Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София (†137). Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»: значение Вера надежда любовь и их мать софия

Кто не знает этого сочетания имен: Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья? Мать, которая проводила своих дочерей на смерть, а после скончалась на их могиле.

Их история внешне — сюжет для фильма ужасов. С точки зрения внутренних переживаний — пример христианского представления о жизни. Парадоксальный, не вяжущийся с мирской идеей о нормальном поведении. Как и многое, что взято из учения Христа.

Непостижимо для нас мужество и сила духа этих девочек и матери их, которые воистину были облечены «силою свыше» (Лук.24:49) и показали нам поразительный пример стояния за Истину. Как велика была их вера, как крепка надежда и как глубока любовь!

В подвиге святых великомучениц снова показывает нам Господь великую силу Свою, которую Он дарует избранным Своим, «немощным мира », посрамляющим властителей и повелителей мира сего (См . 1Кор.1:27).

Дай Бог и нам научиться такой немощи, в которой совершается «сила Христова » (2Кор.12:9) и прославить Бога, как прославили Его святые мученицы…

И так, во втором веке от Рождества Христова в Риме жила итальянка София. В то время Рим — богатейшая столица империи, подавляющее большинство жителей которой поклоняются языческим богам. Улицы украшают великолепные храмы и алтари, дома «охраняют» изваяния божеств и разнообразные талисманы.

Всего сто лет назад в городе был грандиозный пожар. Немногие решаются говорить о том, что его устроил тогдашний император — Нерон. Проще поверить в то, что это дело рук новых странных сектантов — христиан. И римляне верят, но при этом почти не представляют, что такое христиане, — может, это одно из многочисленных ответвлений иудаизма. Неизвестно, чем они занимаются на своих собраниях, они крайне подозрительны, поэтому стража их преследует. Эти люди гибнут в тюрьмах и на аренах цирков, но с каждым днём их становится все больше…

Верующие во Христа стойко исповедуют свою религию и умирали с именем Иисуса Христа на устах, не отрекаются от Него перед лицом самых страшных телесных страданий. Принять мученическую смерть — значит уподобиться Христу, удостоиться великой чести пострадать за своего Спасителя. Они знают, что их ждет истинная награда на небесах. Их смерть — лишь мгновение, но оно послужит примером и основанием веры остающимся в живых сестрам и братьям.

И вот в Риме живет женщина по имени София. Она крещена, и крестила троих дочерей. Ее муж умер, и ей приходится воспитывать девочек одной. Это нелегко, но на старается изо всех сил, чтобы дать дочерям истинно христианское воспитание и насколько возможно укрепить их в вере.

Даже имена трёх сестер обозначают названия важнейших христианских добродетелей — Веры, Надежды и Любви. Наверное, это каждый день напоминает девочкам о том, какие качества нужно в себе воспитывать.

Эта семья обращает на себя внимание. Еще бы! В ней целых три дочки, которые вот-вот станут невестами (старшей уже исполнилось 12 лет, средней — 10. а младшей — 9).

Они привлекательны внешне, талантливы, много читают (правда, не все соседи знают, что изучают они и апостольские и пророческие книги).

В один прекрасный день о Софии и ее дочерях рассказали императору Адриану. Это был жестокий правитель, ревностный язычник, и он терпеть не мог христиан.

Император пожелал немедленно видеть Софию и ее дочерей во дворце. Вряд ли кто-то мог противиться приказу правителя, и уж тем более слабая женщина, у которой не было даже мужа, который мог ее защитить. София повинуется приказу императора, умоляя Бога о том, чтобы он не оставил их в этот трудный час.

Она понимает, что император непременно поинтересуется, каким богам приносят жертвы она и ее дочери. Она не собирается лгать и прекрасно понимает, что последует за ее правдивым ответом.

Но она не бежит, не просит Бога избавить её семью от мучений, а просит только о том, чтобы Господь укрепил ее сердце и сердца ее дочек и и не дал им испугаться страданий и смерти. Ведь даровал же Всемогущий эту милость сотням их истерзанных и замученных единоверцев!

И вот желанная для многих граждан империи аудиенция во дворце. Светский разговор, вопрос о вере и ответ Софии:

— Я христианка — вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

Фактически этими правдивыми словами римлянка подписывает себе и дочерям смертный приговор. Но император Адриан «оказывает милость», отправив их погостить у одной знатной женщины по имени Палладия и надеясь, что своим красноречием и хитростью она сможет убедить христианок отречься от своей веры.

