Церковь в вероне на горе. Соборы и храмы вероны

Верона - город, в основном известный благодаря «Ромео и Джульетте», ведь именно здесь происходят описываемые Шекспиром события. Однако, во дворик Джульетты я так и не попал и ни разу не жалею, ведь в Вероне огромное количество других, гораздо более примечательных памятников. В этом посте я расскажу о четырех соборах города: Дуомо, Сан Дзено, Сан Фермо и Сант’Анастасья. Это огромный пост с кучей фотографий и букв. Начну, пожалуй, с Дуомо - кафедрального собора, построенного в XII в. в романском стиле. Заметная реконструкция XIV-XV вв. придала собору готические черты.
Дошедшая до наших дней кампанила строилась в несколько этапов - фундамент и первые несколько метров - романские, середина - начала XVI в. (проект Микеле Санмикели), а верхняя часть была построена лишь в XX в. Однако, кампанила так и не была завершена. Из-за отсутствия финансирования уже долгое время проект достройки остается лишь на бумаге.
От романского собора сохранились некоторые каменные украшения фасадов. Во-первых это потрясающий портал главного фасада с портиком. Портик создавался местным мастером Никколо. На фото рельефный люнет над входом - по центру «Богородица с младенцем», слева - «Поклонение пастухов», справа - «Поклонение волхвов».
Один из двух грифонов.
На откосах за колоннами изображены апостолы. Ещё детали главного фасада (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
На южном, боковом фасаде, также сохранились скульптурные группы, но выполненные позднее, в «ломбардском стиле». Особенно примечательны львы
Заходим внутрь. Интерьер преимущественно XV-XVI вв.
Главные художественные ценности это «Поклонение волхвов» Либерале да Верона… … и «Вознесение Богородицы» Тициана. Последний получил заказ после того, как написал для венецианской Фрари алтарный образ на тот же сюжет. Капелла, в которой представлена картина, построена по проекту Якопо Сансовино.
Колонны центрального нефа выполнены из красного веронского мрамора. Центральный алтарь - проект Микеле Санмикели.
Гробница Святой Агаты - работа ломбардских мастеров Кампионе. Почему тут гробница Святой Агаты - не знаю, её мощи хранятся, насколько я знаю, в Катании, где она и приняла мученическую смерть. Возможно, тут частичка. Внутри алтаря вот такие фрески авторства Франческо Торбидо (ученик Джорджоне и Либерале да Верона). К Дуомо пристроена церковь Сан Джованни ин Фонте, ранее выполнявшая функции соборного баптистерия.
Главное, на что тут стоит обратить внимание - восьмигранная купель конца XII в., вырезанная из единого куска красного веронского мрамора мастером Бриолото.
На каждой из восьми граней - рельеф с евангельским сюжетом.
На стенах вокруг купели - фрески конца XV - начала XVI вв., приписываемые Фальконетто, Паоло Фаринати и Джован Франческо Карото. Но это ещё не все. К Дуомо также пристроена церковь Святой Елены. Вот её интерьер.
Примечательна она тем, что в конце XX в. здесь провели археологические раскопки и обнаружили фундамент и мозаичный пол алтаря и пресвитерия самого первого храма Вероны IV в.(!)

Перенесемся теперь в другую часть города, к собору Сан Дзено Маджоре.
Собор построен для хранения мощей Святого Зенона Веронского (почитаемого как в католической, так и в православной церквях). Существующее романское здание гораздо старше Дуомо - его построили в середине X в. на месте первых двух церквей V и VIII вв. На следующей фотографии слева от собора - башня ныне не существующего бенедиктинского монастыря (XIII в.), а справа - кампанила (XI в.).
Входной портал, как и у кафедрального собора, создан мастером Никколо в XII в.
В центре люнета Святой Зенон, он благословляет представителей знати (они верхом) и народа (они с флагом города). Снизу сцены из жития святого.
Лев Портал выглядит гораздо более навороченным, чем портал Дуомо за счет 18 боковых панелей. Сюжеты, в основном, библейские, но есть также легендарные и бытовые, посвященные жизни Теодориха Великого. Те, что справа - работа того же мастера Никколо.
Те, что слева приписывают мастеру Джульермо, известному также работой в соборах Пизы и Кальяри.
На следующих фотках другие фигуры рельефного оформления портала. С трудом различимые рельефы на фасаде (не на портале) - работа мастера Бриолото (того же, что сделал купель в Сан Джованни ин Фонте).
Его же авторству приписывается окно-роза «Руота делла фортуна» (‘Колесо Фортуны’) и шесть окружающих его фигур, изображающих непостоянство человеческих успехов и неудач. Это один из первых примеров такого окна в романской архитектуре, в последствии такие окна стали неотъемлемым элементом готических соборов.
Уже изнутри можно подойти к центральному порталу и посмотреть на фантастические двери XI в., составленные из 48 бронзовых панелей. Известно, что над панелями работали как местные мастера, так и приглашенные из Саксонии. На панелях изображены святые, добродетели, музыкальные алегории, донаторы собора и прочее. Рядом с собором сохранился клуатр ранее упомянутого бенедиктинского монастыря.
Остальные постройки монастыря уничтожены в ходе завоевания Италии Наполеоном.

