Обряд посвящения подростка во взрослую жизнь. Обряды инициации: от обрезания до армейской дедовщины

Мир меняется, а человек остается существом социальным. Умение сосуществовать в определенной структуре означает быть в ней своим. Практически у всех народов на земле издревле существовал ритуал инициации. Он шел рука об руку с идеологией эпохи и по сути являлся техникой посвящения в новую элитарную социальную группу.

Из неофита в принцы

Для соития с женщиной юноша проходит испытания, после чего получает первый сексуальный опыт, меняющий представление о противоположном поле и делающий возможность создавать полноценные взаимоотношения.

В свою очередь, потеря невинности для девушки тоже может символизировать "малую" смерть. Теперь женщине доступны новые ощущения и понимание своего тела.

Традиционные технологии

Процесс посвящения имеет одинаковую схему во всех традициях. Это три этапа: личность изгоняется из общества (изоляция); лиминальная или пограничная стадия (инициация); посвящение в новый коллектив.

Изоляция

Пройти инициацию означает пройти все этапы по порядку. Перед событием человек выдерживает испытание одиночеством. С этим же этапом связывают изоляцию в тюрьме или сумасшедшем доме, когда человек, меняющийся личностно, приобретает новые качества для мощнейшего рывка в дальнейшей жизни. Если речь идет о подростке в современном обществе, то ребенок часто разрушает старые дружеские связи, отдаляется от родителей. Ему это больше неинтересно. Новые прочные взаимоотношения пока зародиться не могут, поскольку свои ценности еще непонятны.

Очищение или трансформация

Основной смысл процесса - это вернуть "иному" миру его часть. Человек рождается на свет "нечистым", несвободным. Первым этапом, отсекающим его от мира мертвых, является наречение именем. Далее это посвящение во взрослое состояние, опять же через смерть и очищение.

Помимо этого, перерождение помогает освободиться от балластных чужеродных качеств, которые были привиты в результате нечуткого воспитания. Инициация - это словно уточнение маршрута своего пути по стрелке компаса.

При переходе в новое качество, например из подмастерья в мастера, смерть означает преодоление своеобразной стены, препятствия, которое невозможно преодолеть обычными способами. Прежняя личность сделала все, чтобы оказаться возле этого раздела, и теперь она может умереть, тогда трансформированная персона родится на той стороне и продолжит свой путь духовного развития.

Непреодолимой традиционными способами преградой является разница между мирянином и воином, служкой и чародеем, невестой и женой, оруженосцем и рыцарем, свободным человеком и владыкой.

Возрождение

С психологической точки зрения, моральная смерть - это этап, избавляющий личность от детских страхов и комплексов. Ведь с этим грузом невозможно двигаться дальше по взрослой жизни, где намного больше ответственности. Если не пройти ритуал, то двигаться дальше будет очень сложно.

Личность освобождается от прошлого, опорожняется, становится пустой, поэтому порой следующий этап - наполнение новыми ценностями - это длительное время. Так растет герой в схемах инициации, сказочных сюжетах. Сохранив свою персону и трансформировав личность, человек начинает создавать новые прочные и интересные взаимоотношения, интегрироваться в новую среду обитания.

Ритуальные сюжеты

У каждого народа свои герои, символы, наполняющие обряд инициации. Знакомясь с этносом в сказаниях и легендах, с этой точки зрения, интерес представляют сюжеты, где главный герой умирает и воскресает. В мировом наследии огромное количество мифов и легенд, где бог или полубог проходит через это перевоплощение, как феникс. Исходя из целей ритуала, выбирают сюжет и стилизируют его к контексту. Можно написать свой сценарий или совместить несколько.

История проигрывается в измененное состояние сознания, чтобы выйти в запредельное пространство, где нет границ. Достигается это посредством особой музыки, танцев, продуктов. На лиминальной стадии человек совершает рывок, личность трансформируется, получая новые качества.

Код смерти

Смерть - это и есть место, где отменены все ограничения. В средиземных легендах умерщвление изображают как чудовище, проглотившее героя, в русском эпосе - смерть приравнивается к уходу из дома в чужие земли. Прощание с жизнью может быть выражено через избиение, нанесение увечий, физическое насилие или сильное эмоциональное унижение. В Скандинавском и восточном эпосе смерть характеризуется сражением и убийством дракона.

На Кубани и в других традиционных казачьих культурах юноши проходили через этап посвящения. В это время им нельзя было есть, пить, разговаривать. Их унижали морально, например, заставляя кукарекать, сидя на шесте, или измазывали нечистотами. Через такое же моральное давление проходил процесс инициации для девушек на выданье. Их могли сечь плеткой, выгонять из дому, выкидывали в воду на виду у всех. Постыдные унижения окончатся как только девица станет женой.

Герои русских и украинских сказок тоже проходят Иванушке приходится врать, терять лицо и ублажать Бабу-ягу всеми способами. Баба-яга и есть главная женская богиня народного эпоса, а жители леса - ее жрецы. Выбравшись из козней ведьмы, Иванушка получает новые способности, которые в сказке зашифрованы в виде волшебных предметов.

Персонажи, олицетворяющие смерть в сказах, имеют черты покойника: у яги - это костяная нога.

Самой большой страх для человека - а для духа - забвение. Личность, которая прошла ритуал инициации и соприкоснулась с ней, обретает самый ценный ресурс - это опыт возрождения, а значит - бессмертия. Инициация - это преодоление самого большого страха и обретение настоящей свободы.


Вечная логическая ошибка «после - значит вследствие» оказала огромное влияние на становление любой цивилизации. Когда ты не знаешь законов, по которым существует твоя вселенная, ты вынужден обо всем догадываться сам, методом проб и ошибок. Если вчера тебе удалось убить земляную крысу после того, как ты помочился на восток, - всегда мочись на восток. И ни в коем случае - на запад, ведь, когда ты в прошлый раз так поступил, тебя больно укусил стервятник. Человек всегда параноидально подозревал, что в этом мире ничто не существует просто так, все связано невидимыми, но мощными связями, незримые страшные силы наблюдают за тобой из кустов, а пролет журавлей по небу и планет по Галактике регулируется усердием, с которым ты соблюдаешь правила - например, не ешь после шести репу.

В идеале существует только один совершенно правильный метод жить, спать, зевать, жениться и убивать водяных крыс, а отступление от ритуала - это дорога к хаосу и разрушению. Этнографы, наблюдавшие за жизнью очень диких племен, всегда с изумлением отмечали, что при кажущейся европейцам абсолютной свободе (ни фраков, ни браков, ни книжек по этикету) дикари часто ведут чрезвычайно однообразную жизнь, подчиненную множеству табу и ограничений.

Но есть категория населения, к которой это не относилось. Дети. Ребенок, особенно мальчик, в примитивном обществе совершенно свободен - просто потому, что детей много, они неразумны и за всеми не уследишь. В лучшем случае их можно кое-как уговорить не дразнить крокодилов, но ожидать от них следования ритуалу - утопия. Поэтому абсолютно во всех культурах возникла традиция инициации детей, когда те достигают возраста, в котором им уже придется соответствовать правилам и традициям, а также отвечать за свои поступки. До инициации ребенок носит особые детские прически или одежды (или не носит никаких), он фактически не считается человеком, поэтому его ритуальные грехи не падают на голову всего племени, окружающие относятся снисходительно к его неразумности. Для того чтобы Маленький Змей, этот похититель чужих лепешек, стал существом, ответственным за свои поступки, ему придется родиться заново, уже по-настоящему. И есть подозрение, что ему это не понравится, ха!