Но у Палладии София день и ночь поучает дочерей и утверждает в вере. Что бы сделала на её месте «мирская» женщина? Решилась бы на побег или подкуп? А может, ради нескольких десятилетий жизни, солгала бы императору, принесла бы на алтарь Юпитера или Юноны положенные жертвы и переехала в другой город?

Но для Софии ложь неприемлема. Как она после станет смотреть в глаза тем, кого день за днем называла братьями и сестрами во Христе? Какими словами оправдается перед Господом после своей смерти? Как сможет одним словом и поступком перечеркнуть всю свою жизнь, все воспитание девочек? Какой пример подаст недавно крестившимся людям? Неужели из-за нее и ее дочерей христиан обвинят в неверности своему Богу?

И вот мать, которая всегда заботилась о своих дочерях и дала им жизнь, теперь готовит их к смерти и желает их смерти.

— О, дочери мои прекрасные! Вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество, и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание Его святого имени и смерть за Него.

С трудом можно представить себе, как разрывалось сердце матери, когда она произносила эти слова! Трудно, почти невозможно вынести телесную смерть своего ребенка, особенно когда знаешь, что в твоих силах предотвратить ее.

Но гораздо страшнее для Софии возможность духовной смерти хотя бы одной из дочерей, если бы она побоялась страданий и отреклась от Христа.

Воспитанные на Священных книгах и твердые в вере, девочки дочери поняли свою мать. Возможно, иногда она оставляла их, чтобы в одиночестве поплакать, помолиться Господу и укрепить саму себя, чтобы не поддаться искушению и не отступить от веры. И тогда сестры разговаривали между собой, укрепляя друг друга.

Мать и сестры до конца остались едины в своей вере. Они действовали в любви и взаимопонимании, и в этом была их несокрушимая сила.

Когда они снова пришли во дворец, Адриан решил поговорить с каждой девочкой отдельно. Он видел (и наверняка это подтвердили рассказы Палладии), что София точно не отречется от Христа. Но ведь её дочери еще малы, и их легче будет уговорить или в крайнем случае запугать. К тому же легче переломать отдельные соломинки, чем разломить целый веник.

Сперва правитель говорил со старшей — Верой. Она отказалась принести жертву богине Артемиде, и император велел пытать девушку. Ей отрезали груди, но вместо крови из них истекло молоко. Вера не отреклась. Её положили на раскаленную железную решетку, но молитва спасла ее от ожогов. Бросили в котел с кипящим маслом и смолой — и оттуда она, исцеляемая Господом вышла невредимой. Тогда император велел ее обезглавить.

Перед смертью девушка просила помолиться за нее и напомнила сестрам, что у них одна мать и один Отец и что они тоже должны быть мужественны.

— Пусть буду я для вас примером, дабы и вы обе шли за мною к призывающему нас Жениху нашему.

Потом была очередь Надежды. Сначала е бросили в огонь, из которого она вышла невредимой, а потом повесили на дерево и стали строгать тело железными когтями.

— Христос моя помощь. и я не только не боюсь муки, н желаю ее, как сладости райской… Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, которых ты почитаешь за богов, — говорила девочка и молилась.

Адриана задели эти слова, и он велел снять Надежду с дерева и бросить в котел, как Веру. Но едва мучители подошли к котлу, как он растопился, и кипящие смола и масло обрызгали самих мучителей Надежды.

Разъяренный император велел отрубить Надежде голову. Как и старшая сестра, девочка попросила мать молиться за нее и, поцеловав на прощанье младшую сестру, сказала:

— Не оставайся здесь ты, сестра, предстанем вместе перед Святою Троицею.

Адриан не пощадил и Любовь, которая была совсем ребенком. Сначала ее растянули на колесе и били палкой, потом бросили изуродованную малышку в печь. По Божией благодати с неба снизошла роса, которая потушила огонь. Причем искры с силой вылетели из печи и обожгли бесчеловечного императора.

В отместку он велел сверлить тело девочки железными буравами и, наконец, обезглавить.

Софии же Адриан «милостиво» даровал жизнь. Она молча забрала тела своих дочерей и с почетом похоронила на холме за городом. Три дня София провела рядом с могилой, молясь Богу и благодаря Его за то, что Он укрепил ее дочерей и не дал отречься от веры, и скончалась. Христиане погребли ее тело рядом с дочерьми.

София не претерпела телесных страданий, но можно представить себе, как терзалось её сердце, когда она видела муки любимых дочерей и боялась, как бы они не отступили от Христа.