Интерьер.
В южном нефе - распятие Лоренцо Венециано.
Большинство фресок центрального нефа датируются XIII-XIV вв. Мастера неизвестны.
Особенно выделяется огромное изображение Святого Христофора.
А также распятие, приписываемое мастерской Альтикьеро да Дзевио. Деревянный потолок центрального нефа в виде усеченного трилистника также сохранился с XIII в.
Алтарь расписан ранее упомянутым Франческо Торбидо в XVI в.
Самое главное сокровище собора алтарный полиптих - «Пала ди Сан Дзено» Андреа Мантеньи. Нижние панели - копии, оригиналы были украдены войсками Наполеона и до сих пор хранятся во Франции.
А вот и крипта с саркофагом Св. Зенона.
Третий собор Вероны - Сан Фермо Маджоре.
Именно на этом месте святой Фермо и святой Рустико приняли мученическую смерть в III в. Существующий верхний храм построен францисканцами в XIII-XIV вв. Под ним частично сохранился старый храм, выстроенный бенедиктинцами в XI в. Апсида и боковые фасады церкви украшены в XV в.
Детали главного фасада (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
Портал бокового фасада.
Интерьер.
Справа от входа - амвон XIV в. из белого и красного мрамора, окруженный фресками местного художника Мартина ди Верона. Детали амвона (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке). Слева от входа - монумент Никколо Брензони - шедевр флорентийского скульптора Нанни ди Бартоло и полюбившегося мне художника Пизанелло (это самая ранняя подписанная работа мастера). Увы, подойти и как следует рассмотреть живопись нет возможности, стоят какие-то перегородки. Детали смотрите тут: 1, 2, 3, 4, изображены Благовещение и архангелы Рафаил и Михаил. Над на контрфасаде, прямо над входным порталом, видна фреска XIV в. «Распятие» - шедевр Туроне ди Максио, учителя Альтикьеро да Дзевио.
Центральный алтарь с фресками XIV-XVIII вв.
Над боковым порталом также «Распятие», мастерская Турионе ди Максио.
И, конечно, невозможно не обратить внимание на потрясающей формы деревянный свод единственного нефа.
А теперь - нижний храм.
Фрески на колоннах датируются XII-XIV вв. Стоит обратить внимание на «Крещение Христа» XII в.
Алтарь с деревянным распятием XIV в.
На лестнице между старым и новым храмом можно посмотреть на гробницу адвоката Антонио Пелакани, также XIV в. Фреска изображает Богородицу с младенцем и святыми, а рельеф - самого Антонио и его учеников. И, наконец, последний из четырех и самый крупный собор Вероны - Сант’Анастасья. Этот собор изначально строили в готическом стиле, с XIII по XIV вв. Церковь строилась одновременно с Занниполо в Венеции, их фасады очень похожи.
Колокольня высотой в 72 метра.
Слева от фасада - гробница кондотьера и мэра Вероны - Джульельмо да Кастельбарко начала XIV в. Это первый пример подобного расположения гробниц (балдахин). Насколько я знаю, характерно только для Вероны. По примеру этой построены расположенные неподалеку более известные «Арки Скалигеров» Центральный портал. Что ж, заходим внутрь. Интерьер невероятно красочный и уютный.

