Кикимора приходится женой. Кто такая кикимора? Образ кикиморы в славянской мифологии
17 марта по народному календарю - Герасим-грачевник, день, когда вся наша языческая нечисть в силу входит. Именно в марте, а вовсе не в рождественском январе, самые их дни – духи природы просыпаются вместе со своей матушкой. Задача заботливых хозяек – духов этих поддержать морально и физически (пряники они любят, страсть!), чтобы и дом блюли, и в ваши дела нос почем зря не совали. Но кто где «живет»?
В доме, понятно, домовой. Он мужик не одинокий, у него есть жена – кикимора. Вредная, надо сказать, особа! Если ктото на кухне по ночам посудой гремит, или вы утром со спутанными волосами проснулись, или ребеночек ваш по ночам беспокойно спит – это все её, кикиморы, работа.
Вот как раз 17 марта кикимору за такие безобразия можно к порядку призвать. Надо сунуть клок шерсти под порог со словами: «Ах ты, кикимора домовая, уходи из горюнина дома вон!». Уйти, может, и не уйдет, но призадумается о своем поведении.
Что же касается домового, то его после зимней спячки надо сразу кашей попотчевать: пшенной, на молочке и сладенькой. Только про ложку не забудьте, а то обидится хозяин, что руками есть приходится, и всю кашу по полу раскидает. Вам это надо?
У домового и кикиморы есть детки – игоши. От этих вреда немного: если под полом ктото пищит и копошится, это игоши и есть, а никакие не мыши. По другим поверьям, игоши – это недоношенные человеческие дети, родившиеся мертвыми. Поэтому игошей изображают на коротких ножках и без рук.
За обеденным столом, если хозяева догадались, что в их доме живет игош, на стол положено класть лишнюю ложку – для игоша. И хлеба ломоть рядом. Если про игоша забыть и место за столом ему не выделить, он начнет мстить – подговаривать хозяйского ребенка на всякие шкоды, строить козни всем жильцам дома.
Но особенно невзлюбит игош того, кто его место займет. Тогда держись, прицепится – не отвяжешься. Будет по пятам ходить и всячески пакостить. Провинившемуся человеку остается одно – откупиться, например рукавицами. Игош мерзляка, но умом недалек: он эти рукавицы то на голову примерит, то на ноги, то целиком в них залезет. Так за заботами про человека и забудет.
В бане живет банник – злой старик. Поэтому в баню после полуночи, да еще одному, лучше не ходить – заморочит. И виноват в этом будет сам человек: нечисти домовые толькотолько на мытье расположились – и вот вам здрасьте, чужой заявился. Все ж таки честьвремя соблюдать надо, да и очередь, когда кому идти – помнить. Они же вам не мешали, когда вы мылись.
Кто живет в гараже? Давайте пофантазируем. Почему бы там не жить гаражнику? И теперь, зная такую штуку, не спрашивайте мужа, что он весь прошлый выходной в гараже делал. Чточто, гаражника ублажал: порядок в хозяйстве навел, скопившийся за зиму мусор вывез, рюмочку поднес. Ведь гаражный – мужик серьезный, ему машину холодными ночами стеречь приходится. Здесь пряником не отделаешься.