«…Эти подвиги превосходят всякое естество и всякий порядок вещей, чтобы ты убедился, что это — дела благодати Божией», — писал Иоанн Златоуст о пытках, которым подвергали христиан.

Матери и трём сестрам удалось вынести эти муки и до конца остаться верными христианками. К этому подвигу их подготовило мудрое воспитание матери. Удержаться помогла искренняя вера, крепкая надежда и нелицемерная любовь. Четыре добродетели, имена которых носили эти мужественные христианки.

МУЧЕНИЦАМ ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВЕ И СОФИИ
Тропарь, глас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже, яко мудрости тезоименитая, / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову. / С нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак, глас 1

Софии честныя священнейшия ветви / Вера и Надежда и Любовь показавшеся, / мудрость обуиша еллинскую благодатию, / и пострадавше, и победоносицы явившеся, / венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любве и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и

мать их София Римские»

- известная русская икона.

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Римские» - известная русская икона, через которую обращаются к святым с просьбой о создании и сохранении семьи. Она помогает тем, кто хочет иметь детей. Замужние женщины с детьми молятся перед иконой о здоровье всех членов семьи, о выздоровлении ребенка, об избавлении от женских болезней и заболеваний суставов. Икона поможет пережить тяжелую утрату, по молитве перед ней Вы избавитесь от скорби и печали.

Как защищает икона

Икона «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Римские» защищает семью от разрыва, оберегает от врагов. Она не дает сбиться с правильного пути, не позволяет Вам и Вашим близким поддаться искушениям. Этот образ особенно чтут замужние женщины с детьми, которые хотят сохранить или вернуть в дом спокойствие, любовь и благополучие.

В чем помогает икона

К святым мученицам перед их иконой обращаются с молитвой о воссоединении семьи, об обретении счастья в личной жизни, о рождении ребенка. Просят их о здоровье детей. Икона помогает в излечении женских болезней и заболеваний суставов. В молитве человек обретает силу духа, помогающую ему преодолеть тяжелые недуги, пережить скорбь.

Как молиться перед иконой

"Вас, святые мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудрого попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну* и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякие скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святые мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков.
__________________________________
* неблазненный - чуждый соблазна, чистый

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет продстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же славу воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, присно и во веки веков. Аминь."

София в переводе с греческого - мудрость. В богословском понимании «Святая София» - премудрость Божия, то есть олицетворённая мудрость Бога.

«Вера - надежда - любовь» - три добродетели, которые имеют огромное значение для христиан.

Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божиих и убежденности в справедливости и милосердии Божием.

Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются , очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божиих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божиим. Вера определяется как соединение человека с Богом, как уверенность в «воссиянии благодати» и благости личной судьбы, препорученной промыслу Божиему.

Любовь в христианском понимании - любовь без основания , причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ.

Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства. Надо научиться так любить Бога, чтобы это чувство наполнило и преобразило все наше существо - озаряло мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки. Пожалуй, можно сказать, что любовь главная из трех основных христианских добродетелей:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
(1-е послание к Коринфянам13:4-8)

Среди православных списков святых икона «София, Вера, Надежда, Любовь» занимает особое место в истории христианства. Приобрести можно ее в православном интернет-магазине Svyatsy.Org (иконы Вера, Надежда, Любовь). Она символ безупречной веры в Иисуса Христа, абсолютной надежды на Царствие Божие и божественной любви. Мученицы Вера, Надежда, Любовь три родных сестры, самой старшей из которых, Вере было 12 лет. Подвиг детей во имя Христа не мог остаться незамеченным.

Сквозь века их имена и матери Софии сияют современным поколениям христиан. Значение иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», в чем помогает, обязан знать каждый христианин, ибо они несут имена не только определяющих условий для души любого человека на Земле, но и те качества, без которых человеку прожить, пронести свой жизненный крест невозможно.

Она символ безупречной веры в Иисуса Христа

История юных отроковиц и их матери произошла в древние времена становления христианства. Рим по-прежнему занимался богоборчеством и предавал страшным мукам за веру во Христа. Не щадили никого, в том числе и детей. Икона «Вера, Надежда и Любовь, и мать их София» хранит основополагающие духовные качества в детских именах. Имя София переводится как мудрость, что тоже символично.