При входе сразу обращаешь внимание на двух «горбунов», поддерживающий чаши со святой водой. Тот, что слева - авторства Габриеле Калиаре, отца Паоло Веронезе. А тот, что справа приписывается скульптору Паоло Орефиче.
Как и остальные соборы Вероны - этот богат живописью. Начнем с трансепта. В алтаре на правой стене - фреска «Страшный суд» Турионе ди Максио, уже знакомого по Сан Фермо.
На левой же стене алтаря - гробница Кортезиа Середжо XV в. Скульптурную составляющую приписывают тосканцу Пьетро ди Николо Ламберти (либо Нанни ди Бартоло), а живопись - венецианцу Микеле Джамбоно. Справа от алтаря - капелла Пеллегрини. Основной её шедевр спрятался под самыми сводами трансепта - это фреска «Святой Георгий и принцесса» работы Пизанелло. Рассмотреть ее без бинокля или телевика очень трудно. Но это того стоит!
На фреске изображен Георгий Победоносец перед его отправлением для сражения со змием (змий в левой части фрески, сохранился лишь частично). Справа от святого стоит принцесса Трапезунда, которую как раз пришел черед отдавать змею на съедение. Обратите внимание на лошадок, вы видели ещё хотя бы одну картину или фреску того периода (XV в.) с такими ракурсами?
Сама капелла украшена терракотовыми панелями, также XV в. Алтарный образ - «Богородица Смирение» XIV в.
В капелле Кавалии, на правой стене, рядом с гробницей Федерико Кавалии XV в. - единственная в Вероне фреска Альтикьеро да Дзевио конца XIV в. - «Поклонение семейства Кавалии Богородице». Фрески левой стены трансепта.
В боковых нефах также немало красивейших капелл. Вот, например, алтарь семейства Пидемонте, украшенный картиной «Святой Мартин» Франческо Карото.
Капелла распятия.
Капелла Фомы Аквинского.
Капелла Девы Марии. В люнете фреска «Снятие с креста» Либерале да Верона. Ну и напоследок ещё несколько видов прекрасного интерьера Сант’Анастасьи.

Ну вот и всё.

ВЕРОНА - город на северо-востоке Италии, в области Венеция, у подножия Альп, по обоим берегам реки Адидже с населением около 300 тысяч человек. Верона - это город-жемчужина, скрывающий за своими изящными фасадами многовековую и многославную историю, город, воспетый Петраркой, Шекспиром, Гете, Байроном, это город Ромео и Джульетты, который, однако, не утратил своей романтической ауры. Она повсюду: в лабиринте старых улиц, в арках и воротах, в почтенных дворцах, тихих храмах и садах. БАЗИЛИКА СВЯТОГО ЗИНОНА ВЕРОНИЙСКОГО Одна из самых красивых романских церквей Вероны, возведенная на месте погребения покровителя города Зинона Веронийского, бывшего также первым местным епископом. Святой Зинон умер в конце 4 века, и уже несколько десятилетий спустя над его могилой по указу императора Теодориха Великого была построена небольшая церковь. Она просуществовала около четырех столетий, пока в 807 году не была разрушена, а на ее месте не появился новый храм, в который поместили мощи Зинона.
Эта церковь простояла еще меньше - в начале 10 века во время венгерского нашествия она была практически полностью уничтожена, а мощи святого перенесли в кафедральный собор.
Строительство нынешнего здания базилики было завершено во второй половине 10 века по указу императора Оттона Великого, а в 11 веке была построена колокольня. Несмотря на то, что здание сильно пострадало при землетрясении 1117 года, уже к 1138 году оно было восстановлено.
В конце 14 века здесь проводились очередные ремонтные работы - была заменена крыша, создан плафон центрального нефа и пристроена апсида в готическом стиле. Затем на долгое время храм оказался полузаброшенным, и в начале 1800-х годов находился в удручающем состоянии. Его полная реставрация была завершена только в 1993 году. Нынешнее здание базилики построено из местного вулканического туфа с редкими мраморными вкраплениями, которые декорированы барельефами на тему Страшного Суда. Автор этих барельефов, которые сегодня, к сожалению, плохо различимы, - скульптор Бриолото. Он же создал и круглое окно-розетку в центре фасада, называемое «Колесом фортуны». Вход в церквоь украшает готический портал, созданный в 12 веке мастером Николо.
Внутренне убранство храма поражает своей роскошью: здесь можно увидеть купель 12 века, вырезанную из цельного куска мрамора, каменный резной алтарь, фрески 13-15 веков и другие произведения искусства, в том числе знаменитый триптих Андреа Мантеньи «Мадонна на престоле с ангелами и святыми».




В одном из нефов хранится огромная порфировая чаша, обнаруженная при раскопках древнеримских терм. А в крипте в хрустальной раке находятся мощи святого Зинона.

К базилике пристроен клуатр XII века. Его галереи обрамлены многочисленными двойными колонками с арками. На северной стороне расположен небольшой павильон (эдикула), в котором установлен памятник папе Иоанну Павлу II. В клуатре выставлено несколько средневековых надгробий, одно из которых 1313 года принадлежит представителю рода Скалигеров и сохранился ряд средневековых росписей. К клуатру примыкает лапидарий - собрание античных надписей.



ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ Римско-католический храм и одно из самых посещаемых мест в Вероне. Архитектурно церковь представляет собой трехнефную базилику в романском стиле.
Первоначальное здание церкви, построенное в VII веке было разрушено землетрясением 1117 года. Современное здание церкви было освящено в 1185 году патриархом Аквилейским. В период правления Скалигеров церковь выполняла функции дворцовой капеллы. Здание представляет собой небольшую постройку в романском стиле с колокольней. Стены выполнены из чередующейся кирпичной и каменной кладки. Церковь имеет аскетический интерьер без выдающихся произведений искусства. Рядом с церковью находятся арки Скалигеров - готические надгробия правителей Вероны, из которых надгробие Канграде I Делла Скала украшает вход в церковь. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ Самая крупная из городских церквей. Строительство началось в 1290 году и продолжалось до 1481 года. Изначально предполагалось посвятить собор веронскому святому мученику Петру, однако горожане продолжали называть базилику именем святой Анастасии.
Базилика имеет высокую апсиду с пристроенной к ней колокольней, завершающейся островерхим щипцом с белыми нервюрами. Главный фасад церкви остался незавершённым (верхняя часть лишена облицовки). Портал церкви имеет два дверных проёма и украшен барильефами работы Риджино ди Энрико на сюжеты Нового Завета и житий святой Анастасии и апостола Петра, а также истории доминиканского ордена.
Мозаичный мраморный пол церкви выложен Пьетро да Порлецца в 1462 году из белого, розового и серо-голубого мрамора. Мрамором тех же цветов была облицована аркатура входного портала базилики.
Базилика является трёхнефной, нефы разделены колоннадой из 12 круглых колонн из красного мрамора, которые поддерживают своды, украшенные растительным орнаментом. У двух колонн, расположенных у входа в церковь устроены водосвятные чаши (XVI век), опирающиеся на гротескные статуи, называемые горбунами святой Анастасии.
ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ Церковь построена в пятом веке, многократно перестраивалась после двух крупных пожаров. В начале пятнадцатого века алтарь был изменен с украшением передней арки апсиды. Авиаудар 4 января 1945 причинил значительный ущерб зданию, особенно гробницам, крыше, часовне, а также прилегающей лоджии.
Колокольня ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БЕРНАРДИНА Церковь построена в честь святого Бернарда, который по дороге в Верону совершил чудо - помолился за умершего и тот воскрес.


ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Церковь построена между 1074 и 1077 годами. За все эти годы аббатство изменилось до неузнаваемости и многократно перестраивалось.
Внутри находятся многочисленные сохранившиеся фрески
Церковь Святой Троицы не состоит в цепи исторических церквей Вероны, таким образом, доступ свободный. Хотя обычно открыта для посетителей на протяжении всего дня.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Строительство храма в романском стиле было начато в первой половине XII века, освящение состоялось в 1187 году. В середине XV века он был надстроен и расширен в результате чего приобрёл позднеготичекие черты. Над порталом в люнете находится рельефное изображение Девы Марии в сцене поклонения пастухов и волхвов. Портал украшен скульптурными изображениями ветхозаветных пророков, сценами охоты и фигурами двух рыцарей из каролинского эпоса - Роланда и Оливьера.
Собор трёхнефный, внутреннее убранство выполнено в готическом стиле который подчёркивают колонн из красного веронского мрамора, стрельчатые аркады, крестовые своды с золотыми звёздами на голубом фоне. Боковые алтари и приделы устроены в особых секциях, расписанных в XVI веке Джованни Фальконетто.