На самом деле ступеней инициации всегда было несколько. Традиционно этнографы выделяют четыре основные.

Инициация рождения


Понятно, что этот вытащенный только что черт знает откуда кусок пищащего мяса может принести кучу неприятностей племени. Он не член нашей стаи, его не защищает Великая Жаба, потому что она с ним незнакома, да и явился он из мира мрака и духов, будучи сам пока еще злым духом и наверняка прихватив с собой за компанию в наш добрый мир уйму всякой нечисти. Именно поэтому в эру инфантицида (длилась примерно до VI века до нашей эры) первенцев юных матерей так часто убивали: считалось, что они злые духи огромной силы, раз им удалось прорваться в реальность по еще не хоженной дороге первыми. Также истреблению в разные эпохи в разных народах подлежали близнецы, альбиносы и младенцы, родившиеся с зубами, не говоря уже о детях с выраженными пороками внутриутробного развития.

Так что ребенка нужно было ритуально очистить, а пока людям, кроме специально обученных шаманов, просто опасно приближаться к этим крохотным вместилищам зла. Сохраняемая до сих пор в наших областях традиция не показывать совсем маленького ребенка (даже его фотографии) посторонним людям вызвана не тем обстоятельством, что ребенка могут сглазить, а тем, что изначально младенец был магически опасен для окружающих.

Младенца омывали, читали над ним заклинания, изгоняли из него злую силу (да-да, обряд крещения к нам тоже не с луны свалился). Во многих традициях считалось необходимым нанести ему кровоточащую рану, чтобы духу было откуда выйти. У некоторых народов это превратилось в обрезание новорожденных, в других культурах младенцам наносили неглубокие ранения на лбу, груди или ладонях. В тех племенах, которым была понятна роль отцовства, также проводились ритуалы, подтверждавшие связь отца с новорожденным. Например, согласно Дж. Фрэзеру, у северных индейцев существовал обряд, когда отец имитировал роды и младенца протаскивали у него между ногами. Был также прекрасный обычай в Индии: детей ритуально рожали с помощью статуи йони - деревянного изображения огромного влагалища.

Инициация детства


Вторая инициация, тоже встречаемая во многих культурах, является самой поздней из всех. Это ритуал, связанный с переходом от младенчества к детству, и он отсутствует у самых примитивных народов. Обычно такой ритуал совершается в возрасте 3–5 лет, когда ребенок признается (в разных вариациях): полностью отлученным от груди; способным носить длинные рубашки или штанишки - как существо, уже умеющее управлять своими естественными потребностями; готовым есть любую взрослую пищу; пригодным к началу обучения. Тут тоже читаются заклинания, ребенку дается взрослое или предвзрослое имя, на него торжественно надевают запретную раньше одежду, за него зачитывают первые строки священных книг или как-то еще помогают выполнить некую ритуальную норму. Скажем, зажечь или загасить огни на жертвеннике*, выстрелить из лука, принять из рук отца кисть и тушечницу - существует множество традиций. В общем, это поздняя норма, сразу ставшая скорее семейным праздником, чем истинным ритуалом.

Инициация брака


Иногда третий этап инициации совмещался с четвертым, но чаще разрешение на вступление в брак требовало отдельных подвигов и ритуалов. Все эти сказки, в которых руку принцессы обещают смельчакам, готовым скакать по стеклянным горам и убивать драконов, заимствованы из инициационных брачных обрядов. В Африке, например, получить право на женитьбу можно было, только раздобыв шкуру леопарда. У индейцев племени черноногих жениться могли только убийцы - те, за кем числился хотя бы один проклятый кроу или подлый бледнолицый. Где-то права на брак добивались ловким воровством, кулачным боем или соревнованиями в беге; где-то требовалось обладать определенным количеством имущества. Контроль за численностью и качеством населения не дремал никогда.

Инициация воина


А вот это уже серьезно. Именно данный тип инициации предназначался для того, чтобы сделать из мальчика мужчину. Преследовал обряд несколько целей одновременно: изъятие юноши из общества женщин и переход его к мужчинам; обучение юноши всем ритуальным обязанностям мужчины; испытание его мужества, самоконтроля и терпения - важных качеств для воина; снижение его сексуальных желаний, замедление вовлечения во взрослую половую жизнь.

Во всех странах мира понятие мужественности имеет своё значение и жители разных стран сами определяют, когда мальчика можно считать мужчиной. В современном цивилизованном обществе, чтобы стать мужчиной нужно вступить в половозрелый возраст, обзавестись семьей, обрести статус в обществе. Но в различных племенах для того, чтобы считаться настоящим мужчиной, зачастую нужно пройти через жуткие обряды инициации, включающие боль и унижение. И лишь после этого мальчик по праву может носить звание настоящего мужчины.

Как ни странно, но именно четвертая цель была, пожалуй, самой важной. Совершать поклоны перед могилами предков и бросать копья в коров можно и без особых внешних воздействий. Но юнец в разгаре пубертата был головной болью для любой общины. Ромео, готовые непринужденно отдать жизнь за ночь с женой вождя или дочерью жрицы, малолетние насильники девственниц или не менее малолетние многодетные отцы были последним, что требовалось для комфортной жизни в обществе. Поэтому очень часто инициационные испытания приводили к тому, что юноша на продолжительное время вынужден был отказаться от любой сексуальной жизни. На египетских фресках мы видим, как тринадцатилетним «мужчинам» наживую проводят обрезание. Обитатели Калимантана вшивали своим подросткам в пенис рыбьи кости, африканцы некоторых племен практиковали вытягивание пениса, привязывая к многострадальному органу каменные диски. Шрамирование, татуаж, натирание пениса едкими составами - вот обязательные этапы взросления во множестве культур. (Отметим, что инициация девушек часто была не менее травматична, а последствия некоторых ритуалов просто чудовищны. Немалая часть египетских женских мумий имеет инфибуляцию - тип женского обрезания, при котором удаляли клитор и половые губы, а остальное наглухо зашивали, оставляя лишь маленькую дырочку для всяких нужд. Во время брачной ночи мужу приходилось ножом делать надрез, чтобы исполнить свой супружеский долг, а во время родов разрез расширяли и сшивали заново. Кстати, в 29 странах мира этот тип обрезания практикуют до сих пор - например, в Судане, Индонезии, Сомали.)

Кроме издевательств над пенисами в меню также были длительные посты, ритуальные избиения и увечья, отрезание фаланг мизинцев на руках, разрывание ушей и ноздрей, выбивание зубов… В общем, скажи спасибо, что «деды» во время твоей службы в армии были недостаточно знакомы с трудами таких этнографов, как Арнольд ван Геннеп и Рене Генон, а то могли бы почерпнуть массу интереснейших идей из собранного учеными материала. С другой стороны, нам известны и менее кровавые обряды в более развитых цивилизациях. В Китае, Корее и Японии, скажем, ограничивались постом, молитвами и обстоятельным письменным экзаменом для мальчиков из среднего и высшего общества. Хотя есть основания полагать, что многие опухшие от свитков и премудростей соискатели звания «сюцай» предпочли бы, чтобы им без затей вставили в пенис рыбью кость. Да и наши мученики ЕГЭ, возможно, не отказались бы.