История юных отроковиц и их матери произошла в древние времена становления христианства

История мучениц Веры, Надежды, Любови не оставляет равнодушным никого, кто имеет сердце. Представить себе, какой внутренней духовной силой нужно было обладать детским душам, чтобы не отречься от Христа под пытками, нынешнему христианину непостижимо. Так же, как и современным мамам, христианкам, потому что София показала не только пример христианского воспитания детей, но и глубину материнского сердца. Это, несомненно, придаёт великое значение иконе «Вера, Надежда, Любовь и мать их София».

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Материнское воздыхание о детях имеет самое сильное действие. Когда возникают непредвиденные, сложные моменты в жизни детей и сердце матери устремляется к Богу – молитва перед иконой «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» поможет разрешить проблемы, поддержит в трудное время, придаст духовных сил во время испытаний. Святые Вера, Надежда, Любовь подверглись тяжким физическим пыткам на глазах матери.

Молитва перед иконой поможет разрешить проблемы

Старшая Вера перед пытками укрепляла своих младших сестричек, просила не бояться идти за ней в жизнь вечную. Любовь была самой младшей, ей было 9 лет. Софию не подвергали никаким физическим истязаниям, ибо они ничто в сравнении с муками, глядя на медленную смерть собственных детей. Сердце её не выдержало, и она умерла на их могилах через несколько часов.

Материнское воздыхание о детях имеет самое сильное действие

Французские революционеры разрушили храм, где хранились мощи святых, был полностью разорён, сохранилась лишь небольшая частичка мощей святой Софии, которая хранится в католическом аббатстве г. Эшо (Франция). Перед небольшим ковчегом стоит православная икона христианских мучениц.

По церковному календарю чествование святых мучениц отмечается последним сентябрьским днём. Примечательно, что день ангела Веры, Надежды и Софии приходится не только на эту дату. А вот день ангела имени Любви, только один.

Как правило, на списке изображаются все четыре мученицы. Есть отдельные иконы, где юные отроковицы святая Любовь, святая Надежда, святая Вера названы Римскими. Но интуитивно правильнее всё-таки приобретать канонический список иконы всей семьи. Вместе вера, надежда, любовь, мудрость составляют фундамент всего христианства.

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его
Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О чём молятся перед образом Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Значение иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», в чем помогает, когда и в чём обращаются к ним за поддержкой, подсказывают сами имена мучениц. Если нужно укрепиться в вере, если утрачена надежда, если не хватает любви, и нужно проявить мудрость, то это тот образ, который поможет настроиться на горячую, искреннюю молитву.

Поскольку наша жизнь постоянно пребывает в динамике и эти состояния не являются одноразовыми, и необходимость в вере, надежде, любви, мудрости постоянна, лучше, когда икона святая Любовь, икона святая Надежда, икона Веры объединены в одно целое – христианскую семью добродетелей – под материнскими крыльями святой Софии.

Это тот образ, который поможет настроиться на горячую, искреннюю молитву

Значение иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Икона мучениц не только запечатлела память и пример истинных христиан. Она может являться предметом наглядного пособия, посвящённого теме основ существования и формирования человека в целом. По иконе хорошо объяснять детям и взрослым, понять самому, что такое жить и умереть во Христе.

Икона мучениц не только запечатлела память и пример истинных христиан.

Вера, как путь к Богу, Надежда дарит упование на милость божью и силы пройти достойно этот путь, Любовь как награда идущему по нему, а София мудро доверилась Богу. Поэтому если вы хотите приобрести этот образ для домашнего иконостаса или подарить христианке, носящей одно из имён мучениц, например, Любовь, не стоит дарить отдельно только икону Любовь. Присутствие святых Веры, Надежды и Софии только усилит значимость христианской веры.

Скачать текст молитвы перед иконой «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии совершается в Православной Церкви 30 сентября по новому стилю.

