной Болгарии есть множество исторических объектов, которые тесно связаны с религией. В первую очередь, это древние фракийские святилища и гробницы - долмены, которые датируются II-I тысячелетиями до нашей эры. Они расположены возле сёл Свештари м Мезек, а также недалеко от городов Казанлык и Стрелча.

В конце первого тысячелетия нашей эры, когда возникла необходимость в укреплении Болгарского государства, его официально приняло христианство. Тогда же в стране стали появляться первые христианские церкви, построенные по типу базилик. Протоболгарам, фракийцам и славянам, которые населяли Болгарию, религия помогла сплотиться и устранить имевшиеся межэтнические различия.

Христианство было принято болгарами в 864 году

Вначале болгарский князь Борис I хотел приобщить свое государство к католической церкви. Но Византия начала против Болгарского царства военные действия и вынудила князя принять крещение у своего православного императора.

Восточно-христианское православие остается официальной религией страны и до сих пор. Его характерными отличиями являются наличие церковного искусства и общих литургий. Кроме того, здесь существует преемственность апостольской веры, а церковь возглавляется патриархом.

Различные народы, которые населяли Болгарию в разные времена, тоже сделали свои взносы в ее . Так, например, ислам получил наибольшее распространение во время владычества Османской империи. Многие языческие здания тогда были превращены в мечети. В городе Шумен расположен самый большой мусульманский комплекс «Томбул Джамия», построенный в 1774 году. Он включает в себя мечеть с медресе, кладбище, библиотеку и павильон с минеральными источниками.

Какие религии в Болгарии, помимо христианской

В Пловдиве интерес для паломников представляют мечети Имарет и Джумая, в Софии - мечети Баня Баши и Бююк, в Разграде - мечети Ахмед Бея и Ибрагима Паши, а также мечеть Байракли в Самокове. Следует сказать, что некоторые культовые объекты почитаются мусульманами и христианами одновременно. Во время религиозных представители двух этих общин посещают монастырь «Демир Баба», а также остатки разрушенного села Оброчище, неподалеку от Варны.

Католицизм тоже появился во время турецкого господства, когда в Болгарию приезжали торговцы и рудокопы из западных стран. На сегодняшний день католические церкви есть в Софии, Пловдиве и некоторых других населенных пунктах.

Кроме того, в стране действуют синагоги, евангелистская, румынская, русская и армянская церкви. А в некоторых районах Болгарии распространен даже дыновизм.

В современном мире является светским государством. Право человека на свободу в выборе религии закреплено в конституции страны. Традиционно большинство жителей (около 75 процентов) считают себя приверженцами православия. Также в Болгарии распространены протестантизм, католицизм, иудаизм и ислам.

Из истории

О христианской религии на территории Болгарии узнали в I веке н. э. В Варну прибыл ученик Павла, одного из апостолов. Его звали Амплий, и он основал первую в стране епископскую кафедру. С этих пор начали появляться христианские храмы, художники стали писать иконы. В IV веке в столице Софии прошло собрание епископов в целях укрепления согласия между церквями Запада и Востока. Распространение христианства по территории государства началось только в IX веке. Царь Борис I принял решение о том, что страна должна принять крещение, и это произошло.

Сейчас в столице можно увидеть в непосредственной близости друг от друга храмы разных религий и конфессий. До наших времен сохранилось не так много религиозных сооружений Средневековья. Среди них есть храм святой Параскеве-Петке Тырновской, датируемый XIII в. А известный памятник - собор Невского - был построен лишь в 1908 г.

Ислам

Во времена турецких завоеваний местных жителей заставляли насильно принимать ислам, ставший еще одной религией Болгарии. Многие мусульмане переселялись на территорию страны из других государств. Постепенно численность приверженцев этой религии возросла. Ислам приняли цыгане, греки, некоторые болгары - для того, чтобы избавить семьи от необходимости платить налог туркам.

В XVIII-XIX веках численность мусульман среди жителей страны стала сокращаться. Многие покинули страну. Остались лишь отдельные поселения исповедующих ислам в юго-восточной части страны. В основном это цыгане, турки, помаки (так называют исламизированных болгар), есть и некоторые другие народности: арабы, боснийцы. По стране действуют несколько мечетей. Главная находится в столице, там же, где и собор Святого Александра Невского. Мечеть Баня Баши была выстроена в XVI веке, она одна из старейших во всей Европе. Уникальный исторический памятник выполнен из кирпича и камня, имеет в своей конструкции множество башенок, колонн, арок, изящный минарет. Мечеть была построена Синаном, известным инженером времен Османской империи.