Ниже приведены еще некоторые интересные ритуалы посвящения, которые существовали (а в некоторых случаях все еще существуют) по всему миру.


У каждого индейского племени был свой собственный уникальный ритуал посвящения в мужчины. Но самым впечатляющим был, пожалуй, ритуал манданов. Перед обрядом мальчик постился в течение 3 дней, чтобы очистить тело. Затем, в день ритуала, старейшины племени пронзали мышцы груди, плеча и спины мальчика большими деревянными спицами. Затем с помощью крюков и веревок, свисающих с крыши хижины, молодого человека подвешивали в воздухе. Несмотря на боль, парень не должен был кричать. Пока он висел в воздухе, еще несколько спиц забивали в его руки и ноги. На их концах размещались черепа его умерших дедов и других предков.

В конечном счете молодой человек терял сознание от потери крови и боли. Убедившись, что он без сознания, старейшины опускали его вниз и удаляли веревки. Спицы тем не менее оставались на месте. Когда молодой человек приходил в сознание, он предлагал старейшинам жертву - свой левый мизинец. Он клал палец на колоду и быстро его лишался. Это был подарок богам, чтобы они помогли ему стать хорошим охотником. Затем парень бегал внутри кольца, образованного соплеменниками. Они хватались за продетые сквозь тело спицы и тянули их. Но вытягивать их с той стороны, с которой они были вбиты, не разрешалось. Тянуть нужно было только с обратной стороны, что причиняло молодому человеку еще большую боль. Так заканчивалась церемония, которая длилась весь день, и мальчик становился мужчиной.


В племени алгонкинов считалось, что детство всего лишь препятствием для становления настоящим мужчиной. По этой причине они проводили обряды инициации, направленные на полное стирание у мальчиков детской памяти.

Обряд проходил следующим образом. Молодые члены племени от 14-ти до 21-го дня сидели в специальных клетках, и им нельзя было есть ничего, кроме очень мощного галлюциногена - високкана. Он не только приводит к потере памяти, но и вызывает другие побочные эффекты - потерю речи, учащённое сердцебиение, сильнейшие галлюцинации, агрессию, неспособность двигаться, слабость и даже смерть. После двух-трёх недель молодых посвящаемых выпускали из клеток и расспрашивали. Если они полностью забыли свое детство, то прошли ритуал и теперь считаются настоящими мужчинами. Если же у них сохранились хоть какие-то воспоминания, то жестокий ритуал придётся пройти ещё раз.


Каждое поколение племени каро проходит ритуал посвящения - мужчины должны перепрыгнуть через ряд быков в чём мать родила. В буквальном смысле. Звучит как нечто простое и забавное? Не совсем. У торжественной церемонии по-настоящему ужасный подтекст: если мужчина биологически уже полностью вырос, то у каро он считается мальчиком, пока не пройдёт церемонию.

Церемония начинается с того, что молодые девушки племени начинают одновременно прыгать. Обычно это родственницы или хорошие подруги парня, который вот-вот будет посвящен в мужчины. Их металлические украшения ритмично звенят. Девушки прыгают по направлению к «мажа» - мужчинам, которые уже прошли через обряд посвящения - и вручают им свежесрезанную розгу. Этой розгой мужчины будут хлестать девушек по спинам, а те будут продолжать прыгать, пока не появится кровь. Шрамы впоследствии будут означать, что женщины пережили боль ради парня и его посвящения в мужчины.


После церемониальной порки племя становится вокруг стада. Воздух сотрясает пение. Четыре самых больших быка выстраиваются в ряд бок о бок. Церемония считается действительной, только если быки кастрированы. Посвящаемого парня, который обнажен, если не считать нескольких веревок на груди, подводят к животным. Юноша должен вспрыгнуть на первого быка, пробежаться по спинам всех животных и спрыгнуть. Затем нужно сделать то же самое в обратном направлении. Всего нужно пробежать 3 раза. Как только он это сделает, раздается громкий крик, и мальчик становится «мажа», то есть мужчиной.

Младенцы каро, родившиеся от не прошедших через ритуал отцов, считаются незаконнорожденными, и в соответствии с законами каро, внебрачные дети не имеют права жить. Традиция убивать незаконнорожденных младенцев называется минги - матери сами набивают рты своих детей землёй и оставляют их умирать в пустыне.


На Филиппинах обрезание - это важное событие. Статистика от 2011-го года показала, что обрезание делают около 93% филиппинских мужчин. Интересно то, что мальчикам его делают не в младенчестве, а примерно в 12 лет, и филиппинские подростки могут считаться мужчинами, только если уже обрезаны.

А если этого не произошло, общество считает их трусами и слабаками. И чтобы спастись от постоянных насмешек и издевательств, филиппинские мальчики сами просят родителей их обрезать.

На Филиппинах есть два способа обрезания: современный медицинский и традиционный. При традиционном способе анестезия не используется - вместо этого мальчики жуют листья гуавы, так как считается, что это уменьшает боль от операции. Вместо ножа для этой болезненной процедуры используется кусок дерева под названием субокан. После обрезания крайней плоти пенис обматывают белой тканью.


Масаи из Кении и Танзании имеют ряд обрядов посвящения мальчиков в мужчины. Каждые 10-15 лет происходит инициация нового поколения воинов. Мальчики всей страны в возрасте от 10 до 20 лет собираются вместе. Строятся специальные дома, которые служат местом посвящения. В ночь перед церемонией мальчики спят в лесу под открытым небом. На рассвете они возвращаются в маленькую импровизированную усадьбу и проводят там один день за пением и танцами. Они пьют смесь молока, бычьей крови и алкоголя и съедают груды мяса. После торжеств мальчики в возрасте 12-16 лет подвергаются обрезанию.

Обрезание («эморат») является частью «эмуратаре» - самой важной церемонии в жизни мальчика масаи. Только после обрезания племя считает его мужчиной, воином и защитником своей деревни. Когда молодой человек направляется к тому месту, где старейшины будут проводить обрезание, друзья и члены семьи дразнят его, говоря что-то вроде: «Если ты дрогнешь, мы отречемся от тебя». Масаи ценят храбрость в своих воинах, и обрезание - это первый способ доказать свою смелость, даже перед лицом сильной боли. Рана заживает около 3 месяцев, и в течение этого времени молодые мужчины носят черную одежду и живут в хижинах, построенных женщинами деревни. Теперь мальчик масаи стал воином.

В течение следующих 10 лет молодые мужчины живут вместе в «маньята» - воинских лагерях. Там они учатся боевому и ораторскому искусству, а также животноводству. По истечении 10 лет молодые люди принимают участие в церемонии совершеннолетия «эуното», которая знаменует собой переход в статус старших воинов. После того как масаи прошел через «эуното», он может жениться. Церемония в основном представляет собой несколько дней празднования и заканчивается тем, что мать посвящаемого сбривает ему волосы.

Мальчики племени масаи должны выйти на охоту на льва с одними дубинками и щитами. В прошлом им нужно было охотиться в одиночку, но поскольку львов осталось мало, традицию изменили, и теперь взрослеющие масаи охотятся группами. Охота на львов очень опасна. Именно из-за этой опасности она и считается достойным ритуалом посвящения в мужчины. Когда мальчики масаи охотятся на львов, они тем самым демонстрируют то качество, чем, по мнению масаи, обладают только настоящие мужчины - храбрость.