Лежащие грифоны
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕВФИМИНИИ
Строительство было начато в 1275 году, освящение храма состоялось в 1331 году. Здание неоднократно перестраивалось и приобрело свой современный облик к XV веку. Был возведён готический портал, украшенный статуями святых, на фасаде сделаны два высоких окна, разделённых колонкой. К зданию пристроена колокольня в романском стиле. Церковь однонефная, украшена современными фресками. Колокольня церкви ЦЕРКОВЬ САН ФЕРМО Эта интересная церковь расположена в самом центре Вероны в самом конце улицы Леони. Она включает в себя части двух старинных строений: романского фундамента XI века и готических стен XIII века. Внутреннее убранство полностью соответствует готическим канонам, но стоит вам спуститься вниз в подвальное помещение, как вы окунётесь в атмосферу романской церкви.
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ Основан в XI веке, в 1440-е годы перешел к венецианскому братству святого Георгия в Альге. Во второй половине XV века был полностью перестроен и монастырский комплекс стал состоять из главного храма и пристроенных к нему небольших жилых помещений. На его фасаде видны следы от пуль, появившихся в ходе боя между французами и австрийцами на берегах реки Адидже 18 октября 1805 года.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЛОРЕНЦО Церковь неоднократно перестраивалась: в XV веке к ней пристроили колокольню, позднее ренессансный боковой портик. Несмотря на это церковь является ценным образцом романского стиля с рядом элементов норманнского и византийского зодчества. Среди них - матронеум, галереи, предназначенные для женщин.
Винтовые лестницы, встроенные в круглые башни, выделяющиеся на фасаде церкви (выполнен из чередующихся полос камня и кирпича). Интерьер храма сохранился с XII века. Церковь трёхнефная, свет поступает через небольшие окна высокого центрального нефа.
Распятие Христа
Мадонна
СВЯТИЛИЩЕ БОГОМАТЕРИ МИРА
Строительство церкви было начато в 1559 году. ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НАЗАРИЯ И КЕЛЬСИЯ Посвящена миланским мученикам Назарию и Кельсию (пострадали в середине I века). Здание церкви построено в 1464-1483 годы (работы по каменной кладе были завершены в первые два года строительства) на месте более древней постройки VIII века. Позднее на кирпичном фасаде были сделаны крупные ренессансные окна, в 1552 году к церкви пристроили колокольню. В 1575 году был расширен пресбитерий В 1688 году вход в церковный двор был украшен неоклассическим порталом и барочной оградой. Церковь имеет три нефа, разделённых дорическими колоннами. Над боковыми нефами устроены хоры, выходящие в пространство центрального нефа аркадой с ионическими колоннами. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ Строительство было закончено только в 1750 году, хотя фасад был завершен еще позже. Церковь была изначально посвящена Деве Благовещения и Святого Гавриила Архангела, а затем босых кармелитов и их покровителя, ТерезЫ ​​из Авилы. Церковь была закрыта 8 июля 1806 года, как и многие другие церкви по указу Наполеона, и, с 1883 года, была использована в качестве тюрьмы. Здание было разрушено в результате бомбардировок во время Второй мировой войны.
ИЕЗУИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ СВОБОДЫ Церковь, основанная в Х веке в честь Святого Сиро, стоит среди руин Римского театра. Внутри корпуса есть четыре алтаря и две боковые часовни открыты в конце восемнадцатого века, с портретами, а главный алтарь из мрамора.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СТЕФАНА Построена в пятом веке, одна из немногих церквей, которые не были разрушены от мощного землетрясения 1117 года.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ТЕУТЕРИЯ Освящена в 751 году епископом Ханно: поэтому является самой старой церквью в регионе Венето.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ТОМАСА Церковь построенная кармелитами в пятнадцатом веке в романско-готическом стиле. Вдоль правой стороны церкви, стоит колокольня, высотой 60 метров, которая была построена в конце пятнадцатого века в романском стиле. В ней располагаются десять колоколов.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЗЕНОНА Согласно легенде, именно на этом месте молился и ловил рыбу на берегу реки Адидже Зенон Веронский. В церкви сохранился древний камень, на котором Зенон рыбачил. В римскую эпоху здесь находился некрополь. В ХII веке сразу после землетрясения 1117 года здесь построили (или восстановили ранее существующую) романскую церковь, которую начали почти сразу же перестраивать (открыли окна на фасаде и готический портал со стороны улицы).
Церковь была закрыта в эпоху Наполеона в 1808 году и лишилась всех своих ценностей и произведений искусства. Возродилась стараниями Фра Джакомо Соломоне в 1827, который внёс изменения во входной портал во дворик храма и алтарь на левой стене. В церковь собрали произведения живописи, скульптуры и архитектуры из закрытых или разрушенных соборов. Во время второй мировой войны церковь сильно пострадала, в 1957 году обрушился правый неф и были утеряны ценные фрески, изображающие Св.Франциска. Проведённая реставрация вернула многие оригинальные структуры постройки ХIII века и более поздние - балюстраду красного мрамора и мраморный пол.
Фасад церкви с интересным романским порталом розового мрамора. В люнете фреска Мадонна с младенцем. Круглое окно на фасаде и узкие боковые окна выполнены в готическом стиле. Внутри церковь трёхнефная с деревянным потолком. На стенах, ранее полностью покрытых фресками, сохранились отдельные фрагменты росписей XIII и XIVвека. Над входом Распятие работы неизвестного веронского живописца приблизительно 1330 года.

Эта интересная церковь расположена в самом центре Вероны в самом конце улицы Леони. Она включает в себя части двух старинных строений: романского фундамента XI века и готических стен XIII века. Внутреннее убранство полностью соответствует готическим канонам, но стоит вам спуститься вниз в подвальное помещение, как вы окунётесь в атмосферу романской церкви.

