Идея милосердия в разных культурных традициях. Паттерны добродетелей Что такое милосердие определение для детей

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. В европейской христианской культуре понятие М. восходит к Пятикнижию, где словс «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». Так в иудаизме выражался принцип отношения Бога к людям, а также то, что он ждал от людей в их отношении друг к другу: доверительность и верность. В греческом тексте Нового Завета М. передается главным образом словом ауале - специфически христианским термином, означающим деятельную одаряющую любовь к ближнему. В христианской этике милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех богословских добродетелей. С этической точки зрения М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви (Лук. 10:27). М. достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, направленных не только на удовлетворение интересов другого, но и на стремление к совершенству. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек является милосердным не столько потому, что стремится к самосовершенствованию, а скорее потому, что милосердное поведение является выражением его совершенствования.

М. соотносится с положительным идеалом, а не с себялюбием, хотя последнее и является отправной точкой любви к ближнему. Заповедь любви как будто следует в этом за золотым правилом нравственности: собственные предпочтения и ожидания выставляются в качестве основания для отношения у другим людям. Но именно в рамках такого понимания М. стали возможными предположения, высказывавшиеся разными мыслителями: если требуется возлюбить ближнего, то почему бы прежде не возлюбить себя? В разные эпохи такого рода вызовы христианской этике как доминирующей идеологии могли определяться различными мотивами. Призывы любить себя могут иметь под собой гуманистическую подоплеку, но в целом в них игнорируется собственно содержание заповеди любви: она и исходит из того, что если человек уже любит самого себя, то надо хотя бы так же возлюбить других.

В новозаветных текстах М. казалось универсальным требованием, содержащим в себе смысл Моисеевых заповедей. Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже ап. Павел проводит различие между законом Моисея и заповедью любви. Это различие помимо чисто теологических причин основывалось и на этическом содержании, а именно на том, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли, которая перенесла эту проблему в социально-философский контекст. Так, Гоббс, интерпретируя заповедь любви как золотое правило, понимал ее тем самым как стандарт справедливых отношений людей в обществе. Такое соотнесение справедливости и М. оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли. Анализ традиции разделения справедливости и М. в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя М. представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества М. является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость - непреложным; б) М. вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Вместе с тем, этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором принимается справедливость как непосредственный долг человека, но предполагается, что М. в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

Как личная нравственная задача М. нелегко. Трудность М. связана с тем, что: а) М. может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т.е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нрав-ственное достоинство, в этом случае М. может привести к неравенству; б) М. творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) М. совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. Отсюда следует, что М. опосредствовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане М. непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.

Литература:

Аристотель. Риторика/Античные риторики. М., 1978. С. 76-90;

Гоббс Т. О человеке/Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 258- 259;

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы;

Зарин С.М Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996. С. 356-544;

Соловьев B.C. Оправдание добра/Соч. В 2-х т. Т. 1. М„ 1991. С. 152-169;

Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven-L., 1972.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 328-329.

  • Милосердие предоставляет возможность – приблизиться к пониманию церковных заповедей.
  • Милосердие дает силы – их хватает даже для прощения врагов.
  • Милосердие дает уверенность – в правильности дел и поступков, вызванных этим чувством.
  • Милосердие дает радость – радость отказаться от негативных эмоций.

Проявления милосердия в повседневной жизни

  • Евангелие от Матфея; Послание апостола Павла римлянам – милосердие воплощается в участливом отношении к людям и противопоставляется пренебрежению.
  • Благотворительность – последовательное милосердие предполагает не просто доброжелательность, но и понимание другого человека и деятельное участие в жизни другого. В общественной жизни служение такое участие может появляться в форме благотворительности.
  • Молитва – молитва за грешника лучший пример милосердия.
  • Правосудие – условное наказание за реальное преступление есть ни что иное, как милосердие к преступнику.

Как развить в себе милосердие

  • Чтение. Чтение религиозной литературы (это справедливо по отношению к любой религии) учит милосердию.
  • Участие в благотворительных акциях. Действенное милосердие легче проникает в душу и закрепляется в ней.
  • Образ мыслей. Практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, человек учится милосердию.
  • Чуткость и внимательность к окружающему миру. Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным.