Иудаизм

Иудеи издавна встречались на территории Республики Болгария. Еврейский народ жил во Фракии еще во времена существования Римской империи. Об этом свидетельствуют найденные археологами руины синагог в некоторых провинциальных городах и поселках. Особенно массовое переселение евреев в началось с VII века. Народ, терпевший гонения в Византии, искал более спокойных мест для жизни. Определенные права пообещал иудеям султан Османской империи, надеясь, что они помогут обогатить государство. В то время возникли три крупные еврейские общины: Ашкеназы, Сефарды и Романиты. Со временем права евреев сравнялись с правами обычных граждан Болгарии. Они служили в рядах армии, принимали участие в войнах.

После Второй мировой иудеи стали массово переселяться в Израиль. Уехали более 40 тысяч человек. На сегодня численность приверженцев иудаизма составляет всего одну сотую долю процента. При этом синагоги сохранились во многих городах Болгарии, действующих - только две. Величественная Софийская синагога была открыта в 1909 г.

Это необычное архитектурное сооружение построено в стиле Мавританского возрождения. Богатые интерьеры украшает тяжелейшая люстра весом в 1,7 тонны. Находится здание в центральной части города. Вторую синагогу Болгарии можно увидеть в г. Пловдиве.

Христианство в Болгарии

Христианская религия в стране представлена тремя направлениями. Кроме людей православных, есть также приверженцы протестантизма (чуть более одного процента) и католицизма (0,8 процентов). Церковь не зависит от власти государства и других церковных организаций. Начало распространения католической веры приходится на XIV век.

В отличие от нынешнего положения, при коммунистическом режиме верующие люди испытывали строгое порицание и нападки со стороны власти. Запрещено было издавать и иметь дома религиозную литературу. Такое положение продлилось до 70-х годов.

Постепенно в Болгарии стало терпимым. К концу прошлого века появилось огромное количество сектантских движений, общин. Сейчас, несмотря на то что большая часть населения относит себя к христианам, люди стали менее религиозны, реже посещают церковь, практически не соблюдают религиозные обычаи, посты. Главой Болгарской является Патриарх, в принятии некоторых важных решений участвует Синод митрополитов.

Протестантизм

Во второй половине XIX в. в болгарском городке Банско впервые появилась община протестантов. Предполагают, что это стало результатом деятельности миссионеров, прибывших из Америки. В северной части страны распространяется методистская конфессия, идет возведение первых церквей. На юге стали появляться последователи конгрегационализма. А в конце века организуются общины баптистов и адвентистов. Спустя еще несколько десятилетий состав групп протестантов пополняется прибывшими из России пятидесятниками.

Сейчас разные конфессии взаимодействуют между собой. Продолжает расти численность пятидесятников, эту веру принимают многие цыгане. Некоторые общины серьезно занимаются образовательной деятельностью, устраивают собственные институты, курсы. Все эти многочисленные организации разных конфессий не только сосредоточены в столице, но присутствуют также в Плевне, Ставерцах и некоторых других городах.

Армянский апостолизм

Апостольская также является ответвлением христианства и одной из религий Болгарии. Армянская община переселилась в эту страну во времена геноцида 1915 г. Численность народа выросла в последние 20-30 лет, и теперь община насчитывает более 10 тысяч человек (а по некоторым данным, более 50 тыс.). Армяне проживают в Софии, Бургасе, Пловдиве и других населенных пунктах.

В период коммунизма, как и другие религиозные объединения, община испытывала серьезные трудности. Возрождение произошло после 1989 г. С распадом Советского Союза и налаживанием отношений Армении и Болгарии в страну вновь стали прибывать новые члены диаспоры. Армяне заботятся о сохранении традиций и культурного наследия, стараются облагораживать храмы. В их числе - церковь святого Георгия в Пловдиве, церковь в Бургасе, построенная в память о событиях геноцида.

Большинство этнических болгар принадлежит к Болгарской православной церкви, хотя есть также небольшое количество мусульман (помаки), протестантов и католиков. Большинство турок и многие цыгане являются мусульманами, в то время как некоторые из них (особенно цыгане) являются христианами.