Церковь святого Георгия (Chiesa di San Giorgio in Braida)

Церковь святого Георгия расположена в средневековом квартале Веронетта между Адидже и трассой на город Тренто (150 метров на север от собора). Церковь была построена в 16 веке, а колокольня осталась от разрушенного романского монастыря, построенного в 11-12 веках, к которому относился также маленький клуатр к северу от церкви он был перестроен в позднейшие эпохи. Колокольня осталась незавершенной. В ней находится колокола, вылитые известными веронскими мастерами в 18 и 19 веке.

Фасад церкви выполнен из белого мрамора, в то время как остальные части церкви выложены из кирпича. Он состоит из двух ярусов пилястр: ионических – внизу и коринфских – наверху. В боковых нишах – две статуи святого Георгия и святого Лаврентия (венецианского епископа).

Церковь имеет один широкий неф, построенный в 30-40 года 16 столетия. Купол над обширным пространством хоров был сконструирован Микеле Санмикели в 1540 году. В церкви содержится несколько важных произведений искусства. К ним, прежде всего, относятся шедевры ренессансной живописи картина Тинторетто «Крещение Христа», расположенная над центральным входом, и полотно Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия» под куполом. Кроме того, в церкви находятся картины таких видных художников, как веронец Паоло Фаринати и представитель венецианской школы Моретто да Брешиа.

Кафедральный собор Вероны (Cattedrale di Santa Maria Matricolare, или просто Duomo di Verona) входит в число самых популярных туристических достопримечательностей города Ромео и Джульетты.

Посвященный Деве Марии, Кафедральный собор Вероны является не только великолепным образцом архитектуры романского стиля, но еще и главной церковью города, поскольку именно здесь располагается резиденция епископа.

Непосредственно собор является одной из составляющих частей более крупного архитектурного комплекса, в состав которого помимо него входит еще церковь Святой Елены, Баптистерий Святого Джованни ин Фонте, библиотека Капитула, а также кафедра епископа.

Прежде чем предстать перед жителями города и туристами в своем современном виде, этот архитектурный комплекс пережил долгую и интересную историю. Началось все с небольшой церкви, которая располагалась точно на том месте, которое сейчас занимает церковь Святой Елены. Эта церквушка была построена в 4 веке и освящена Святым Зеноном – епископом Вероны в 362-380 гг. нашей эры. По прошествии нескольких лет стало очевидно, что церковь слишком мала для богослужений, что послужило причиной для возведения на ее месте более крупной и просторной базилики. В 7 веке новый собор был разрушен во время пожара или . В архитектуре собора в его современном виде от этих двух первоначальных церквей сохранились красивые мозаичные полы.

Новый собор на месте разрушенного был возведен длительное время спустя – лишь между 8 и 9 веками. Однако вновь возведенный собор повторил судьбу своего предшественника – очередное землетрясение в 1117 году серьезно повредило его, также как и многие другие здания Вероны. Ремонт и реставрация здания заняли более 20 лет.


Последующая судьбы собора была менее трагична, однако, его несколько раз переделывали, а также дополняли новыми элементами, прежде чем он приобрел свой нынешний вид.

Почему стоит посетить

Кафедральный собор Вероны традиционно интересен туристам, благодаря своему необычной красоты фасаду, выполненному из мрамора, а также необычным архитектурным элементам внешнего оформления. Одновременно и внутренняя отделка церкви с элементами средневековой резьбы и уникальными произведениями искусства заслуживает не меньшего внимания.

Внешний вид

Кафедральный собор Вероны, с точки зрения архитектуры, представляет собой уникальное сочетание элементов романского и готического стилей.

Фасад собора состоит из трех частей, которые обозначены треугольной формы контрфорсами. Центральный портик является одним из немногих уцелевших элементов первоначального облика собора. Он был создан в 1139 году одним из самых знаменитых итальянских мастеров того времени Николаусом. В списке работ последнего также входной портал базилики Сан Дзено Мадджоре в Вероне, а также Кафедрального собора (Basilica Cattedrale di San Giorgio Martire). Портик собора образован витыми колоннами, выполненными из белого и красного мрамора и опирающихся на крылатых грифонов. Эти колонны, в свою очередь, поддерживают полукруглой формы арку. Если присмотреться, на этой массивной арке можно разглядеть многочисленные рельефные декорации. Верхняя часть портика также представлена аркой с тимпаном, которую поддерживают восемь расположенных по обоим бокам колонн.


Откосы входного портала декорированы фигурами пророков и животных. Люнет собора изображает Деву Марию с младенцем в руках (высокий рельеф). По обоим бокам от Девы Марии представлены два библейских сюжета, выполненные в низком рельефе, “Благовещение пастухам” (слева) и “Поклонение волхвов” (справа). На архитраве собора расположены три медальона с аллегорическими образами трех добродетелей – вера, надежда и любовь. На стенах и своде портика можно обнаружить элементы фресок, относящихся к 13 веку.
Большие, готического стиля окна фасада собора, являются результатом реконструкционных работ, которые проводились в 14 веке. В 17 веке архитектура собора была дополнена отделкой в верхней части фасада. С южной стороны собора расположен второй входной портал.