Ритуал на обретение мужественности племени матис состоит из четырёх крайне болезненные этапов. На первом этапе в глаза молодых посвящённые вводят яд: матис считают, что так улучшают своим мальчикам зрение. На втором и третьем этапе мальчикам причиняют сильную физическую боль - неоднократно избивают и хлещут плетьми.

На последнем этапе мальчики глотают яд под названием кампо, добываемый из древесных лягушек. Кампо - не галлюциноген, хотя и может вызвать странные психические реакции. А вот физиологических эффектов от него предостаточно - рвота, головокружение и неконтролируемые движения кишечника. Племя матис твёрдо убеждено, что кампо повышает выносливость и силу мальчиков, превращая их в настоящих мужчин и охотников.

Чарлз П. Маунтфорд в 1947 г. совершил путешествие по пустынным областям Центральной Австралии, где у австра­лийцев нерушимо сохранились древние обычаи. Вот что он рассказывает.

Дети австралийцев окружены всеобщим вниманием, лас­ками и заботой. Но потом приходит юность. И тогда беззабот­ная жизнь мальчика неожиданно обрывается.

Даже женщины, самые близкие ему: бабушка, мать, сестра - внезапно набра­сываются на него и, угрожая пылающими факелами, изгоняют из места общего обитания (стоянки, лагеря). С этого времени и до окончания обряда обрезания - примерно в течение года - к юноше относятся как к отверженному. Спит он теперь в не­котором отдалении от стоянки, никогда не приближается к женщинам и не разговаривает с ними. Он не говорит и со стариками, пока они сами не позовут его. Отвечая старикам, юноша обязан говорить только шепотом.

Жизнь изгнанника идет так: днем он находится среди мужчин, а по ночам спит у своего маленького костра за чер­той стоянки племени. И вот, наконец, приходит день, когда старики хватают юношу и под причитания женщин, крики и топот мужчин, уже прошедших инициацию, ведут его в укромное место. Тут ближайшие родственники юноши - взрос­лые мужчины - вскрывают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Длительный обряд инициации имеет целью обучить молодого австралийца законам рода и племени и дать ему религиозно-нравственное сознание.

При этом ис­пользуется все, что может привести к достижению нужного результата: испытание голодом и болью для укрепления силы духа, атмосфера непостижимой загадочности.

Юноша, лежа­щий лицом вниз, слышит, но не видит, что происходит вокруг него. Только на мгновение позволяют ему поднять голову и в свете колеблющегося пламени костра взглянуть на это зрели­ще, вызывающее экстаз. Восприимчивый юноша настолько захвачен удивительными впечатлениями, что эта картина остается в его памяти на всю жизнь. Первый обряд инициации, включающий обрезание, является важнейшим шагом молодо­го австралийца на пути к зрелости.

После обрезания юноше надевают на голову отличитель­ную повязку, которая свидетельствует о его общественном росте, и теперь его можно видеть лишь среди стариков-настав­ников и стражей. Он обязан избегать женщин и не смотреть на них. Его новое имя теперь - вангарапа - «скрывающийся мальчик». Вместе со стариками он совершает длительные и многотрудные путешествия, знакомясь с бытом других друже­ственных племен.

Следующий обряд посвящения связан с подрезанием поло­вого органа (продольный разрез у основания пениса - Ред.); этот обряд символизирует, что юноша стал пол­ноправным мужчиной. Теперь он может жениться, если его нареченная достаточно взрослая. Он может принимать уча­стие в совете племени или рода. Подрезание является самым тяжелым и мучительным из всех испытаний и означает пере­ход посвященного в полноправные члены общества.

К этому надо добавить, что далеко не все юноши оказыва­ются в состоянии вынести все лишения и пытки, которым они подвергаются во время инициации: некоторые гибнут от истязаний и лишений. Вероятно, именно поэтому юноши, про­ходящие инициации, находятся в положении глубоко изолиро­ванных, женщинам и детям строжайше запрещено даже при­ближаться к той местности, где находится лагерь посвящае­мых, чтобы они не могли видеть истязуемых и слышать их стоны и вопли.

Чрезвычайная жестокость посвятительных обрядов, несом­ненно, способствовала, с одной стороны, отсеву и уничтожению слабых телом и, главное, слабых духом, а с другой стороны, культивировала, поощряла и передавала по наследству высо­кие качества мужества, стойкости, скромности.

(Матюшин Г.Н., У колыбели истории. М., «Просвещение», 1972 г., с. 191-193.)


Надо сказать, мужчинам племени повезло, что они не родились, например, на острове Понапе, входящем в состав Каролинского архипелага, - тамошним мужчинам не только разрезают кончик члена, но и лишают их одного яичка.

Племена Папуа - Новая Гвинея


В маленьком государстве Папуа - Новая Гвинея существует свыше 1000 различных культурных групп.


Племя канингара из Папуа-Новой Гвинеи практикуют очень необычный ритуал, который направлен на укрепление духовной связи между членами племени и их окружением. Одна из ритуальных церемоний проводится в «Дом Духа». Подростки живут в уединении в Доме Духа в течение двух месяцев. После этого периода изоляции, они готовятся к церемонии посвящения, которая признает их переход к зрелости. В процессе ритуала, человеку делают надрезы кожи осколками бамбука. Полученные зазубрины напоминают кожу крокодила. Люди этого племени считают, что крокодилы являются создателями людей. Знаки на теле символизируют следы зубов крокодила, который съел мальчика и оставил взрослого мужчину.


Живущее в Папуа Новой Гвинее племя матауса считает женскую кровь нечистой. Матауса убеждены, что их мальчики, чтобы стать настоящими мужчинами, должны очиститься от скверны матерей.

Старейшина начинает ритуал очистки крови, вставляя в горло молодых посвящаемых тростниковые трубки - тогда их рвёт кровью. Затем старейшины вставляют трубки им в ноздри, чтобы выгнать из тела дурную кровь и слизь. Периодически трубки вынимают, чтобы почистить, а посвящаемые в это время успевают сделать глоток воздуха. И, наконец, старейшины делают на языках молодых людей несколько надрезов с помощью похожего на стрелу инструмента. После мучительной церемонии молодые люди в глазах общины становятся настоящими мужчинами.

Очистка крови у матауса - это настолько важный и секретный обряд посвящения, что не все члены через него проходят - надо ещё доказать, что ты достоин. Не прошедшие ритуал мужчины взрослыми не считаются и не могут пользоваться соответствующими привилегиями - например, они не имеют права жениться. Кроме того, они считаются слабыми членами племени, не способными выполнять свои мужские обязанности.


Среди них есть племя самбия, у которого, пожалуй, самый безумный в мире обряд посвящения в мужчины. Что отличает племя самбия от других групп, так это вторая часть их обряда посвящения в мужчины - выпивание спермы.

Самбия считают, что как мужчины, так и женщины рождаются с «тингу». Это часть тела, которая делает возможным продолжение рода. Тингу женщины готово к воспроизводству после первой менструации. Тингу мужчины рождается сморщенным и высушенным, и единственный способ привести его в норму - пить «мужское молоко», или сперму других половозрелых мужчин. Они считают, что выпивая «мужскую сущность» других мужчин, мальчики станут сильными и мужественными. Уединившись в лесу с молодым, не состоящим в браке парнем в возрасте от 13 до 21 года, мальчик делает ему фелляцию. Вообще мальчикам рекомендуют пить «мужскую сущность» как можно больше, чтобы стать сильнее.