Золотая середина

Равнодушие | полное отсутствие милосердия

Милосердие

Вседозволенность | извращенное понимание милосердия

Крылатые выражения о милосердии

Наше сердце часто захлопывается перед мольбами бедняков с таким стуком, что его слышно на небесах. - Генри Лонгфелло - Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её. - Джек Лондон - Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца. - Аврелий Августин - Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством. - Конфуций - Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. - Хелен Келлер - Кретьен де Труа / Персеваль Книга знаменитого Кретьена де Труа - создателя рыцарского романа. Автор рисует образ достойнейшего из рыцарей Круглого стола, Персиваля. Милосердие, чистота помыслов и непорочность этого рыцаря открыли его душе Грааль. Томас Булфинч / Мифы и легенды рыцарской эпохи Рыцарские легенды – это легенды о чести, доблести и милосердии, милости к поверженному врагу и просто тем, кто слабее и нуждается в защите. Турниры, истории любви, поиски чаши Святого Грааля – обо всем этом расскажет книга, собравшая лучшие легенды о рыцарях.

общечеловеческая ценность, проявление человеческого в человеке, наиболее действенная, "практическая" форма сострадания больному, "сердолюбие, готовность делать добро всякому, любовь на деле" (Вл. Даль). Особенно велика роль М. в медицинской практике, которая часто имеет дело с инвалидами, тяжелобольными, немощными, стариками. М. легло в основу названия одной из медицинских профессий - сестра милосердия. Сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку (противоположность – равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие).

Милосердие

действенное сочувствие, любовь на деле, стремление помочь страдающему. Типичная реакция – благодарность, восхищение; подчас несогласие с таким действием, оценка его как слабости или как поощрения провинившегося.

Милость смиряет (пословица).

У женщины, воспитанной как Мари, религиозной и благородной, любовь могла быть только сладостным милосердием (О. Бальзак, Дочь Евы).

См. картину М. Клодта «Сестра милосердия».

Милосердие в том и состоит, что милует согрешавших (Иоанн Златоуст).

Милосердие – качество личности, которое трудно поддается описанию. Мы ощущаем его тепло фибрами души, но вкладываем что-то свое в это благодетельное слово.

Нет сомнений, что милосердие – это бесценное сокровище человечества. Наравне с разумом и речью, оно отличает человеческий род от животных.

В слове милосердие заключены два важных символа – «милость» и «сердце». По сути, это идущее из самого сердца чувство сострадания к ближним, великодушие, доброжелательное отношение и сочувствие.

Милостивый сердцем человек не задумываясь окажет помощь другому. Он покормит дворового котенка, приютит бездомного пса, подаст милостыню старушке, отдаст свой ланч бомжу и так далее.

Деятельное милосердие как основа идеального мира

Милосердные люди склонны к , к сочувствию – чужая беда воспринимается ими, как своя собственная. Они верят, что могут изменить мир своими пусть крошечными, но благими делами.

Стоит понимать, что милосердие – это не просто внешнее или внутреннее сострадание, оно должно быть действенным, деятельным.

Пример:

Один жалостливый, но слабый человек увидит голодную собаку, мысленно пожалеет, потреплет ее за ухом и пойдет мимо (он же спешит!).

Другой прохожий может иметь вид суровый и сдержанный, не плакать при виде чужого горя, зато попробует решить проблему.

Во всяком случае, он сходит в магазин, купит собачий корм и поможет псу пережить голодное время. Кто из них милосерден по-настоящему?

Милосердие Бога и человека – в чем отличия

Церковное понимание этого термина исходит из Библии: никто не сравнится в милосердии, доброте и справедливости с самим Господом.

Бог, как известно, готов прощать кающегося, ибо в его сердце живет любовь. «Он не оставит тебя, не погубит тебя… Не отвратит лица от вас».

Истинная любовь, как говорится в послании апостола Павла коринфянам, долготерпит и милосердствует.

Милосердие человека, не обремененного обязанностями судьи при райских вратах, может проявляться в разных формах – как в малых и скромных, так и в весьма масштабных.

Пока живо человеческое неравнодушие, есть шанс на спасение . Эту черту питают вера и любовь : истинные христиане всегда милосердны, и именно такие люди, по словам священнослужителей, являются солью земли.

Одни неравнодушны к проблемам близких и знакомым: так, например, третьекурсники скидываются своими стипендиями, узнав, что отцу подруги нужна срочная операция в Германии.

Другие просто помогают разным фондам, перечисляя небольшие средства на их счета, и таким образом постоянно осуществляют микроблаготворительность.