Внутренняя отделка


Внутреннее оформление этого памятника архитектуры представлено тремя нефами, а также многочисленными капеллами. В боковых нефах собора размещают два симметрично установленных органа.


Орган, расположенный в левом нефе собора, заслуживает отдельного внимания. Он декорирован красивой росписью, на которой можно увидеть библейскую сцену — успение Пресвятой Богоматери, а также изображения четырех епископов города. Эта уникальная роспись была выполнена в 16 веке.
Отделанные резьбой и лепниной капеллы собора, содержат также многочисленные произведения искусства, относящиеся преимущественно к периодам и .

Основная часть этих произведений искусства выполнена мастерами, жившими и творившими в Вероне. Среди наиболее знаменитых и известных из них – “Преображение Христа” мастера Джамбеттино Чиньяроли (Giambettino Cignaroli), “Богоматерь со святыми Петром, Павлом и Антонием Падуанским”, выполненная Антонио Балестры (Antonio Balestra), а также “Поклонение волхвов” автора Либерале да Верона и другие.


Кафедральный собор Вероны содержит также немногочисленные романские фрески, которые представляют огромную ценность, поскольку лишь немногие произведения монументальной живописи этой эпохи сохранились до наших дней. Одна из таких фресок изображает распятого Христа, которого поддерживают два ангела, рядом с оплакивающей его Богоматерью. На другой такой фреске представлена сцена Благовещения. Это произведение искусства было создано в 12 веке.


Центральный неф собора завершается алтарной частью. Автором алтаря, созданного в 16 веке, является архитектор Микеле Санмикели. Центральный неф собора отделан фресками, изображающими различные библейские сюжеты, среди которых “Рождество”, “Представление в храме”, “Благовещение”, а также “Вознесение Богоматери с апостолами”.


Одна из капелл собора содержит саркофаг Святой Агаты, который относится к 1353 году. Саркофаг декорирован композициями, демонстрирующими сцену пробуждения святой Агаты четырьмя ангелами, а также сцену мученичества святой.

Время работы и адрес

Кафедральный собор Вероны работает по следующему графику:

  • Понедельник-суббота: 10:00-17:30
  • Воскресенье: 13:00-17:30
  • Адрес: Piazza Duomo, 21 – 37121 Verona
  • Телефон: +39 045 592813
  • E-mail: [email protected]
  • Официальный сайт: cattedralediverona.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В Вероне десятки церквей, самые древние из которых были основаны ещё в раннехристианские времена в Римской империи. Практически все из них невероятно интересны и изобилуют шедеврами искусства, поскольку к созданию многих «приложили руку» великие итальянские (венецианские) мастера.

В этой статье представлен гид по храмам Вероны , прочитав которую, вы узнаете, на какие из них стоит обратить особое внимание во время прогулки по этому итальянскому городу.

Кафедральный собор

Главный собор Вероны, его еще иногда называют Дуомо ди Верона, место, где находится кафедра епископа. Первые христианские церкви появились на месте собора еще во времена Римской империи, однако от них практически ничего не сохранилось из-за стихийных бедствий. В 1117 году мощное землетрясение в Вероне окончательно разрушило все, что еще оставалось на месте нынешнего собора, и после на этой же территории возвели новый собор в романском стиле. На протяжении истории его фасад и интерьер несколько раз реконструировались и обновлялись, из-за чего сегодня Дуомо выглядит довольно новым. Внутри собора вы можете увидеть работы такие выдающихся мастеров Ренессанса, как архитектора и художника Джованни Фальконетто (фрески), Либерале да Верона, Никколо Джольфино, Франческо Торбидо и «Вознесение Девы Марии» великого Тициана (такая работы была выполнена Тицианом в Венеции для собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари, и позже он написал подобную для Кафедрального собора Вероны) .

Вход платный (2,5 евро), с Verona card – бесплатно.

Церковь Святой Анастасии

Церковь в готическом стиле, строительство которой велось с 1290 по 1481 годы. Она находится возле моста Петра, в одном из самых древних мест Старого города Вероны, где сохранились свидетельства присутствия римской цивилизации. Эта церковь похожа по своей структуре на венецианскую церковь Санти-Джованни э Паоло.

