Православие молитва от зависть. Как бороться с завистью православному

Святые отцы о ревности и зависти

© Издательство Сибирская Благозвонница, составление, оформление, 2016

* * *

Священномученик Киприан Карфагенский

Книга о ревности и зависти

Печатается по: Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999. С. 343–354.

Ревность кажется тебе делом хорошим; а некоторые считают легким и маловажным грехом завидовать тем, возлюбленнейшие братья, которые лучше них. А считая грехом легким и маловажным, не боятся его; не боясь, пренебрегают им; пренебрегая же, нелегко избегают его, и таким образом совершается невидимая и тайная пагуба: будучи едва заметною для того, чтобы предусмотрительные могли уберечься от нее, она скрыто повреждает умы неосмотрительные. Между тем Господь повелел нам быть мудрыми, заповедал быть крайне осторожными, чтобы враг, который всегда бодрствует и непрестанно подстерегает нас, вторгшись в сердце, не раздул из искр пороха, не превратил малого в большое и, убаюкивая небрежных и неосторожных легким дыханием и тихим веянием, не возбудил вихрей и бурь и чрез то не разрушил веры и спасения – не разбил самой жизни. Итак, надобно бодрствовать, возлюбленнейшие братья; надобно всеми силами стараться противопоставить тщательное и полное бдение врагу, который, свирепствуя, направляет на все части тела свои стрелы, могущие поразить и ранить нас.

Убеждая нас к тому и поучая, апостол Петр говорит в своем Послании: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Он обходит каждого из нас и, как неприятель, обложивший крепость, осматривает стены и испытывает, нет ли в них какой части не столь укрепленной и прочной, чрез которую можно бы проникнуть внутрь. Глазам он представляет соблазнительные образы и нетрудные забавы, чтобы посредством зрения подорвать целомудрие; завлекает ухо веселыми песнями, чтобы посредством слышания сладких звуков поколебать и ослабить христианскую силу; вызывает язык на злословие и, раздражая обидами, подстрекает руку на наглое убийство; выставляет неправедные барыши, чтобы при учить к барышничеству; вводит пагубные сбережения, чтобы пристрастить душу к деньгам; обещает земные почести, чтобы отнять небесные; выставляет на вид ложное, чтобы похитить истинное.

Всегда озабоченный поражением рабов Божиих, всегда неприязненный, коварный во время мира, жестокий во время гонения, он – когда не может обольстить тайно – грозит открыто и явно, устрашая ужасами гонения. Потому, возлюбленнейшие братья, необходима стойкость нашему духу: он должен быть настроен и вооружен как против всех тайных козней диавола, так и против явных угроз его, должен быть готов к отражению их так же, как враг всегда готов к нападению. А как стрелы, пускаемые втайне, многочисленнее и поражение скрытое и потаенное тем тяжелее и чаще причиняет раны, чем менее оно предусматривается, то мы должны быть бдительными, чтобы все подобное и понимать, и отражать, – а сюда-то и относится зло ревности и зависти.

Кто вникнет в дело, найдет, что христианину надлежит более всего беречься и с особенною осмотрительностью заботиться, чтобы не увлечься злобою и завистью, – чтобы брат, опутанный скрытыми сетями тайного врага, возымев от ревности вражду на брата, не поразил себя, сам того не зная, собственным своим мечом.

Дабы полнее представить это и яснее понять, обратимся к началу и источнику – посмотрим, откуда и как началась ревность; ибо легче нам будет избегнуть столь пагубного зла, если мы будем знать его происхождение и великость.

В самом начале мира диавол первый погиб от этого зла и сделался губителем. Он, украшенный ангельским величием, угодный и любезный Богу, возревновал и предался враждебной зависти, увидевши человека созданным по образу Божию, и затем, подстрекаемый ревностью, сам низвержен ревностью прежде, чем низверг другого, пленен прежде, чем пленил, погиб прежде, чем погубил, и, возжелав из-за зависти отнять у человека благодать дарованного ему бессмертия, сам утратил то, чем был прежде. Каково же это зло, возлюбленнейшие братья, от которого пал Ангел, которое могло опутать и низвергнуть столь высокую и превосходную тварь, которое обольстило самого обольстителя? С тех пор зависть свирепствует на земле, и гибнет от зависти, кто повинуется учителю погибели – подражает диаволу, кто ревнует, как сказано в Писании: завистию же диаволею смерть вниде в мир; а ему подражают все, которые суть от его части (Прем. 2, 24).