Примерно в возрасте 13 лет молодой человек вступает в половую зрелость, и начинается следующий этап посвящения. Происходит еще один ритуал кровопускания из носа наряду с избиениями. Мальчик уже считается половозрелым холостяком, и теперь будет предоставлять «мужское молоко» мальчикам, которые только вступили на путь возмужания.

В возрасте около 20 лет мужчина племени самбия готов жениться, но до того как состоится свадьба, старейшины племени обучат молодого человека секретам, как защитить себя от «заражения» женщиной. Например, во время полового акта мужчина должен набить в ноздри листья мяты и жевать кору, чтобы перебить запах половых органов своей жены. Более того, когда мужчина занимается сексом со своей женой, проникновение не должно быть слишком глубоким, т. к. это только увеличит вероятность «заражения». Наконец, после полового акта мужчина племени самбия должен выкупаться в грязи, чтобы смыть все нечистоты после контакта с женой. Даже после вступления в брак молодой человек не проводит много времени со своей женой, и продолжает коротать его с другими мужчинами.

После того, как мужчина женится, дальше участвовать в церемонии ему запрещено. Самбия считают, что женские гениталии делают репродуктивные органы мужчин грязными, а их сперма становится «нечистой», так что для детей, которым только предстоит стать взрослыми, она больше не подходит.

Обряд посвящения в мужчины завершается для парня рождением его первенца, после чего он обретает полное право называться мужчиной.


Прыжки на эластичной лиане - традиционный ритуал южной части Тихого океана, который впервые появился на острове Пентекост, архипелага Вануату. Местные жители строят огромные деревянные башни и прыгают с дощатых платформ, обвязывая лодыжки естественным канатом. Цель прыжка - опуститься как можно ближе к земле, чтобы лишь голова или плечи едва коснулись ее. Ошибка в расчете длины лианы может привести к серьезной травме или гибели.

Примерно в апреле-мае жители деревень сооружают башни высотой от 30 метров из дерева. Затем находятся мужчины, которые изъявляют желание на собственном опыте измерить их высоту. Они привязывают две эластичные лианы сначала к платформе на вершине башни, а затем к своим лодыжкам. Собрав всю свою храбрость, мужчины ныряют с платформы вниз головой. Во время падения «ныряльщики» развивают скорость более 70 км в час.


Такие прыжки в землю имеют почти 15-вековую историю. Цель ритуала двоякая. Во-первых, он проводится как жертва богам, чтобы обеспечить обильный урожай батата. Во-вторых, он служит в качестве обряда посвящения мальчиков племени в мужчины. Мальчики могут присутствовать на церемонии, если им уже исполнилось 5 лет. Церемонии часто предшествует обрезание. Мальчики начинают прыгать с небольшой высоты, и по мере взросления увеличивают ее. Чем выше поднимается мужчина, тем более мужественным его считает племя.


Глубоко в сердце бразильской Амазонии живет племя Сатере-маве. Чтобы стать мужчиной в этом племени, мальчик должен сунуть руку в перчатку с муравьями Paraponera , которых еще называют «муравей-пуля», и вытерпеть их укусы в течение 10 минут, не издав ни звука.

Согласно шкале силы ужалений Шмидта, у муравьев Paraponera самый болезненный укус. Это «пульсирующая, всепоглощающая боль», которая продолжается в течение 24 часов. Местные жители называют муравья «hormiga veinticuatro» как раз из-за этой 24-часовой боли.

Если укус одного такого муравья настолько болезненный, то можно представить себе боль, которую человек испытывает, засунув руку в перчатку, наполненную обозленными муравьями.


Чтобы приготовить перчатку, соплеменники усыпляют муравьев с помощью какого-нибудь растительного успокаивающего средства. Пока муравьи спокойны, старейшины изготавливают устройство пыток, вплетая муравьев в перчатку, сделанную из листьев, чтобы жала муравьев были направлены внутрь.

Когда муравьи приходят в сознание, мальчик надевает перчатку и в течение 10 минут смело смотрит в лицо настоящему аду. Из-за большого количества яда, полученного во время испытания, рука мальчика будет какое-то время парализована, а самого его будет трясти в течение нескольких дней.

И этот ритуал проводится не за один подход. Мальчику придется сунуть руку в муравьиную перчатку еще несколько раз, прежде чем его признают мужчиной. Каждый раз во время испытания он должен вести себя как можно тише. Это испытание мужской выносливости и стоицизма, которое необходимо, чтобы быть полезным воином племени.

Современные цивилизованные инициации





Обряд инициации в иудаизме, означающий, что еврейский мальчик, достигший 13 лет, становится совершеннолетним в религиозном отношении и возлагает на себя все религиозные обязанности. Обряд совершается в синагоге, обычно в субботу; дата рождения вычисляется по еврейскому календарю. Мальчика приглашают прочитать последний отрывок из чтения Торы на данный день, а также отрывок из пророческих книг. Он может выступить с подготовленной речью на заданную тему, чаще всего посвященной разъяснению прочитанной главы из Торы. В США бар-мицва и подобный ему обряд для девочек (в возрасте 12 лет), называемый бат-мицва, стали одними из самых веселых еврейских праздников, по их поводу устраиваются званые обеды, ребенку дарят подарки. В реформистских общинах вместо этого совершается торжественная церемония приобщения еврейского мальчика к вере отцов, хотя многие общины продолжают хранить обряд бар-мицвы. Происхождение обряда бар-мицвы неясно. Первым, кто употребил термин "бар-мицва", был Мордехай бен Гиллель, ученый из Германии (13 в.), автор комментариев к Талмуду.


У католиков и некоторых протестантов требуется, чтобы, достигнув определенного возраста, человек, крещенный в младенчестве, уже сознательно признал себя христианином. Обычно конфирмация проводится массово (например, для учеников католических лицеев), но возможны и вполне частные конфирмации. Хотя обряд все же чаще совершается с группами подростков: проводить его может только епископ, так что организационно это весьма сложное мероприятие. Возраст конфирмантов - 13–14 лет. Девочек традиционно наряжают в белые платья, мальчиков запихивают в новые костюмы, затем исповедуют, причащают, мажут миром, дарят им молитвенники.

Обряд надевания взрослой шапки на мальчика (гэмпуку) и взрослого пояса на девочку (моги) в древней Японии совершался с подростками 12–16 лет. Сегодня в этой стране оба обряда соединились в один официальный государственный праздник - День совершеннолетия. Во второй понедельник января вся молодежь, которой в прошлом году исполнилось 20 лет, одевается в национальные костюмы - кимоно, носки, сандалии-гэта (впрочем, для юношей допускается и европейский костюм), выходит на улицу, слушает речь мэра, совершает в храме молитвы, а вечером отрывается в ресторанах и караоке-барах, оплаченных частично родителями, частично городской казной.


Сохранившийся до сих пор в сельской Украине обряд инициации парубков 16–18 лет. Девушки села совместно выпекают особый каравай-калиту и высоко его подвешивают - к потолку или к шесту. К калите на кочерге подвозят инициирующегося со связанными сзади руками, парень должен допрыгнуть до калиты и откусить от нее кусок. Не получилось - позор на его голову. Получилось - теперь он уже взрослый и может тусоваться со взрослыми же парнями, а также ухаживать за девушками.