Третьи сами организуют благотворительные фонды, сообщества волонтеров, приюты и хосписы.

Бескорыстная помощь незнакомым людям, попавшим в трудную ситуацию, – высшая степень милосердия .

Не бойтесь делиться: пример милосердия заразителен

Без внутренней сердечной милости человек становится жестким, равнодушным, эгоистичным, жадным. Он не способен отдавать – не только деньги и силы, но и тепло души, даже самым близким.

Как говорил великий мастер Угвей из мультфильма о кунг-фу, настоящая сила в том, чтобы отдавать, а не забирать. Чем больше ты берешь, тем меньше имеешь, и в итоге остаешься ни с чем.

В постсоветские годы мне пришлось стать свидетелем ситуации: в аэропорту случилась накладка и рейс самолета был отменен. Множество отдыхающих (в основном, одинокие мамы с детьми) оказались заперты в чужом городе.

Они путешествовали по туристическим путевкам «все включено», финансы за период отпуска истощились, на гостиницу ни у кого не было средств.

В аэропорту царила паника – где ночевать, чем кормить детей, как добраться на другой конец страны, к себе домой?

В этот момент одна из улетавших стала подходить к плачущим женщинам и о чем-то разговаривать. Оказалось, что она передавала им деньги, чтобы те могли купить билет на поезд или остановиться в гостинице.

Она не брала никаких гарантий, не разглядывала паспорта, а просто оставляла записку со своим обратным адресом: «Вернете, когда сможете».

Через пятнадцать минут, вдохновленные примером милосердия, к ней подключились и другие состоятельные люди.

В итоге, все путешествующие дамы и их дети были накормлены и отправлены по домам.

Милосердие – это не только желание, но и умение помочь в трудной ситуации, пусть даже незнакомцу. Это сострадание в высшей степени.

Без сомнений, это качество присуще людям, сильным духом и верой.

Если в вашем сердце живет любовь к ближнему, великодушие, сочувствие, доброта, снисхождение и забота, то вы поистине милосердны.

«Сделаешь другому добро, тебе же польза будет» – гласит монгольская поговорка. И этот факт доказан научно. Эксперты утверждают: добровольная помощь улучшает настроение, снижает давление, продлевает жизнь и делает нас счастливее. Сегодня поговорим о милосердии в религии и повседневной жизни. А еще – о том, как добрые поступки помогут уйти от депрессии и одиночества.

Что такое милосердие

Милосердие - это умение сопереживать, сочувствовать, воспринимать чужую боль, как свою личную. Причем не просто посочувствовать, а проявить милосердие в поступках - оказать бескорыстную помощь тому, кто реально в ней нуждается, потратив свой ресурс: время, деньги, здоровье. Быть милосердным, значит проявлять сострадание и помогать какому-либо существу, не обязательно человеческому. Умение сопереживать – основа нашей идентичности и одно из духовных богатств человека.

Милосердие неразрывно связано с такими понятиями, как доброта, долготерпение, благость, забота, бескорыстность. Но милосердие – это не жалость: оно основано на уважении другого человека , признании его прав. Тогда как жалость высокомерна, она позволяет нам свысока смотреть на того, кто нуждается в помощи. Милосердие трудно описать словами. Его можно почувствовать в своей душе или увидеть в поступках милосердного человека. Главное в милосердии то, что оно не ради чего-то, а ради себя самого.

Но милосердие не предполагает пренебрежения собой. Если мы слишком близко к сердцу воспринимаем чужое горе, к нему добавляется наша тревожность и депрессия, отчего ситуация только ухудшается. Тут нужен другой подход и иная точка зрения. Лучше сказать себе: хотя события действительно печальны, могло бы быть и хуже. Взгляд на ситуацию под таким углом позволит не концентрироваться на трагизме, а получить реальный шанс изменить ее к лучшему. Такая помощь другим – это способ улучшить свою собственную жизнь.

Организации милосердия

Желание отдавать, ничего не ожидая взамен, подтверждается примерами великодушия врачей: Николая Ивановича Пирогова, Николая Васильевича Склифосовского, Сергея Петровича Боткина, Ивана Петровича Павлова. Они посвятили себя науке и спасению больных, облегчили немало страданий и спасли немало жизней.