Наконец, первая вражда между первыми братьями и нечестивые братоубийства начались с того, что неправедный Каин поревновал праведному Авелю, – что злой возненавидел доброго, позавидовав ему; бешеная ревность столько имела силы для совершения злодеяния, что забыта и братская любовь, и тяжесть греха, и страх Божий, и казнь за преступление: неправедно подавлен тот, кто первый показал праведность, подвергся ненависти не умевший ненавидеть, умерщвлен беззаконно тот, кто и умирая не сопротивлялся.

От ревности также Исав сделался врагом брата своего Иакова: так как последний получил благословение от отца, то зависть подвигла Исава на вражду и преследование. В ревности заключается и причина того, что Иосиф продан был своими братьями: по простоте своей он рассказал им, как брат братьям, свои видения, пророчившие ему возвышение, и враждебный дух их исполнился зависти. Да и что, если не ревность, возбудило в царе Сауле ненависть к Давиду, так что он, часто преследуя невинного, милосердого, кроткого, смиренно-терпеливого, желал его смерти? Когда убит был Голиаф и по умерщвлении, помощью и содействием Божиим, такого врага народ выразил свое удивление торжественными песнями в честь Давида, тогда Саул позавидовал тому, и им овладела ярость злобы и гонения. Но не останавливаясь долго на отдельных примерах, обратим внимание на гибель народа, раз навсегда пропащего. Не оттого ли погибли иудеи, что они лучше захотели завидовать Христу, чем верить? Понося великие Его деяния, они обольщены были слепою ревностью и не могли открыть сердечных очей для созерцания дел Божественных. Помышляя об этом, возлюбленнейшие братья, бдением и мужеством оградим сердца наши, посвященные Богу, от столь пагубного зла. Смерть других да послужит к нашему спасению; казнь неосмотрительных да принесет здравие осмотрительным.

Неверно мнение тех, которые думают, что это зло имеет один вид или что оно кратковременно и заключено в тесных пределах. Гибель от ревности далеко простирается: она многообразна и многоплодна. Это – корень всех зол, источник опустошений, рассадник грехов, причина преступлений. Отсюда возникает ненависть; отсюда происходит задор. Ревность возжигает корыстолюбие, когда кто не может довольствоваться своим, видя другого богаче. Ревность возбуждает честолюбие, когда видишь другого в почестях выше тебя. Коль скоро ревность ослепила наши чувства и овладела тайными помыслами – тотчас презирается страх Божий, пренебрегается учение Христово, не помышляется о дне суда; надмевает гордость, усиливается жестокость, умножается вероломство, мучит нетерпение, свирепствует раздор, кипит гнев – и не может уже удержать себя или управлять собою тот, кто подпал чужой власти. Отсюда – разрыв связи мира Господня, нарушение братской любви, извращение истины, рассечение единства; отсюда – переход к ересям и расколам, когда кто поносит священников, завидует епископам, жалуется – почему не он поставлен или не хочет признавать другого начальником. Отсюда происходит то, что восстает и упорствует от ревности нечестивец, от задора и зависти враг – враг не человека, но почести.