В очень протестантской сельской Америке распространены балы, на которых девочки и мальчики 13–16 лет дают публичный обет хранить девственность до брака и получают особое кольцо, которое и носят до помолвки. По понятным причинам родители на эти балы активнее тащат девочек, чем мальчиков. Так что кое-где балы трансформировались в традицию «обручения с папой»: девочка обещает, что ее единственным бойфрендом до брака будет ее папочка - именно ему она будет поверять все свои беды и обиды, а он будет ее верным рыцарем и другом. Разумеется, никакого инцеста, исключительно духовное единство.

Дорогое доказательство лояльности


По мере усложнения общества и человеческих представлений о природе вещей важность ритуалов сошла на нет. Тебе уже не надо собственноножно присутствовать в Вестминстерском соборе на коронации, чтобы убедиться в легитимности королевы, - достаточно прочитать газету. Ты уже точно знаешь, что выкрашенные в брачную ночь белой краской яички не помогут тебе не зачать демона-людоеда, пусть зачинается то, что зачинается, - это проб­лема того заведения общего обязательного образования, куда демон отправится. И новогоднюю елочку мы больше не украшаем кишками ритуальной жертвы, так как возвращение солнца из мира зимнего мрака непременно состоится и без этого (по крайней мере, так говорят по телевизору). Ритуалы остались важной частью религиозной жизни, но и там их значимость неуклонно ослабевает.

Тем не менее ритуальчики и обрядики наполняют нашу жизнь - уже в качестве легкого суеверия, игры, общепринятой формальности. Торжественно вручить парню в смешной шляпке свидетельство об окончании школы или отлупить его до потери сознания плетью из кожи гиппопотама - такой выбор перед обществом не стоит. Почти не стоит.

Есть, однако, уголки, где жестокие законы инициации по-прежнему функционируют. Прописка в тюрьмах, издевательства над новичками в школах, особенно закрытых, чморенье «духов» в армии - это не просто свинство от скуки и безмозглости, а прорастание архаичных норм в искусственно сформированных по архаичному принципу обществах, обитатели которых в массе своей не слишком далеко ушли от первобытных племен.

Армейские традиции



Посвящение в "Черпаки"


У солдат в армии - своя иерархия, свои негласные звания и продвижение по служебной лестнице. Дорасти до "деда" - не только отмотать положенные два года службы, но и пройти целый ряд обрядов и посвящений: ведь можно и перед увольнением так и остаться бесправным "духом", если не соблюдать неписаные законы.

Первые полгода в армии солдат - ровным счетом никто. "Дух" бесплотный, "Салага", "Шнурок"… Правда, успешно пройденное "первое крещение" может существенно облегчить жизнь новобранцу. В одних частях этот обряд называют "свечка", в других - "клизма". Суть же этого испытания одна и та же: присягнувшие днем на плацу на верность Родине бойцы ночью в казарме держат суровый экзамен. Со вставленным между ягодиц стручком красного перца они должны тихохонько пролежать всю ночь. Чтобы "дедушек", значит, не разбудить и не потревожить.


Если утром испытуемый продемонстрирует неизвлеченную перчину и сможет ходить, то ему присваивают звание "перца". Если не сможет или, не дай боже, попытается симулировать, то так и останется "духом", удел которого - стирать "дедам" носки и заправлять чужие койки.

Второй обряд посвящения ожидает молодого бойца через полгода службы: "деды" торжественно переводят его в разряд "черепа". Салагу ставят на табуретку посреди казармы или укладывают на кровать лицом вниз. Приспускают штанишки и… всего лишь бьют по мягкому месту солдатской бляхой. По окончании ритуала седалище превращается в сплошную гематому со следами двадцати четырех звезд: "деды" бьют во всю силу - год назад они сами прошли через это испытание. Теперь посвященный обретает новые права и возможности. Он уже сам может шугать "духов" и получает поблажки от старших.

Еще через полгода "череп" становится "черпаком" - таким же манером, но получает уже вполовину меньше ударов, да и не с такой силой. Бьют не бляхой, а половником, заблаговременно утащенным из столовой. Говорят, что эта традиция пришла с флота: у кока были помощники, которых он за различные провинности лупил черпаком чуть пониже спины.

Разменяв полтора года службы, ты становишься "дедушкой" - казарменным полубогом. Можешь сам с молодыми развлекаться от скуки: работой и службой ведь "дед" не обременен. Днем может отоспаться в каптерке, а ночью шутки шутить. Например, "велосипед" посмотреть: спящему солдату вставляют между пальцами ног спички или кусочки ваты и поджигают. Бедолага дергает от боли ногами, а "дедушка" смеется: похоже, будто крутит педали.

Еще "деды" любят "сушить крокодила". Это когда "дух", зацепившись руками и ногами за спинки кровати, зависает над лежащим внизу весельчаком. Тот может и пощекотать, и ногой попинать - "крокодил" должен удержаться во что бы то ни стало. В противном случае его ждет суровое наказание. Могут сделать "лося" (новобранец сводит ладони на лбу, а "дед" лупит его по "рогам"), могут "дрозда выпустить" (бьют в грудную клетку, иногда ногой). Некоторые "деды" заставляют "духов" "смотреть телевизор". Солдат стоит на полусогнутых ногах, в вытянутых руках держит табуретку, на которой стоит трехлитровая банка с водой. Это и есть "телевизор" (нужно еще пересказывать, что там показывают). "Телепередача" рассчитана на 5-10 минут, но как правило, больше трех никто не выдерживает. А это чревато "лосем" или "дроздом"…

Есть в армии и мирные развлечения. Чаще всего играют в "дембельский поезд". Всю ночь три молодых солдата обхаживают "дедушку", который якобы едет домой. Один покачивает койку, издавая при этом звуки перестука колес поезда. Второй бегает вокруг кровати с фонариком и веткой, имитируя мелькающий за окном пейзаж. Третий исполняет роль проводницы: поправляет одеяло, взбивает подушку, приносит чай и сигареты, поет колыбельные песни. Если "дедушке" жарко, то его обмахивают газетой, если холодно - укрывают одеялом. Утром пассажира "дембельского поезда" встречают с букетом полевых ромашек и с веселой песней.

Иногда разбуженный чьим-то храпом "дед" открывает "охотничий сезон". Один из молодых солдат получает приказ "убить тигра". Вооружившись подушкой, "охотник" со всеми предосторожностями подкрадывается к храпящему и с громким криком лупит своим "оружием" по голове, после чего прячется под кровать. Уже оттуда следует доклад: "Товарищ "дедушка", "тигр" убит. Разрешите идти спать?.."

В танковых войсках "деды" учат молодых водить по ночам "танки". "Духи" ползают под кроватями с куском танковой гусеницы - траком - и забавно гудят и тарахтят, будто танковый дизелек. Иногда их заставляют устраивать "стрельбы" и "лобовые атаки": со стороны это выглядит забавно.