Ольга Соколова
Изучила я несколько книг, ища Кикимору болотную. Только вот что-то нигде нет про неё информации. Зато про Кикимору домашнюю много. О ней и будет моя статья. Происхождение слова Кикимора до конца не ясно. Есть предположения происхождения его от двух корней. Кик-/кук-/кык- в древности обозначал нечто "горбатое", "скрюченное", "выгнутое". Возможна связь с название головного убора - кика, шапка с "рожками". Существовал в России так же кука, леший живущий в бане. А в Белоруссии кукой пугали детей, говоря, что он прячется в темноте. Со вторым корнем проще, исследователи сходятся во мнении, что корень -мора обозначал смерть. Богиня смерти у славян носила имя Мара или Мора. Есть у кикиморы и другое название - шишимора, переводится как копошащаяся, шевелящаяся, делающая всё украдкой. Неспроста было у неё такое имя. Давайте разберёмся почему же. Внешний вид кикиморы представляли по-разному. Чаше это была маленькая, сухая, скрюченная, кособокая старушка, настолько лёгкая, что боялась выйти на улицу - вдруг ветер её унесёт. Иногда представляли её маленькой девочкой, или девушкой с длинной косой в рубахе белого, чёрного или красного цвета, или взрослой женщиной. Считают, кикимора может оборачиваться животным и бегать до дому, распахивать двери. Появляются кикиморы в домах по разным причинам. Например, если дом построен на месте, где похоронен кто-то - самоубийца, повешенный, убитый младенец. Тогда неуспокоенный дух поселяется в доме, превращаясь в кикимору, и досаждает хозяевам. Иногда в кикимору превращается ребёнок, которого подменила нечистая сила в младенчестве. Либо может стать ребёнок, проклятый родителями, или дочь убитая в детстве своей матерью. "В одном доме, построенном на месте погребения неотпетого покойника, завелась кикимора. С тех пор в доме не стало покоя: никого не видно, а человеческий голос стонет, а как сядут за стол, слышится голос: "Убирайся-ка ты из-за стола-то!", а не послушают - начнет швырять подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому." (Максимов I, 64) Другая причина появления кикиморы - насланная колдуном порча. Иногда её заносят строители, печники, если хозяин дома с ними плохо обращается или не доплачивает. Они делают куклу со специальным заговором и прячут её между балками. "Это уж на моем веку было. Отец мой дом строил, и плотников чем-то осердили. Они в последний ряд, под балку, куколку положили. Ночью как давай кричать: ребенок ревет, аж за душу тянет. Спать никак не могли в этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита. Наотмашь ее бросили, а потом в печь. С тех пор все кончилось." (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 90) В некоторых областях - кикимору считают женой домового. Интересный способ у домового выбирать себе жену - красть безымянного некрещёного младенца и выращивать из него будущую супругу. Но уж если завелась кикимора в доме - значит в нём не всё благополучно. Обитает кикимора чаще всего за или на печи, на чердаке, в подполе. Реже поселяется во дворе, бане, хлеву, гумне, курятнике или пустом доме. Кикимора тесно связана с прядением. Прядёт она по ночам, сидя на ступенях печной лестницы, ведущей к лежанке. Прядёт она не как положено, а закручивая нить справа налево. Сидеть спокойно она не может, постоянно крутиться и подпрыгивает, от того пряжа получается скомканной, запутанной и негодной к дальнейшей работе. Пытается кикимора и шить, но получается у неё плохо, криво. Злится кикимора и начинает кидаться греметь, кидаться вещами, высыпать и перемешивать крупы, соль, кидается в хозяев продуктами из погреба. Может мучить кур, овец, лошадей - выщипывать у них перья, выстригать шерсть. Заезживать лошадей, так что те с утра все в мыле. Моет даже выдирать волосы у хозяев, щипать и щекотать их. По ночам она так же стонет и воет, выживая хозяев.