И какой это червь для души, какой яд для помыслов, какая ржавчина для сердца – ревность в другом его доблести или счастью, то есть ненавидеть в нем или собственные его заслуги, или благодеяния Божии, обращать в свое зло блага других, мучиться благополучием знатных людей, славу других делать для себя казнью и к сердцу своему приставлять как бы некиих палачей, к помыслам и чувствам своим приближать мучителей, которые терзали бы их внутренними мучениями, раздирали тайники сердца когтями зложелательства! Нерадостна для таковых пища и питье не может быть приятно; они постоянно вздыхают, стонут, скорбят; и как ревность никогда не оставляет завидующих, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно. Другие виды зла имеют свой предел, и всякий грех оканчивается совершением греха: в прелюбодее преступление совершается по совершении любодеяния; в разбойнике злодеяние затихает по учинении человекоубийства; у грабителя хищничество останавливается похищением добычи; у лжеца мера полагается выполнением лжи. Ревность же не имеет предела: это зло, пребывающее непрерывно; это грех без конца! И чем более обстоятельства благоприятствуют тому, на кого обращена зависть, тем более завидующий возгорается пламенем зависти. Отсюда – угрюмый вид, суровый взгляд, бледное лицо, дрожащие губы, скрежет зубов, свирепые слова, неистовые ругательства, руки, готовые на убийство, и хотя свободные на время от меча, но вооруженные бешеной ненавистью.

Есть грехи, в которых человек признается легко: да, он амбициозный (гордый), раздражительный (а кто не таков?), унывает (можно пожалеть). Но редко кто признается в зависти.
Почему это такой «стыдный» грех? Как бороться с завистью?

М.И.Игнатьев. А жизнь так хороша, 1917 год.

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Зависть относится, я бы сказал, к потаенным страстям. В глубине сердца она сидит у всякого человека, пока в нем есть гордость, но ощущается зависть, только тогда, когда кто-то обладает тем, чего я хочу, но не имею. Такие совпадения бывают не всегда (если не имею и не хочу, то не завидую, и если имею то, что хочу, тоже не завидую), поэтому не всегда люди чувствуют зависть.

Рассмотрим пример. Если всех людей одного со мной общественного положения наградят медалями, а меня – грамотой (считаем, что медаль почетнее), я почувствую зависть. Как христианин, обличу ее в себе, укорю себя, покаюсь, но обязательно почувствую. Почему? Ведь грамота тоже почетна? Почетна, но в сравнении с медалью – унижение, так мне подали знак, что я нехороший, незначительный. И у меня будет страдать чувство собственной значимости. Не чувство собственного достоинства, когда человек сердечно помнит, что он – сын Небесного Царя по благодати, а коренящееся в гордости чувство значимости, важности, желанности, любимости, чувство превосходства перед другими людьми. Оно ядовито сладостно и всем присуще, кроме, само собой, смиренных, исполняющих заповеди о любви к Богу и ближним.

В примере с наградами ущемление чувства собственной значимости «лежит на поверхности». Но возьмём другой случай. Два человека ухаживают за девушкой, она за одного из них выходит замуж. Другой не только будет страдать, но ещё и завидовать. Если бы она ушла в монастырь, он страдал бы, но не завидовал. Потому что не было бы момента предпочтения его сопернику.

Один выиграл в лотерею 10 тысяч рублей, а другой 10 миллионов. Будет почва для зависти? Конечно, да. Но кто же унизил выигравшего в лотерею 10 тысяч? Бог! Если в предыдущих примерах завистника «унижали» люди (начальство, возлюбленная), то здесь «маски сорваны»: Бог – обидчик. На самом деле, завидуя людям, мы всегда восстаём именно против Бога. Диавол, Каин, предавшие Христа на распятие иудеи… и мы.


Убийство Авеля Каином.Мозаика, Собор Монреале. 12 век.

Что же делать?

Чем меньше мы будем привязываться к суетным земным вещам, тем меньше будет почвы для зависти (то есть богоборчества) с нашей стороны. Чем глубже я понимаю, что земные знаки почета сами по себе ничто, что важно волю Божию творить, а земная награда не есть истинное благо, тем меньше зависть будет меня мучить, тем успешнее я буду с Божьей помощью с ней бороться. Чем больше я уповаю на Бога в своих земных делах, чем сильнее моя вера в то, что Бог любит нас и для каждого устраивает то, что ему полезно, тем меньше у меня будет поводов для зависти.