В десантных войсках весьма популярна игра в "подбитый самолет". Лежащий на койке нижнего яруса "дед" наблюдает за полем "боя", на верхней устраивается сам "самолет". Еще один новобранец "стреляет" из табуретки по верхнему ярусу: "Та-та-та-та…". "Подбит!", - кричит "старик" и пинает ногами сетку с матрацем над головой. "Самолет" стремительно пикирует вниз и при ударе о пол громко кричит: "Бабах!" Стрелок-табуретчик докладывает: "Товарищ "дедушка"! Самолет противника по вашему приказанию сбит. Потерь среди личного состава нет…"

В некоторых частях "шнурков" заставляют по ночам работать "парикмахерами" - делать газонам модные прически. "Ежик" должен быть строго определенной высоты, скажем, 2,3 сантиметра. Солдаты вооружаются линейками, ножницами и расческами: если ошибешься, можно получить новую задачу - чистить плац зубными щетками…

Когда до дембельского приказа остается 100 дней, наступает заключительное посвящение: "деда" переводят в "дембеля". Его заботливо укладывают на кровать и бьют шесть раз по причинному месту… ниткой. Теперь каждый вечер после отбоя кто-то из молодых солдат будет забираться на тумбочку и кукарекать оттуда на всю казарму: "Дембель стал на день короче, всем "дедам" спокойной ночи!" Скоро "дедушкам" домой - в обычную жизнь без армейских чудачеств.

(Дмитрий Зленко, «Московский Комсомолец»)


Но есть группы, состоящие из людей взрослых и образованных, которые тоже требуют весьма жесткой инициации при вступлении. Отчасти к таким можно отнести некоторые монастыри и, скажем, сектантские общины, но наиболее полно мы видим вполне кровавые инициации в студенческих братствах и различных тайных и полутайных организациях, из которых самыми известными являются масонские. Вот там избиения, издевательства, голодовки, запугивание, беспрекословное подчинение старшим являются почти непременным испытанием для кандидатов.

О том, как работает этот механизм, когда-то рассказал Дэн Рапопорт, прошедший жесткий кандидатский отбор в элитном студенческом братстве «Сигма Альфа Эпсилон»: «Несмотря на кажущуюся абсурдность и жестокость всех этих законов, они имели глубокий смысл. Нам устраивали трудности, чтобы сплотить нас, чтобы попадание в братство воспринималось как добытое дорогой ценой. Чтобы пережившие вместе эти ужасы действительно стали друг для друга как братья, как однополчане. Для многих эти пять месяцев оказывались единственным серь­езным испытанием в их благополучной жизни. Нас было двенадцать человек, в итоге приняли четверых. И эти ребята остались моими лучшими друзьями на всю жизнь»

Обряды инициации всегда как нельзя лучше использовали принцип «дорогого доказательства лояльности». Подростки, прошедшие совместный ад испытаний, оказывались более сплоченной группой, высоко оценивали свой новый статус и, что самое главное, ревностно, неукоснительно исполняли все ритуалы, которые к этому статусу прилагались. И Великая Жаба была довольна, и на запад никто не мочился.

Во многих древних культурах существовала традиция сопровождать ритуалами приобретение человеком нового статуса в социальной или духовной жизни.

Подобные обряды проводились, как правило, для посвящения во взрослую жизнь молодых девушек и парней. Для молодого человека необходимым было придать мужской агрессии позитивное направление - для добывания пропитания, обеспечения и защиты собственной семьи.

Для молодых девушек же необходимым было научиться осознавать и принимать свою женственность, а также обеспечивать содействие и поддержку мужскому началу.

Посвящения в форме испытаний существовали и продолжают существовать практически во всех культурах. Однако необходимым было и остается применение этих посвящений в нужное время и в определенные сроки. В современном мире, где царит изобилие материальных благ, где жизнь человека не зависит от того, насколько удачна была охота, люди позволили себе игнорировать такие обряды и ритуалы. А вот в древние времена такое отклонение от привычных ритуалов приводило к тому, что выжить было невозможно.

Часто ритуалы посвящения состояли в том, чтобы изгнать юношу из общины и таким образом научить его быть более самостоятельным, чтобы позже вновь принять его, но уже в другом социальном и духовном статусе.

С девушками же поступали иначе - для них создавалась специальная временная женская община, в которой более опытные и взрослые женщины обучали их вести домашнее хозяйство, рассказывали о премудростях семейной жизни, вводили в тонкости вынашивания и воспитания детей.

Первое посвящение "мать и женщина".

Первое посвящение девушек было связано с началом менструации. Сразу же после ее начала девушку изолировали для посвящения - для каждой девушки посвящение происходило в положенное для неё время. Сроки изоляции были различны, иногда два-три месяца, иногда год. Фактически, подобные посвящения составляли суть образования, главным предметом которого была женственность. Учили не только правам, возможностям и способностям, но посвящали и в обязанности, учили нести ответственность.

В ритуалах для девушек часто фигурирует темнота, во многих обрядах им запрещалось показываться на солнце. Вероятно, это связано с зависимостью женщины от лунного цикла. Иногда девушкам запрещалось касаться земли или позволять кому бы то ни было прикасаться к ним.

Подобные табу несли глубокий смысл. Например, земля, почва – это в первую очередь материнское начало, и таким образом, уже на самом начальном этапе происходило отделение посвящаемой девушки от родительского дома и матери в первую очередь. Женская сущность состоит из двух начал - материнской и истинно женственной, и такими ритуалами и временными запретами в девушках воспитывалось понимание и осознание своей силы.

Эти знания необходимы были для сохранения баланса. Баланса двух сторон одной сущности женственности. Важно было познать их, развивать эти стороны, не подавлять ни одну из них.

Материнское и женское сначала нужно было разделить, чтобы почувствовать разницу, а потом вновь соединить, но уже по-другому - четко разграничивая их.

Божественная женственность.

Формирование образа божественной женственности (способной на творение) начинается с сохранения баланса между материнской сущностью и истинно женской. Основное предназначение высшего божественного материнства – это служение мужскому началу.

Мужское начало, в свою очередь, также имеет в себе духовное отцовское.

Мать и отец таким образом творят своё дитя и именно тогда женская и мужская сущности проявляют себя в полной мере, проявляется их благословляющая функция.

Ритуалы посвящения часто включали в себя не только изоляцию, но и пищевые ограничения, ритуальные раскрашивания лица и тела, омовения в водных источниках. Каждый элемент обряда сопровождался песнопениями, танцами.

Начало обрядов посвящения для девушек с приходом менструации, объясняет, почему женские обряды и ритуалы в большей степени, чем мужские, связаны с кровью. На период посвящения женщина и мужчина рассматривались, как существо бесполые или, наоборот, двуполые.

Девушек могли наряжать в мужскую одежду, а юношей, напротив, в женскую.

Ученые объясняют возросшие суицидальные наклонности и попытки суицида среди молодежи в развитых странах тем, что отказ от обрядности не позволяет молодым людям перейти из детства во взрослое состояние постепенно.

  • Объем информации и резкие переход действует на психическое состояние не лучшим образом и часто толкает молодежь на употребление запрещенных веществ.
  • Из-за отказа от ритуалов посвящения во взрослую жизнь и возникают кризисы подросткового возраста.
  • Прежние, детские, роли молодых людей уходят, а на первый план выходят новые цели, потребности, обязанности.

В современном обществе, где отсутствуют посвящения, молодые девушки и юноши вынуждены создавать себя новых самостоятельно. Отсюда и появляются проблемы молодежи, что является мощным сигналом об игнорировании обществом её потребностей. Огромный поток информации, обрушивающийся на молодых людей, тем не менее является недостаточным для гармоничного их посвящения во взрослую жизнь.