В Болгарии и у православных христиан, и у мусульман встречаются языческие верования и обряды. Среди помаков и цыган христианское и исламское верования и практики часто сосуществуют. Другие религии включают иудаизм, армянское православное христианство, а также различные протестантские церкви и секты.

Православное христианство закреплено в конституции в качестве традиционной религии Болгарии, а церковь имеет связи с национальными группами. Государственное регулирование религиозных проблем уменьшилось после падения социализма в стране.

Тем не менее, политическое вмешательство остаётся фактором в религиозных делах. Расколы в православной и мусульманской общинах в 1990 – х годах (вызов легитимности руководства, которые установилось в государстве после социализма) преследовали политические интересы. Прозелитизм заграничных церквей и сект считается большой угрозой национальной идентичности.

Большинство православных болгар, а также мусульмане не религиозны, то есть они не совершают обрядов и ритуалов. Многие являются атеистами, что стало отчасти результатом государственной политики социалистического правительства, которое всячески дискредитировало религию.

Несмотря на некоторое возрождение интереса к религиозным обрядам после падения социалистического режима, религиозные практики стали во многом своеобразными маркерами культурной идентичности.

Религиозные практики

Православную церковь возглавляет патриарх, председательствующий в Священном Синоде (или Церковном Совете). Также существует иерархия региональных архиепископов, епископов и священников. Есть также монастыри, где монахи и монахини практикуют жизнь религиозной преданности и учёности.

Мусульманская община управляется Верховным Советом мусульман под управление главным муфтием (религиозного судьи). Существует иерархия региональных муфтиев, имамов (духовенство), а также религиозных учителей.

Ритуалы и святые места Болгарии

Для христиан и мусульман наиболее значительными ритуалами, связанными с прохождением жизни: рождением, браком и смертью являются крещение (для христиан) и обрезание (для мусульман). Христианские праздники включают в себя Рождество, Пасху, посты и дни святых.

Богослужения проходят по воскресным дням и часто бывают ежедневными. Люди часто посещают церкви, чтобы помолиться святым, поставить свечи за здравие или упокой близких.

Мусульманскими праздниками являются Рамадан (месячный пост) и праздник жертвоприношения (Курбан Байрам). Особо верующие и религиозные мусульмане посещают мечеть по пятницам, а также совершают ежедневные молитвы.

Церкви и особенно монастыри считаются священными не только для православной церкви, но и для всего народа, ведь они сыграли значительную роль в национально – освободительной борьбе.

Смерть и жизнь после смерти

Православные христиане и мусульмане верят в загробную жизнь. Для обоих конфессии надлежащее соблюдение всех необходимых ритуалов, связанных со смертью и погребением, играет решающее значение для правильного прохождения души в загробный Мир.

Болгария – светское государство. Как и все конституционные республики, она предоставляет свободу вероисповедания, что закреплено в Конституции страны. Религиозные институты и учреждения здесь отделены от государства. В стране представлены разные религии и конфессии. Верующими себя считает около 80% населения страны, хотя всего 13,6% из них регулярно посещает службы.

Самую большую конфессию составляют христиане – 85% всего населения. Главной религией страны по традиции с IX в. официально считается восточно-православное христианство. Его исповедует 82,6% жителей Болгарии. 0,6% населения (44 000 человек) исповедуют католицизм и 1,12% - протестантизм (греко - католики и протестанты). Есть приверженцы армяно-григорианской православной церкви, последователи различных христианских сект: пятидесятники, методисты, баптисты, адвентисты и др.

Второй по влиянию и численности приверженцев религией в Болгарии является ислам. Почти 13 % верующих жителей страны (около 1 миллиона человек) – мусульмане.

В Болгарии живет и небольшое число представителей иудаизма.

В стране действуют также русская, румынская и евангелистская церкви.

На территории современной Болгарии много исторических языческих культовых объектов: древние фракийские святилища и гробницы - долмены, датируемые II-I тысячелетиями до н.э. Они находятся недалеко от сёл Свештари м Мезек, а также городов Стрелча и Казанлык.

Православие

Христианство пришло в Болгарию в І веке н. э. Согласно преданиям, Амплий, ученик апостола Павла, основал первую епископскую кафедру в г. Одес (нынешняя Варна). По свидетельству Евсевия Кесарийского, во II веке епископские кафедры существовали уже и в болгарских городах Дебелт и Анхиал. Епископ Сардики (теперешняя София) Протогон был участником Первого вселенского собора в 325 году.