Но кроме земного счастья есть и духовные дарования. Их как будто не назовешь суетными благами? Но, если Божии духовные дарования присваивать себе, относиться к ним не как к силе Божьей, которая через нас и в нас, преображая и очищая, действует, а как, пусть и данным Богом, но своим дарованиям, они становятся для нас суетными и вредными, умножая лишь поводы для гордости. Потому-то Бог обычно особенных духовных дарований нам не дает или дает, но от нас же прикровенно, чтобы мы своей гордыней не превратили Божии дары в душевный яд.

А если говорить о вечной участи человека, то вечная участь каждого из нас – исключительно в его собственных руках. Бог всем, все, в каждый момент времени посылает самое полезное для спасения его души. Тут никогда нечему завидовать. Смириться перед Отцом Небесным, принять от Него всё с благодарностью – такая возможность дана каждому, здесь никто не обижен.

- Как же бороться с завистью?

Нам, гордым и духовно расслабленным людям, бороться с завистью нужно обличением этой страсти в себе, осознанием ее в себе, честным признанием, что вот здесь я позавидовал, без самооправдания и саможаления.

В помыслах нужно каяться и удерживать себя от того, чтобы поступать по страсти. Это относится ко всем страстям, в том числе и к зависти. Например, если кого-то похвалили, и меня это уязвило, и я стараюсь в разговоре как-то осудить этого человека, прямо или косвенно задеть, насмешничаю, иронизирую, и т.д. (вариантов тут много) - в этом случае я поступаю по страсти. Если удерживаю свою реакцию – я не грешу завистью делом. Это уже неплохо (если, конечно, мысленно себя укорять за гордость).

Необходимо также благодушное терпение скорбей. Если нас меньше, чем другого, любят, хвалят, отмечают, то нам это тяжело. Но надо терпеть, и при этом не роптать. Современный человек и спасается, почитай, одними скорбями. Мало кому Бог дает силы для духовных подвигов, о которых мы читаем в Отечниках и Житиях святых, поэтому будем хотя бы без ропота, а еще лучше с благодарностью терпеть все, Им посылаемое. Если посетила скорбь (самому, конечно, провоцировать не нужно), надо говорить: благодарю Тебя, Господи, что ты лишил меня этой вещи, этого утешения, того, что я так хотел, но не лиши меня Царства Небесного.

Борьба со страстями с помощью противоположных добродетелей, как рекомендуют некоторые святые отцы – это для духовно преуспевших, и я от такой меры, к сожалению, далек. Когда обычный человек, то есть человек гордый, начинает таким образом бороться с какими-то страстями, то гордость только разрастается.

Иногда спрашивают, признаваться ли человеку в том, что завидуешь ему, и ссылаются при этом на слова апостола Иакова «признавайтесь друг другу в проступках» (Иак. 5, 16). Но такой откровенностью можно нанести душевную травму человеку, надолго, а то и навсегда испортить отношения с ним. Надо внутренне бороться со страстями самоукорением, благодушным терпением, молитвой о смягчении и очищении своего сердца, но открывать свое нечистое сердце нужно не всякому, а лишь тому, кто может понести наши помыслы, от кого надеемся получить помощь – молитвой и духовным советом.

В Священном Писании сказано: «Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя» (Сир. 9, 22). И преподобный Серафим Саровский в главе 17 «О хранении сердца» писал: «Не всем открывай тайны сердца твоего». Он, правда, в том контексте имел в виду благие тайны сердца, но к злым тайнам это тоже относится.


Босх, Иероним. Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи". Деталь: Зависть. 1475-1480.

Но если человек не понимает, не видит в себе страсти зависти? Например, есть такое удачное, емкое слово «раздражение», в котором можно покаяться и получить прощение, а вот понять – в чем причина раздражения – уже сложнее. Ведь заглядывать глубже в себя страшно. И вот тут может возникнуть вопрос: надо ли помочь человеку, подсказать: а ведь ты завидуешь!

Здесь общих рецептов быть не может. Бывает, человек обличит кого-то в его страсти, и у человека вдруг глаза откроются, так что он получит от обличения большую пользу. А бывает, скажешь кому-то очевидную правду и, кажется, с добрым намерением, а человек не исправится, а лишь озлобится и впадет в отчаяние.