Однако, несмотря на подобные явления в социуме, мы сами способны создавать такие ритуалы в наших семьях и для себя и для наших детей. И не только в семьях, но и посредством специальных тренингов и семинаров.

Взрослая инициация "девушка-женщина-старуха".

К тому же далеко не каждая считающая себя давно взрослой женщина смогла пройти в той или иной форме процесс инициации, ведь то, что складывалось в народе и родах веками, было забыто и травматично порушено, особенно в России. Момент взросления и отделения от матери и от родительской семьи часто не обозначен на внутреннем уровне.

Не переданы глубинные знания о женственности, не происходит гармоничного слияния и осознавания своего места в природе и социальной жизни наРОДА, не познано всё богатство и разнообразие женских ипостасей и возможностей, очень слаба связь с родовыми корнями и архетипами женственности.

Отсюда у женщин и страх старости, и вмешательство родителей в жизнь взрослых дочерей (нарушение границ), проблемы в сексуальной жизни и в отношениях с партнером, несчастливые судьбы и жизнь по мужскому типу самореализации, проблемы со здоровьем и много ещё чего.

Именно поэтому участницы выездного семинара «Мистерия женственности. Инициация» , ежегодно проводимого в нашем проекте, проходят подобный обряд посвящения в Женщину с одновременным прохождением и основных необходимых внутренних этапов, через глубинные психологических практики и техники, возрожденные и воссозданные ритуалы.


Наш выездной семинар родился на основе объединения методик и подходов современной психологии, танцевально-двигательных техник, процессуального подхода и элементов ритуального взаимодействия со своей внутренней сутью и с природой.

Девушки и Женщины получают уникальную возможность вхождения в глубинную Женственность, которой мы лишены в современном обществе – и это незабываемое переживание оставляет глубокий след в душе каждой женщины, позволяя мягко и естественно соединиться с мудростью прошлых поколений и со своей глубинной сутью , устраняя и отпуская травматичные переживания прошлого.

Такой глубокий инициационный процесс помогает нам не только постичь на символическом уровне эстетику своего и противоположного полов, но и дает возможность глубже осознать свою природу и духовное предназначение.

Отрицание своей женской сути влечет заболевания женской сферы. И напротив, ее принятие, осознание и признание действуют целительно не только на саму женщину, но и на окружающих ее людей.

Даже пресловутый ПМС является первым звонком, первым признаком неприятия собственной женской сущности, и это первое, что устраняется при ее признании и принятии.

Человек любого пола, правильно и своевременно посвященный в новый социально-духовный статус, обладает большей осознанностью своего места в обществе и мире в целом, с большей ответственностью относится к собственным поступкам и более адекватно взаимодействует с другими людьми.

Екатерина Шморгун

Если вам понравился материал, поделитесь с друзьями! Нажмите на соц.кнопки внизу страницы! ;)

Концепции происхождения воспитания

образования человеческого общества.

I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологи-ческому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физиче-ское, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

К периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда. Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

Таким образом, первобытное воспитание носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.

Воспитание в первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание в период разложения первобытного общества. С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Для первобытного общества, как известно, было характерно производить обряды, в результате которых человек переходил на новый уровень развития. Проведение подобного рода обрядов стало называться инициацией, что в переводе с латинского означает «посвящение, осуществление таинства».
Исходное определение понятия инициация трактуется как совокупность обычаев в первобытном обществе, заключающаяся в переходе молодых людей и девушек в категорию взрослых. Более точный смысл инициации раскрывается в том, что в какой-либо общественной группе или обществе происходит зарождение и развитие индивидуума.
Выделяется три вида инициации:
1. Коллективное посвящение – переход их возрастной категории детей и юношей в совершеннолетних. Лица, подпадающие под данный тип перехода, пребывают в возрастной категории как с шести, так и с двенадцати лет.
2. Обряды, в результате которых происходит вхождение в некое тайное сообщество или братство.
3. Доказательство того, что шаманы и вожди имеют мистическую принадлежность.
Инициация в каждом обществе первобытных времен происходила по-разному, но в каждом случае обязательно должно было присутствовать выполнение каких-то заданий, тайных ритуалов, которые часто сопровождались тяжкими испытаниями. Предназначение обряда инициации во всех племенах было одинаковым. Основное предназначение и роль, которую должны были выполнять обряды инициации в первобытном обществе, заключалось в привлечении молодых людей к участию в хозяйственной, общественной и идеологической сферах жизни, в качестве их членов и участников.
Развитие и становление общественных первобытных отношений выражалось еще в одном характерном признаке - в табу. Что такое табу? По существу определения, табу представляет собой некий запрет на выполнение определенных действий, использование выражений, взаимодействие с предметами. Табу в первобытном обществе являлось неким регламентом, регулирующим отношения в семейных парах, защищало от опасностей. Другими словами, табу регулировало различные сферы общественной жизни первобытного народа. Табу стало предпосылкой возникновения религиозных и социальных норм.
Первобытнообщинное общество большое значение придавало переходу подростков в категорию взрослых людей. Посредством инициации, молодые люди и девушки готовились к общественной, семейной и социальной жизни.
Пройти «ритуал перехода» означало, что человеком был осуществлен переход на другой уровень опыта, то есть, таким образом, молодой человек становится готовым совершенствовать свое социальное и личностное развитие. Переход на новый жизненный уровень сопровождался получением инструкций и рекомендаций, могущих быть полезными для выхода на следующий уровень жизни. Инициации подвергается абсолютно все подростковое население общества.
Каким образом происходила инициация первобытного общества?
Первоначальным этапом становления подростка, как личности и индивида, начиналось с традиционного прощания с миром детства, непосредственности и безответственности. Когда ребенок достигал установленного для перехода на другой этап жизни возраста, он забирался из своей семьи. После этого дети были подвержены знакомству с совершенно незнакомым для них миром. Мальчики этот период своей жизни проводили в далеком от общества месте. Это были джунгли, леса, и иные безлюдные местности, где под руководством наставника они занимались привычными делами, только вдалеке от общества. Такой образ жизни ждал подростков до окончания обряда инициации.
В этот момент племена переживали табу, которые выражались в ограничении пищи, света и возможности общения. Подростки, пребывающие в безлюдном месте, должны были вернуться домой полностью изменившимися. Ключевым моментом в процессе посвящения подростка становится так называемое, тройное откровение – познание священности, сексуальности и смертности. Ведь ребенок с этим не знаком, но именно эти три понятия играют важную роль при вступлении во взрослый период жизни.
Каждый подросток в этот период проходит самые непредсказуемые и жестокие испытания, как то избиение, вырывание зубов, отрезание пальцев, обрезание, нанесение увечий. Инициируемый должен в этот момент, как бы заново родиться. По истечении срока инициации при успешном завершении данного процесса, подросток мог вступить в жизнь взрослых людей, и быть наделен правами и обязанностями общества, в котором будет жить.
Обряд инициации девушек в женщин происходил менее жестоко. Их, также помещали в безлюдное место, запрещали общаться, есть, обучали песням и мифам, совершали над ними таинства, и подсказывали, как следует вести себя при вступлении в брачные отношения. Подготовка к браку была ключевым моментом, которому уделялось особое внимание.
Те юноши и девушки, которые не справлялись со всеми испытаниями, не могли вступать в брак до повторного обряда инициации, а также были подвержены позору.