В середине IX в., в 865 году, царь Болгарии святой князь Борис I первым принимает христианство. Его крестил греческий миссионер. Вслед за этим событием произошло массовое крещение болгарского народа. Умный и острожный Борис понимал, что христианство поможет ему объединить народ Болгарии, укрепить болгарское государство, свою власть и влияние. К тому же к концу первого тысячелетия сложились политические, экономические и социальные условия для быстрого распространения христианства. Народ принимает православие, оно становится частью его культуры и жизни. В следующем десятилетии болгарская христианская церковь становится автокефальной (независимой) под юрисдикцией Константинопольского патриархата. С тех пор православие несколько раз теряло свою независимость. С 1953 года она снова стала автокефальной, т.е. управляет своей внутренней жизнью сама, и занимает в диптихе (списке церквей, упоминаемых во время торжественных литургий) 6 место. Возглавляет болгарскую ортодоксальную церковь Патриарх Болгарии, который совместно с Синодом митрополитов представляет и осуществляет верховную религиозную власть. Службы в церквях Болгарии ведутся на болгарском языке. Болгарская православная церковь делится на епархии, а те, в свою очередь, на энории, которые возглавляют священники (обычно женатые).

Православие сыграло важную роль в формировании болгарской нации. Во времена владычества иноземцев оно помогло сохранить родной язык и, во многом, и культуру. Первые христианские церкви начинают строиться в конце 1-го тысячелетия.

Католицизм

Католицизм - третья по числу приверженцев после православия и ислама религия в Болгарии. Принадлежит к греко-католической церкви. Первые представители католицизма появились в стране в XIV в.во время господства турок. Это были купцы и рудокопы из стран Западной Европы, исповедующие римо-католичество. В XVI - XVII вв. в католичество перешли павликиане – потомки одного из самых крупных по размаху и влиятельных еретических движений средневековья, зародившегося в Армении в VII веке. Из-за религиозных преследований турками в XVIII в. павликиане вынуждены были бежать с территории бывшей Византийской империи за Дунай и обосновались в районе Банат. Они стали называться банатскими болгарами. И сегодня на границе с Сербией и Румынией живет 10-15 тысяч потомков павликиан (банатских болгар), которые исповедуют теперь римо - католичество. Часть их приняла ислам (помаки) и живет в Греции, Турции и Македонии (бывшая Югославия). В начале XX в., во время геноцида армян в Турции, в Болгарию бежали армяне, представители армянской православной церкви. В стране есть католические церкви и соборы: в Софии, Пловдиве и других городах.

Ислам

Это вторая по числу последователей религия в Болгарии. Ислам пришел после завоевания страны турками в ХIV веке и насаждался, практически насильно, большей частью среди горожан. Мусульмане Болгарии различаются этнически. Самую большую группу представляют мусульмане турецкого происхождения - этнические турки, которых в стране более 713 000 человек. Они компактно живут на северо-востоке страны и на границе с Турцией: в Шумене, Разграде, Кырджали, Хасково. Ислам исповедуют также около 130 000 этнических болгар – помаков, в XV - XVII в. насильно обращенных в ислам. Они живут в основном в Родопах. Третьими по численности считаются цыгане (103 000 человек), живущие по всей стране небольшими группами. Мусульманство в Болгарии исповедуют также татары, арабы, черкесы (20000 человек), попавшие в Болгарию в XIX в., албанцы и боснийцы.

Мусульмане Болгарии в большинстве своем сунниты (0,03%). Шиитов в стране около 80000 человек.

В стране много мечетей. В столице Болгарии Софии находится одна из старейших в Европе, интерес представляют мечети Бююк и Баня Баши. Самый большой мусульманский комплекс, включающий мечеть, медресе, кладбище, библиотеку и павильон с минеральными источниками, «Томбул Джамия» находится в г. Шумен. Построен он в 1774 году. Мечети есть в Пловдиве (Имарет и Джумая), в Разграде (мечети Ахмед Бея и Ибрагима Паши), в Самокове (Байракли). Интересно, что некоторые из культовых объектов - Демир Баба и развалины села Оброчище (недалеко от Варны), одновременно почитаются и мусульманами, и христианами.