Помню я в церковной юности, ещё будучи алтарником, сказал правду в глаза одной своей знакомой, а она не приняла моей правды и только расстроилась. Я рассказал об этом своему духовному отцу протоиерею Георгию Брееву, и он мне очень мягко ответил (сказал, кстати, правду в глаза): «Рано нам еще обличать-то». Вот, на всю жизнь запомнил тот случай, а исправиться и до сих пор не могу, хотя теперь стараюсь больше смотреть за собой, чем за окружающими.

Люди часто говорят «позавидовала по-доброму» или «позавидовала черной завистью». Неужели зависть может быть доброй или злой? Когда она появилась в жизни людей и что она с людьми делает? Зависть – грех или просто чувство, сопровождающее человека по жизни, как любовь или милосердие, хитрость или трусость? Что об этом думает православие? Попытаемся разобраться.

Завистливое прошлое человека

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть .

Завистливое настоящее

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Что думает о зависти православие?

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Уроки православия

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на .

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Зависть, к сожалению, будет идти рядом с нами постоянно – нам будут завидовать. Нам же – надо учиться, не поддаваться ей и жить достойно. Мы – православные, молясь, обязательно с этим справимся.

Есть притча. Некий крестьянин имел двенадцать жирных, упитанных гусей, а его сосед — одного, грязного и тощего. «Господи, — возмутился сосед, — где справедливость? Как же Ты это допускаешь?» И услышал он глас свыше: «Отныне у тебя будет двенадцать гусей». «Нет, — возразил человек, — сделай лучше, чтобы и у соседа был один».
Сущность зависти: отсутствие любви, печаль из-за благополучия ближнего, желание зла тому, кому живется лучше. Завистливый радуется неудачам других и огорчается их успехам. Он хочет видеть симпатичного уродливым, здорового — больным, богатого — нищим, одаренного — бездарным…
Приведу еще историю. В двухместной больничной палате лежали двое безнадежных больных: на одинаковых койках, в равных условиях. Разница лишь в том, что один мог смотреть в окно, а второй — нет, зато рядом у него находилась кнопка вызова медсестры. Шло время, менялись времена года… Лежащий у окна рассказывал соседу обо всем, что наблюдал: дожде, снеге, солнце, деревьях, то укрытых пушистым сверкающим кружевом, то подернутых легкой весенней дымкой, то убранных зеленью или прощальным желто-алым нарядом…
Однажды больному у окна ночью стало плохо. Он просил сообщить медсестре, но ожесточенный сосед не нажал кнопку. И несчастный умер. На следующий день в палату привезли другого пациента. Старожил воспользовался случаем и попросил переложить его к окну. Теперь он, наконец, увидел, что… окно выходит на глухую серую стену, которая все загораживает. Он замолчал, а затем сказал новому соседу: «Если мне ночью станет плохо, не вызывай медсестру».
До чего доводит зависть! Механизм ее появления в душе прост: глядя на преуспевающего человека, завистник сначала желает того же себе. А когда понимает, что заветная мечта недостижима, хочет отнять блага у другого и сравняться с ним. По мысли апостола Павла, гордость порождает страсть к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения (1 Тим. 6. 4).

Какой цвет у зависти?
Считается, что «белая» зависть стимулирует мысль, не дает самодовольному сердцу пресытиться и побуждает работать над собой: прилагать дополнительные усилия, наверстывать упущенное, побеждать, ставить рекорды. Однако не следует путать зависть с ревнивым стремлением достичь успеха в каком--то деле.
«Зависть одноцветная, — убеждена православная писательница Наталия Сухинина. — Но лукавая душа, таясь и оправдываясь, бросается реабилитировать себя и шьет по черной зависти белыми нитками». Зависть похожа на магию: как магию «ни раскрашивай», она все равно остается общением с падшими духами. Так и зависть всегда лезет в чужой карман с проверкой, а иногда с желанием присвоить чужое.
Преимущества других, будь то красивая игрушка, дрессированная собака, хороший досуг или престижная должность, кажутся значительными и притягательными. Человек пытается скрыть грубую черную зависть под личиной белой, «обоснованной» зависти, которая легко маскируется под правдолюбие или праведный гнев на власть имущих, богачей, удачливых дельцов, интриганов, подхалимов… Страсть также прячется под видом критиканства, борьбы с привилегиями, разоблачения подлости, радения за нравственность, законность и порядок.
Лукавое самооправдание завистника опирается на недооценку собственных достижений и иллюзию того, что чужие блага ему действительно крайне необходимы. Самообман заходит порой так далеко, что человек верит в свое жалкое положение. Расплата за это велика: беспокойная жизнь, неумение ценить людей, неблагодарность…