Всемирный День Красного Креста и Красного Полумесяца отмечается 8 мая в день рождения своего основателя Анри Дюнана. Он побывал на войне и испытал шок, увидев количество раненых солдат, которым не оказали помощь. Эту страшную обратную сторону войны Анри Дюнан описал в книге, которую разослал всем политическим деятелям того времени, богатым людям и своим друзьям. Он основал мировую организацию помощи страждущим, стал лауреатом Нобелевской премии и провел последние дни в приюте, оставив все деньги благотворительным организациям.

Ангелом милосердия называли при жизни Мать Терезу, которая действительно стала матерью брошенными детям, неизлечимым больным и нищим жителям трущоб. Мать Тереза всегда оказывалась на месте катастроф, землетрясений, войн, чтобы поддержать людей и помолиться за них. По ее словам огромный грех – это не злость, а равнодушие к несчастью другого человека. В середине XX столетия был открыт Орден Милосердия. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, где количество желающих вступить в его ряды превышает количество вакантных мест.

Одним из высших проявлений гуманизма и милосердия считается хосписное движение , идея которого зародилась еще в раннехристианскую эру. Само слово «hospes » переводится как «гость », «гостеприимный » и никак не связано со смертью. Первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым следовали христианские паломники. Это были заведения для ослабленных, немощных и больных людей, где заботились о теле и душе.

Современные хосписы отличаются от больниц тем, что они не «чинят» человеческое тело, а рассматривают пациентов как личность. В хосписе редко бывает тишина – здесь работают волонтеры, музыканты, в гости приходят родственники и известные актеры, писатели. Здесь все решает не количество памперсов и капельниц, а душевные качества персонала. Принцип работы современных хосписов: научить родных ухаживать за больным так, чтобы облегчить его боль не унижая достоинства. Если родные не справляются, на помощь приходят сестры милосердия.

Можно научиться милосердию? Можно. Сопереживание проявляется по-разному, но, по сути, означает одно: добровольно принять на себя долю чужого мучения. Совсем необязательно сразу отправляться в больницу для тяжелобольных или отдать все деньги незнакомцу. Начать можно с малого:

  • Помочь упавшему человеку подняться.
  • Оплатить кофе для другого посетителя.
  • Утешить расстроенного коллегу.
  • Отнести теплые вещи в приют.
  • Стать донором.
  • В магазине оплатить продукты пожилому человеку.
  • Покормить бездомного кота или собаку.
  • Помочь освоиться новым соседям.
  • Позвонить бабушке и дедушке просто так, без повода.
  • Оставить записку с добрыми пожеланиями в библиотечной книге.
  • Пропустить в очереди женщину с ребенком.
  • Расспросить о делах пожилого соседа.
  • Помочь неместному человеку найти нужную улицу или дом.

Это далеко не полный список хороших дел, которые можно делать прямо сейчас и не затрачивать на них много времени и денег.

Милосердие в религии

Само понятие «милосердие» более характерно для Православия и религий Востока – учений Будды, Заратустры, Конфуция и иудейских пророков. В православной культуре «милость» по контексту близка к понятию «лекарство». В западной культуре более понятно такое понятие, как «благотворительность».

В Православии мысль о сострадании и доброте является одним из фундаментальных понятий. Оно есть часть важнейшей заповеди Христа, а Новый Завет буквально пропитан призывами к бескорыстной доброте и долготерпению. В христианской идее милосердия каждый человек является воплощением Образа Божьего. Это и определяет его отношение к другим. В описании Страшного суда заключена главная истина: решение об оправдании или порицании человека принимается по принципу его отношения к другим: был он милостив или нет.

Положения разных буддийских течений объединяет одно: освобождение от страданий, которое достигается только в религиозной общине. Милосердным считается человек, который отказывается от личной нирваны для того, чтобы обучить этому знанию других. В зороастризме добрые помыслы и милосердные поступки выступают инструментами, которые помогают добру побеждать зло.

В Законах пророка Моисея , по которым жил древнееврейский народ, сам Бог считается милосердным и это требует милосердного обращения людей с вдовами, сиротами и бедняками. В философском учении Конфуция существует понятие «жэнь», которое трактуется как «человеколюбие» или «человечность». В современной трактовке последователей конфуцианства «жэнь» стало универсальным началом, которое составляет основу человеческой сущности.

В религии милосердие – это важная добродетель и практическое воплощение любви к Богу и Ближнему. Но ведь заповеди даны нам со смыслом, а не для механического следования. Чтобы следовать им осмысленно, нужно приложить немало стараний, понять заповеди разумом и душой.