Мученический подвиг
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София являются святыми первых веков христианской Церкви. О них сохранилось очень мало сведений, и известно лишь, что святая семья жила в первой половине II века и была родом из Милана. София, мать троих дочерей, была вдовой и глубоко верующей женщиной, потому воспитывала девочек в христианской вере. Житие повествует о том, что они переехали из родного города в Рим, где в то время правил император Адриан. Этот правитель был убежденным язычником, который требовал от своих подданных поклонения языческим богам. Узнав о том, что София и ее юные дочери открыто исповедают христианство, он потребовал, чтобы они поклонились особо почитаемой им богине Артемиде. Вначале император обещал богато одарить их за это, но святая семья оставалась непреклонной. Тогда император повелел подвергнуть трех девочек страшным мучением. Особая изощренность пытки состояла в том, что ее проделывали на глазах у матери, которая ничем не могла облегчить любимым дочерям их страдания. Веру, Надежду и Любовь поливали смолой, привязывали к колесу с шипами и били палками, но эти мучения, повергавшие в ужас всех окружавших, не сломили их и не заставили отречься от веры во Христа. София, видя муки дочерей, испытывала невыносимые душевные страдания, но при этом ободряла их. Наконец, юных мучениц обезглавили, и их матери было позволено взять тела и похоронить их. К моменту мученической кончины Вере было двенадцать, Надежде десять, а Любви всего девять лет. После того, как мать погребла тела своих дочерей, она три дня провела у могилы и скончалась, не вынеся душевных страданий и разлуки с любимыми дочками. Спустя некоторое время мощи святых были перенесены из Рима в город Страсбург на западе Франции. Специально для реликвии был построен монастырь, где мощи хранились на протяжении веков вплоть до Французской революции. Во время революционных событий обитель была поругана, и мощи исчезли, но спустя несколько лет были возвращены и в настоящее время находятся в бенедектинском аббатстве Эшо.

Почитание святых Веры, Надежды, Любви и Софии
На Руси святые мученицы пользовались большим почитанием и любовью, и в Крещении девочек часто нарекали в честь одной из святых сестер или их матери. На греческом языке имена святых сестер звучат как Пистис, Элпис и Агапэ, и эти слова были буквально переведены на славянский как Вера, Надежда и Любовь. Но имя София, означающее на греческом «мудрость», осталось без изменения. Имена святых имеют глубокий смысл, напоминая о главных христианских добродетелях. В западноевропейском церковном искусстве святых мучениц часто изображали в виде юных дев, символизирующих эти добродетели, но в православной иконописи Веру, Надежду и Любовь пишут девочками, согласно житию, причем на иконах они всегда изображаются вместе с их святой матерью Софией. Одеяния святых имеют красный цвет, что в иконописи означает мученическую кровь, пролитую за Христа

В каких случаях обращаются к святым мученицам
Святые Вера, Надежда, Любовь, а также их мать София считаются покровителями семьи, потому к ним принято обращаться с просьбой о здоровьи детей, скорейшем наступлении беременности, а также о сохранении мира и любви между членами семьи. Кроме того, многие женщины обращаются к святым мученицам в случае женских болезней. Святые мученицы явили пример непоколебимой веры, и потому к ним также можно обращаться с просьбой об укреплении веры и преодолении сомнений. Помимо этого, они помогают тем, кто имеет тяжелую утрату и другие скорби. Своим мученичеством юные девочки и их мать показали пример истинной веры, которая превыше земных привязанностей ставит верность Богу, и потому святые своей молитвой могут помочь тем, кто под гнетом скорбей начинает терять веру и упование на Бога.

Тропарь, глас 4:
Торжествует Церковь первородных, и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, яже яко мудрости тезоименитая, тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову. С нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо, в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак, глас 1:
Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание:
Величаем вас, страстотерпицы святыя, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва:
Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София (греч. Мудрость) - святые мученицы, жившие во II веке в Риме. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг.

Прошло уже более 100 лет с тех пор, как ученики Иисуса Христа, святые апостолы разошлись по всему миру проповедовать Святое Евангелие. В те времена самым большим государством была Римская империя, которую населяли языческие народы. Но с каждым днём христиан в Римской империи становилось всё больше и больше. Их ненавидели и боялись ревностные язычники, их проклинали языческие жрецы. Христианам не разрешалось строить храмы и для богослужений они собирались в отдалённых домах или горных пещерах. Преследовали христиан и римские правители. Император Траян издал указ против христиан, повелевающий открыто их обвинять, привлекать к суду и казнить. Тысячи последователей Христа были распяты на крестах, сожжены на кострах, обезглавлены или затравлены дикими зверями.

Http://files.predanie.ru/mp3/%C6%E8%F2%E8%FF%20%F1%E2%FF%F2%FB%F5%2C%20%F7%F2%E8%EC%FB%F5%20%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%ED%EE%E9%20%F6%E5%F0%EA%EE%E2%FC%FE/096_%CC%F6%F6.%20%C2%E5%F0%FB%2C%20%CD%E0%E4%E5%E6%E4%FB%2C%20%CB%FE%E1%EE%E2%E8%20%E8%20%EC%E0%F2%E5%F0%E8%20%E8%F5%20%D1%EE%F4%E8%E8%20%28%EE%EA.%20137%29.mp3

В это тяжёлое для Церкви время жила благочестивая христианка София, что в переводе с греческого означает «Премудрость «. Она родилась и выросла в богатой семье. Её окружали многие искушения и соблазны мира, но она ревностно исповедовала веру Христову. Даже, когда она вышла замуж за язычника, любящий муж не запрещал ей верить в Господа.