Кому и чему мы завидуем?

Бунт зависти выходит за рамки социальных отношений, поскольку досада и обида на неравное с нашей точки зрения распределение благ между людьми в конечном счете обращены к Подателю всех благ — Богу. Не случайно пушкинский Сальери, терзаемый черной злобой к музыкальному гению Моцарта, упрекает именно Небеса.
Возмущение и ропот завистливого сердца: «Господи, почему ему, а не мне?!« — всегда предполагает сомнение в любви, благости, справедливости и мудрости Божией. Поэтому истоки зависти — в глубинах «я», в области личных отношений с Богом. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы… коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23).
Зависть — изобретение диавола: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (см. Прем. 1, 13; 2, 23-24). В человеческое общество смерть вторглась вместе с завистью братоубийцы Каина. Зависть и смерть — родные сестры.
По словам старца ПаисияСвятогорца, Каин не стремился разглядеть собственные дарования, а смотрел на дарования Авеля, взрастил в себе недоброжелательность к нему, дошел до братоубийства и восстал против Творца. Но, возможно, Каин имел больше дарований, чем Авель.
В запущенных случаях зависть подвергает душу вечной смерти и поэтому называется смертным грехом. Зависть подобна яду: ведет к духовному самоотравлению, подтачивает психическое и физическое здоровье. Недаром слово Божие гласит: Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Притч. 14, 30). «Не так моль и червь снедают дерево, как горячка зависти снедает сами кости завистников и отравляет здравие души», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Подмечено удивительно точно! Кости обеспечивают устойчивость и движения тела. Зависть же разъедает духовную стойкость и гасит стремление сердца к Богу.

Как врачуется зависть?

Господь повелел нам быть мудрыми и осторожными, чтобы демоны не вторглись в сердце и не раздули из искры пожара. Главное — не дать затянуть себя в водоворот лукавых чувств и мыслей, распознать и погасить первый греховный помысел горячей молитвой и покаянием.
Ключ к преодолению зависти — духовная трезвость, реализм и объективность. А мы чаще виним внешние обстоятельства, чем себя. Если зависть уже гнездится внутри, честно спросим себя: чему завидуем? Так ли уж нас обделили? Наверняка, и нам есть, за что благодарить Господа и людей. Покаяние, молитва благодарения и искреннее осознание своей немощи перед Богом — меч, отсекающий недуг зависти. Замечательное лекарство — делать добро и сопереживать тому, к кому питаем недобрые чувства и намерения.
Завистливых людей выводит из равновесия то, что лежит вне области их влияния. Поэтому важно ставить перед собой реальные созидательные цели и не зацикливаться на чужом имуществе, способностях, добродетелях и достижениях. Занимаясь любимым делом, легче избежать ужасного чувства неполноценности и обделенности. Старец ПаисийСвятогорец советует: «Постарайтесь очистить и освятить свою зависть, чтобы она стала хорошей завистью… Бог не обделил никого, каждому дал определенное дарование, которое может помочь человеку в духовном развитии». Господь каждому из нас дал свой талант и заповедал не закапывать, а развивать его.
По мысли российского психолога Дмитрия Леонтьева, здоровый, счастливый человек превращает проблему в задачу, а невротичный, несчастный — задачу в проблему. Глядя на благополучие другого, нужно ставить перед собой позитивную цель. Как только мы начинаем думать о путях решения проблемы, она тут же становится задачей, и зависти уже нет места.
Допустим, мы сравниваем себя с более успешным сотрудником. Вместо того, чтобы завидовать и обижаться на «несправедливость», давайте задумаемся: «Почему у него все хорошо складывается? А что мне мешает? Что перенять у него?» Верующий человек помолится и о помощи Божией на доброе дело. Тогда энергия зависти будет лить воду на нашу мельницу: способствовать развитию добродетелей, профессионализма и т. п.
Чей-то успех не должен «давить» нам на психику. Зачем зариться на чужое? Ищите свой путь. Не будем упрямыми и твердолобыми, гибкость в достижении цели предполагает смену тактики и стратегии. Этому учит жизненный опыт. Так, женщина, завидующая мужскому лидерству в обществе, может реализоваться, открыв в себе изумительные грани невостребованной женственности, обаяния, художественного вкуса, кулинарного искусства, вокального мастерства и т. д.