Парадокс милосердия

Милосердие дано нам изначально как представителям человеческого рода. Но оно не проявляется на уровне инстинктов. Но у людей есть прекрасный инструмент, чтобы его развить – это воспитание. Педагоги знают, что начинать уроки милосердия нужно с первых лет жизни малыша. Простую мысль о любви ко всему живому детям пытаются привить родители, потом воспитатели и школьные учителя.

Если в детстве нас учат любить кошечек и собак, то взрослая жизнь проходит под коротким девизом: «здесь каждый сам за себя». Когда заканчивается детство, назревает главный вопрос: почему люди считают милосердие добродетелью? Какая от него польза тем, кто помогает другим? Сама идея милосердия предполагает внимание к чужой боли и горести . Назревает главный парадокс: человек стремится сделать себе хорошо и одновременно готов добровольно углубиться в чужое «плохо».

Разобраться с понятием поможет вопрос: что происходит в душе равнодушного или озлобленного человека?

Можно предположить, что в жизни злого человека были травматические события. Результатом таких событий стал механизм поведения: либо я раню, либо меня. Чтобы не допустить боли такой человек будет унижать, обзывать и огрызаться, но от этого будет страдать сам. Этот механизм описан Фрейдом и называется проекция.

Каждый злой поступок разъедает душу и мы физически ощущаем это страдание. Ведь выражение « » — это не метафора, реальная боль, которая приводит к мигреням, инфарктам и онкологии. Одновременно часть нашего внутреннего «Я» страдает от отсутствия добрых дел. Мы ждем доброты и сострадания от других, но боимся впустить их в свою жизнь.

Интересный пример приводит Далай Лама XIV в книге в книге «Все, что вы хотели спросить у Далай Ламы»: «…Когда я встречаю кого-нибудь на улице, я улыбаюсь и изъявляю свои человеческие чувства. Получает другой человек пользу или нет, зависит от его собственного образа мыслей. Но я получаю пользу от улыбки. Испытывающий сострадание, в первую очередь сам получает награду…»

Психотерапия милосердием

Милосердие сегодня не в моде. Сострадание повсеместно подозревают в том, что оно совершается только напоказ. Но, помогая другим, мы общаемся и находим родственные души, уменьшаем стресс и учимся контролировать собственную боль. А еще – решаем собственные психологические проблемы.

Избавление от депрессии

Депрессивные люди обесценивают свои добрые дела и долго переживают последствия эгоистических поступков. Им кажется, что любые негативные события в жизни – только их вина, а окружающие поступают с ними несправедливо. Они обесценивают отношения и живут в своем гневе, жадности, злости. Все это приводит к заниженной самооценке.

Совершая добрые поступки, депрессивные люди осознают собственную значимость и необходимость. Они понимают, что заслуживают любви и доброго отношения. Удивительно, но они часто выбирают профессии с риском для жизни: пожарных, промышленных альпинистов, телохранителей. Так они могут ощутить себя героями.

Лечение одиночества

Иногда в партнерских отношениях люди чувствуют себя более одинокими, чем те, кто формально свободен. Или меняют любовников, но раз за разом остаются в одиночестве с ощущением ненужности. Влюбленность – это химия, гормоны, страсть. Любовь – это привязанность, уважение и труд. Чтобы научиться любить, нужна практика в одном важном деле – умении отдавать.

В терапии одиночества важно заполнить эту душевную пустоту, которая создает ощущение ненужности. И тут на помощь приходит милосердие. Ведь искать нужно не мифическую принцессу в замке дракона, а того, кто нуждается в помощи прямо сейчас. Забота о других отвлечет мозг от постоянных мыслей о себе или о проблемных отношениях, научит быть нужным и поможет обрести уверенность в себе. А там и принц или принцесса объявятся.

Замечено, что бескорыстная помощь другому помогает избавиться от любого нытья. Даже если оно сделано только ради приличия.

Выводы:

  • Милосердие – это состояние души, благодаря которому мы совершаем бескорыстные поступки.
  • Список добрых дел бесконечен, начинать можно с малого и прямо сегодня.
  • Доброта по отношению к другим учит нас быть добрым к самому себе.
  • Сострадание полезно для нас самих: оно не дает нам с головой окунуться в собственные переживания и стрессы.