Живя в честном супружестве, благочестивая София родила трех дочерей и назвала их именами главных христианских добродетелей: Пистис, Эльпис, Агапэ, что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг.

Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Она разделила своё имущество между бедняками и переселилась вместе с дочерьми в Рим. Всё своё внимание и заботу она обратила на воспитание детей.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и правитель той части Рима, где жила София — претор Антиох, и пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему и не стали скрывать своей веры во Христа. Разгневанный Антиох донёс на них императору Адриану (117–138), и тот велел привести их к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры.

Римский император Адриан

София хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру и знала, что за неповиновение их ждет там только одно – смерть….

София беспокоилась за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет — вот что её беспокоило. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.

Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны.

Святая София с дочерьми перед императором Адрианом

Удивленный смелостью юных христианок, император, не желая вступать с ними в продолжительную беседу и судить их, отослал Софию вместе с дочерьми к одной знатной римлянки-язычнице Палладии, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой святые девы не изменили своих убеждений. Тогда через 3 дня их снова привели к императору Адриану.

Видя, что «по-хорошому» убедить не получается, разгневанный император приказал жестоко истязать их и предать различным пыткам: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их.

Подвиг святой Веры

Палачи начали с Веры, старшей дочери Софии. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее кнутами, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

Подвиг святой Надежды

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки.

Юную Надежду сначала подвергли бичеванию, а потом бросили в огонь. Но огонь не причинил ей вреда. Тогда её подвесили на дереве и стали царапать тело железными крючьями. После этого Надежду бросили в котёл с кипящей смолой. Но тут случилось чудо: котёл раскололся, а смола разлилась, обжигая палачей. Однако это не вразумило императора — гнев затмил его совесть и разум. Он приказал отрубить ей голову.

Подвиг святой Любови

Младшую, Любовь, привязали к громадному колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенеся невиданные муки, святая Любовь тоже была обезглавлена.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям. Её подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Пострадали они в 137 году.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

История мощей

Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с 777 года вплодь до Французской революции (1789г.) покоятся в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как «ясеневый остров»).


Церковь святого Трофима в городе Эшо на востоке Франции, недалеко от Страсбурга. Церковь св. Трофима ранее была центром обширного бенедиктинского аббатства св. Софии, разрушенного после французской Революции (1789).

Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму» (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

В 1792 году, спустя 3 года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.


Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. Саркофаг с одной из частиц мощей св. Софии украшен стершимися от времени рисунками сцен из жития святых мучениц. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую — в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.


Над саркофагом расположены скульптуры (слева-направо): св. мученика Христофора (250), свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, епископа Ремигия, основателя аббатства.

Вера, Надежда, Любовь — в искусстве

Вера, Надежда и Любовь — это имена святых мучениц. Однако Вера, Надежда, Любовь — это еще и христианские добродетели, которые упомянуты в Новом Завете (1-е послание к Коринфянам апостола Павла): «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше «.

Васнецов. «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Триптих (левая часть). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади.

В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией.

Вера, Любовь, Надежда. Витраж в храме святого Иоанна посёлка Llandenny (Уэльс, Великобритания)

В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда — с якорем, а Любовь — в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.

Уроки из жизни святой семьи

Святые дети Вера, Надежда и Любовь удостоились мученического венца и несказанного блаженства в райских чертогах Господа Бога. Они имели в себе «столп веры, крылья надежды и огонь любви».

Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь.

Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Жизнь наша кратковременна и дана она нам для приготовления себя к вечности. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:

Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35) .

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28) .

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32).

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37).

Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их святая София

Тропарь, глас 4 Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак, глас 1 Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Документальный фильм-расследование из цикла «СВЯТЫЕ» СВЯТЫЕ. Вера, Надежда, Любовь

Информация о фильме Название Оригинальное название : СВЯТЫЕ. Вера, Надежда, Любовь Год выхода : 2011 Жанр : Документальный цикл Режиссер : Алексей Чернов Ведущий : Илья Михайлов-Соболевский Эксперт : Аркадий Тарасов

О фильме : Вера, Надежда и Любовь — символы счастья, семьи и материнства. Но почему тогда уже много веков этих святых просят совсем не о любви и браке? Считается, что именно они способны вернуть мужество и силу духа в минуты крайнего отчаяния.