Коли беда приближается, кикимора начинает плести кружева и стучать по ночам коклюшками, и даже появляется перед хозяевами на печи или пороге. Уж если увидел кикимору - значит точно смерть близка. Для того, чтобы она не трогала посуду, её мыли раствором из папоротника, а дом украшали поделками из можжевельника, например, делали пояски для солонок, чтобы кикимора не могла туда запустить лапку. Использовали для защиты от неё и "куриный бог" - камень с дырочкой, горлышко от бутылки, старый лапоть. Их чаще всего вешали в курятники, чтобы защитить кур. По некоторым версиям, зимой во время святок у кикимор рождаются дети шушканы. Они вылетают из дома в трубу и живут на улице до 19 января. А потом у них начинается взрослая жизнь - они сбиваются в стаи, поселяются в заброшенных домах. Выходят оттуда и пакостят людям. Шушканов можно случайно убить, затоптать. Для избавления от кикиморы существуют несколько способов. Если она наслана магическим способом, надо найти запрятанную куклу, ударить её оземь, а потом сжечь, а пепел выбросить за ворота. Тогда насланная кикимора исчезнет и не будет больше досаждать. Существует поверье, что 17 марта кикиморы становятся смирными и их можно поймать или выгнать заговором: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее". Если вдруг удастся поймать, надо выстричь на её затылке волосы в виде креста, тогда кикимора станет человеком, но с каким-либо отклонением: кривой, заикающейся, слабоумной. Если уж совсем невозможно её извести, то на ярмарке находят медведя с проводником и просят их прийти и изгнать кикимору. Медведь - единственное животное, которого кикимора боится. "Рассказывают, что в одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало "пугать", они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: - Ушла ли от вас большая кошка? - Кошка жива и котят принесла, - ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: - Теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься..." (Максимов I, 65) На русском севере на Святки существует следующее развлечение. Старухи наряжаются в старые, рваные одежды, садятся на полати и свешивают ноги. Ставят рядом или между прялку и делают вид, что прядут. Мимо них в это время бегают девушки и хватают старух за ноги, а те в ответ пытаются ударить палкой, изображающей прялку, по спине. Что же касается Кикиморы болотной, вполне возможно, что она сначала была женой болотника или водяного, а уже позднее превратилась в отдельного вредного болотного духа. А возможно тут другая причина. Ведь кикимора чаще всего появляется по ночам. В книге "Мифы русского народа" есть сказка о том, как она прибегала по ночам с болота и проказничала. Может же быть такой вариант - днём живёт и проказничает на болоте, а ночью приходит в дом.
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Одни возвращаются, другие уходят. Помимо того, что "Герасим-грачевник грача на Русь ведет", он еще одновременно и прогоняет с оной Руси кикимору. Сегодня чуть ли не единственный день в году, когда страдающие от нашествия кикимор могут изгнать их со своих квадратных метров. Спешите!
Пожалуй, что такое кикимора, нынешний россиянин знает еще хуже, чем гнездовья грачей. Тем временем, полезно узнать, что это за пакостная тварь и как от нее нужно избавиться. Ведь это можно сделать лишь раз в году. Следовательно, не стоит упускать шанс.
Этимология слова "кикимора" неясна. Предполагается, что первая часть — звукоподражательная, от слова "кикать". Этимологический словарь Фасмера находит аналог в литовском — kaukas ("домовой", "гном"). Вторая восходит к "мора/ мара" — нечистый дух, призрак, наваждение (смотрите английское nightmare, французское cauchemar, от которого, собственно, пошло русское "кошмар"). Словарь Фасмера приводит и другие родственные слова: болгарские — мора, морава ("ночной кошмар"); сербохорватское — мора ("домовой, кошмар"); словенское — mora; чешское — murа ("ночная бабочка", "ночной кошмар"); польские — mоrа, zmora, mara ("кошмар"); верхнелужицкое — murava; нижнелужицкое — mоrаvа.
Родственны, вероятно, латинское marnities ("навязываться"), ирландское Морриган (одно из кельтских божеств). Также кикимор называют "шишимора" ("шиш", "жиж" — корни, обозначающие нечистую силу, отсюда заклинательное "а вот шиш тебе") или, иносказательно, например, "соседка" (подобными эвфемизмами у шотландцев и англичан обозначаются фейри — "добрые соседи"). С той разницей, что, в отличие от фейри, кикимора — соседка далеко не добрая, да и выглядит далеко не так симпатично.
Первые приметы кикиморы — странная одежда, лохмотья, нелепый наряд (отсюда сравнение — "что ты вырядился, как кикимора") и нелюдимое, хмурое, злое выражение морды (поэтому хмурых людей называли "кикиморами"). Зачастую кикимору считают женой домового, но лично у меня это вызывает большие сомнения. "Одомашненность" кикиморы явно исторически не такая давняя — куда более прочно она ассоциируется с болотами. В этом случае она описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, обросшей шерстью. Она обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Кикимора такого рода описана у Алексея Толстого в "Русалочьих сказках".