Над созданием внутреннего убранства церкви Святой Анастасии работали самые талантливые мастера XIII-XV веков и позже, её интерьер поражает и похож на настоящую художественную галерею с многочисленными работами признанных живописцев и архитекторов. Снаружи обратите внимание на потрясающий готический портал церкви. Внутри церкви самая грандиозная по масштабу из художественных работ – это одна из всего двух сохранившихся работ мастера Ренессанса Антонио Пизанелло («Святой Георгий, освобождающий принцессу»). Алтари и капеллы церкви украшены работами таких авторов, как Пьетро да Порлецца, Данезе Каттанео, Микеле да Фиренце, Либерале да Верона, Джольфино и многих других веронских творцов.

Базилика Сан-Дзено

Без сомнений, это один из самых древних и хорошо сохранившихся экземпляров романской архитектуры во всей Северной Италии. Она была построена на месте захоронения первого епископа города – Зинона Веронийского, умершего в конце IV века нашей эры. Мощи святого Зинона на протяжении нескольких веков хранились на этом месте в небольших церквях, однако лишь в 806 году здесь была построена подобающая уровню святыни базилика, которую можно увидеть по сей день. Страшное землетрясение 1117 года, разрушившее большинство зданий Вероны, повредило и Сан-Дзено, однако её основание устояло. Колокольня церкви относится к XI веку, а башня XIII века была монастырем для бенедиктинцев, совершавших молитвы во славу божью и христианского святого Зинона. Монастырь Сан-Дзено был закрыт в 1770 году.

Здание базилики сделано из веронского золотистого туфа, обратите внимание на круглое окно-розу под названием «Колесо фортуны» и мощные бронзовые двери. Внутри – фрески местных художников XIII-XIV веков, среди которых самая известная работа – триптих Андреа Мантеньи, а также статуя первого епископа Вероны, известная как «Улыбающийся святой». В крипте базилики хранится хрустальная рака с мощами святого Зинона (после обветшания церкви и опустения монастыря мощи были обнаружены в 1838 году исследователями в одном из помещений). Интересен также клуатр XII века.

Церковь ди Сан-Фермо

Эта красивейшая церковь была построена на берегу реки Адидже на месте мученической смерти двух раннехристианских святых – Фирма (Фермо) и Рустика (Рустико). Это произошло примерно в 304 году нашей эры при императоре Максимилиане. Приблизительно в V-VI веках в память мучеников была построена первая церковь. В течение нескольких веков священнослужители (прежде всего епископ Вероны святой Аннон) заботились о сохранности останков, перенося их в разные церкви. На этом месте строения сменяли друг друга, пока между 1065 и 1114 годами монахи-бенедиктинцы не возвели здесь большой храм, состоящий из двух уровней – подземного (для хранения реликвий) и верхнего – собственно для служб. В сегодняшнем виде церковь ди Сан-Фермо сформировалась в 1261 году, когда перешла под управление монахов-францисканцев, а основные работы были закончены в 1350 году. В течение следующих столетий были окончательно оформлены алтари, часовни, элементы декоры и могильные памятники. Можно сказать, что верхняя часть церкви относится к готическому архитектурному стилю, а нижняя – к романскому.

Церковь настолько красива и гармонична снаружи, что трудно выделить какие-то отдельные элементы строения, хочется всё время разглядывать её фасад и изящные готические детали. Внутри стоит обратить внимание на фрески XIV-XV веков всё той же плеяды талантливейших веронских мастеров живописи – Либерале да Верона, Туроне, Торбидо, Пизанелло и некоторых других.

Вход – 2,5 евро, c Verona Card – бесплатно.

Монастырь Сан-Джорджио ин-Брайда

На берегу реки Адидже, за пределами Старого города Вероны находится бенедиктинский монастырь Сан-Джорджио ин-Брайда, огромный купол которого неизбежно притягивает взгляд, если вы прогуливаетесь по набережной. Он был основан в XI веке, однако впоследствии был полностью перестроен. Внутри немало прекрасных работ венецианских художников – Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Джованни Франческо Карото и других.

Вход свободный

Базилика ди Сан-Стефано

Между Замком Святого Петра, расположенным на холме, и монастырем Сан-Джорджио ин-Брайда находится старейшая романская церковь Вероны. И дело даже не в её почтенном возрасте (она была освящена в 421 году нашей эры), а в её удивительном виде – больше, чем какая-либо церковь Вероны, она выглядит принадлежащей римской эпохе, несмотря на некоторую модернизацию фасадов. На протяжении нескольких столетий эта базилика была местом захоронения епископов Вероны, а крипта была построена в первой половине X века.

Интерьер Сан-Стефано украшен картинами живописцев XIV века – Джакомо да Рива и Мартино, и ренессансных мастеров – Паоло Фаринати, Джованни Карото и Баттиста дель Моро.

Вход свободный