Иудаизм

Иудеи живут в Болгарии уже 2000 лет. В средние века на ее землях поселились евреи из Центральной Европы. Здесь нашли убежище также целые общины евреев, изгнанные из Испании католическими королями. В начале Второй мировой войны в стране было около 60000 представителей иудаизма. Они смогли избежать участи, которая постигла евреев в других странах, окуппированных нацистами. 90% болгарских евреев эмигрировали в Израиль, когда было создано государство. Сегодня еврейская община в Болгарии немногочисленна. Во многих городах есть синагоги: Софии, Пловдиве, Самокове, Русе, Видине и др.

Религиозные общины Болгарии существуют официально и живут дружно.

В 342 году в Сердике (теперешней Софии) был проведен религиозный сбор епископов для укреплении согласия между западными и восточными церквями.

Мало земель в мире было подвергнуто такому количеству нашествий и переселений с древности до средних веков.

В этом водовороте христианские общности уцелели только в некоторых изолированных местах.

Среди новых завоевателей в VI веке преобладающая часть была славянской; в следующем веке проболгары во главе с ханом Аспарухом пересекли Дунай и соз- дали государство - Болгария .

Славяне объединились в борьбе против византийцев. При этих обстоятельствах не могло быть и речи о крещении: запад был в полном упадке, латинские мессионеры были полностью заняты приобщением к христианству германских народов и прибывшие из Византии мессионеры были враждебно встречены из-за постоянных войн между империей и болгарами.

Это положение полностью изменилось в середине IX века. Именно тогда сочетаются социальные, экономические и политические факторы, способные облегчить распространение христианства.

Осторожный и благоразумный предводитель болгар - царь Борис I дал себе отчет в том, что не должно остаться ни одного язычника, что крещение (принятие христианской религии) укрепит его авторитетно его будут считать не обыкновенным предводителем, а "божьим избранником", и это даст ему возможность быть первым среди военной аристократии.

В 1865 году царя крестил греческий мессионер и его примеру следуют широкие массы вопреки недовольства аристократии.

Восточноправославная религия воспринимается народом, проникает вето жизнь и культуру. Первый ее социально - политический результат выражается в процессе слияния проболгар и славян.

Преобладающей религией в Болгарии является православная . Сохраняя свойственную ей ортодоксальную структуру, болгарская церковь, принявшая те же догмы и дисциплины, что и остальные православные церкви, является автокефальной церковью, т.е. управляет своей внутренней жизнью совершенно независимым образом.

Болгарская церковь возглавляется Патриархом , который совместно с Синодом митрополитов осуществляют верховную власть.

Митрополиты в соответствии с религиозными канонами несменяемы, т.е. после избрания верующие не могут быть перемещены из одной епархии в другую. Исключение возможно лишь при повышении в сан патриарха.

Каждая епархия разделена на определенно число енорий. Каждая енория оглавляется руководителем, который по православным правилам в большинстве случаев - женатый священник.

Вопросы материального обеспечения решаются светским (мирским) советом. Духовенство пользуется также и установленной системой социального обеспечения.

Кроме упомянутой восточноправославной церкви в Болгарии , которая объединяет часть христианства в Болгарии, остальные христианские исповедания составляют малую часть: католики, армяне, протестанты.

Существует определенное количество последователей различных сект: методисты, баптисты, конгреционалисты, адвентисты и другие.

В начале Второй мировой войны в Болгарии было приблизительно 60 000 евреев. Благодаря вмешательству властей и всего народа они избежали своего фатального конца, который постиг многих их собратьев по религии в других странах, оккупирован- ных нацистами.

После создания государства Израиль , 90 % болгарских евреев эмигрировали. Израильтянская общность имеет синагоги в Софии, Пловдиве, Русе, но прихожан немного.

Ислам в Болгарии - естественное последствие османского ига. Мусульмане в Болгарии представляют наиболее многочисленную прослойку после православных. По этническому признаку они делятся на три группы:

Турки, живущие компактными массами в областях Шумена, Разграда, Кырджали, Хасково,
- цыгане, разбросанные малыми группами по всей стране,
- помаци, имеющие христианский корень, принявшие насильно ислам во время турецкой оккупации в середине XVII века, чаще всего встречаются в Родопах.

Все эти религиозные общности существуют легально и живут в мире и согласии.