Когда кикиморы стали переселяться в человеческие дома — сложный вопрос. Судя по тому, что кикимора появляется в основном в севернорусских сказках, причем не таких уж давних (рецепты изгнания кикимор восходят к XVIII веку), это произошло, можно сказать, "вчера" — каких-нибудь лет триста-четыреста тому назад, в связи с активным освоением русскими переселенцами территорий, ранее занятых финно-угорским и балтским населением. (Отметим, что С. Максимов отмечает представления о кикиморе, например, у обруселых коми-пермяков.)
Взаимодействовать с местными духами переселенцы не умели (несмотря на славянское название, кикиморы явно не славянского происхождения), а широкая сельскохозяйственная деятельность, сведение лесов и т.д. выгоняли кикимор из привычных мест обитания, заставляя переселяться в жилье. И вот чем, собственно, они в этом жилье занимались.
Как сообщает И.П. Сахаров, кикиморы в народном представлении появляются из незаконнорожденных детей, проклятых матерями еще в утробе, мертворожденных или убитых после рождения. Скитаясь по свету, эти духи выискивают себе подходящее жилье и поселяются там за печкой. У кикиморы голова с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Переселившись в жилье, кикиморы обзаводятся одеждой — в отличие от болотных, запечная кикимора обычно описывается, как одетая в сарафан и платок. Заметим, однако, что кикимора далеко не всегда женского пола. У Даля, например, "кикимора" — мужского рода ("кикимора вошел").
Но, независимо от пола, кикиморы любят заниматься прядением и ткачеством, а также баловаться по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвать пряжу). Если кикимора дотронулась ночью до оставленной работы, ее потом трудно закончить — скажем, рубашку придется распарывать и шить заново, потому что шов будет ложиться неровно. (Те, кто работает на компьютере, будьте бдительны! Не оставляйте ваши рабочие файлы открытыми на ночь!)
Тесная связь кикиморы с пряжей и другими рукоделиями (ее почти всегда видят с веретеном) заставляет многих исследователей заподозрить в ней остатки культа Мокоши. В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний кикимору так и называли — "мокушей" или "мокошей" ("Русская мифология. Энциклопедия". — М., Эксмо, 2007). Заметим также, что нитки она прядет "наоборот", не в ту же сторону, что люди. По идее, узел платка тоже должен быть странным, но вряд ли кто-то так внимательно присматривался к кикиморам.
Кикимора может вредить домашним животным, в частности, курам, бросает и бьет посуду, мешает спать, шумит по ночам, щипает и тормошит маленьких детей, чтобы они плакали, может душить хозяев. Это беспокойная нечисть, которая может и вовсе выгнать хозяев из дома. "Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи, — живописует бедствия от кикиморы Сахаров. — Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. На зape-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелит ручники кумачные для пира неряженого, для гостей незваныих.
Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и стол не во том углу, а и та скамья не по стене. Строит Кикимора печь по-своему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами шидяными. Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь. А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги; едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову. Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой…"
По современным городским быличкам (где кикимору чаще называют "полтергейстом"), она изводит хозяев стуком по ночам, звуками шагов, скрипом мебели, сыростью, повышенной влажностью в квартире, звуком падающих капель и т.д. Из того, что кикимор чаще всего видели на Святках, можно предположить, что в человеческом жилье они обитают главным образом в холодное время года, с наступлением весны перебираясь обратно на болота или в лес. Интересно также, что, по некоторым поверьям, кикиморы так легки, что если выходят на улицу, их может унести малейший порыв ветра. Возможно, именно так они и расселяются с места на место — с ветром, как паучки на паутине.
Куриный бог
Прочие предметы
(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара ) - восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.
Происхождение имени
По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор .
- «кик» - птичий крик;
- «мор» - мрачность, темнота, туман, призрак.
Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».
Мифологический образ
Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.
Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.
Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.
В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.
Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.
Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.
В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.
Внешний вид и описание
Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.
Занятия и образ жизни
Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).
Проделки кикиморы
Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:
Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:
Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:
Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.
Магия предметов, связанных с кикиморой
Куколки-кикиморы
Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.
Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.
Куриный бог
Универсальным оберегом от кикиморы считался « куриный бог » - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» . 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.
Прочие предметы
Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.
Кикимора в народном календаре
По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.
Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше - 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».
4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»