Какими еще способами злую энергию зависти можно повернуть в «мирное русло»?

Червь зависти — неприязнь чужой добродетели, внутренней гармонии или внешней привлекательности. Недаром в молитве на сон грядущий мы каемся: «Добро’ту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем». Это о нарушении десятой заповеди Моисеева закона: Не желай… ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17). Верное средство против зависти — смирение. Святитель Тихон Задонский ссылается на блаженного Августина Иппонского: «Зависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет». Кроме того, нужно учиться любить ближнего, ибо любовь не завидует (1 Кор. 13, 4). Так всякое внутреннее зло исцеляется, и клин клином вышибается.
«Если, земное презрев, будешь искать небесного, — продолжает святитель Тихон,-то ни чести, ни славе, ни похвале, ни богатству, ни благородству не будешь завидовать, ибо несравненно лучшего желаешь… Хочешь ли от мучительной этой язвы не снедаться и не повредиться? Вменяй все временное за ничто».
А если завидуют нам? Несомненно, так попущено Богом. Вспомним ветхозаветную историю праведного Иосифа. Братья по зависти продали его в Египет. Но Господь избавил Своего избранника от рабства, клеветы и прочих скорбей, даровал мудрость и благоволение фараона, который поставил его начальником над всей страной.
Благодаря этому попущению весь дом Иосифа спасся от голода и выжил. Вот почему праведный Иосиф никого не осуждал, не мстил и даже утешал братьев: Теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… чтобы оставить вас на земле… Итак, не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45, 5-8).
Нет худа без добра. Но это видится порой спустя годы, на далеком расстоянии. Тогда мы познаем благой Промысл Божий, и на нас сбываются пророческие слова псалмопевца Давида: Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36, 5-9).
Разумеется, с потенциальными завистниками нужно держаться осторожно и благоразумно, чтобы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12). Вот некоторые психологические приемы самозащиты: не хвалитесь своими достижениями, удачами и успехами; не любите, когда вас хвалят; не опускайтесь до выяснения отношений; учитывайте принцип — искренняя просьба о совете или помощи в немалой степени обезоруживает завистника.
И помните, что завистник — это несчастный человек с нездоровым чувством собственного достоинства, обуреваемый навязчивыми сомнениями и бесовскими помыслами. Будучи духовно больным, он достоин сожаления и молитвы, а не упреков и возмездия.

Константин Зорин,
бакалавр религиоведения,
православный врач, медицинский психолог

Идет суд Осириса. На него попала душа древнего египтянина. На весах, которые держит бог Анубис, взвешивают сердце умершего. Смотрят, тяжело ли сердце? Полно ли оно гнева, печали, жадности и зависти. Если сердце окажется тяжелее перышка, которое лежит на другой чаше весов, то быть ему съеденным богом Аматом с головой крокодила. На просветление (читай: Царство Небесное, вечное абсолютное счастье, Мокша в разных религиях) ему можно не надеяться…

Мы описали вам изображение из египетской «Книги мертвых». Еще четыре тысячи лет назад зависть считалась одним из состояний, которые были губительны для души и закрывали ей путь в иной светлый мир.

Зависть… Она разрушает человека изнутри, хотя связана с ситуациями, происходящими вне его. Она способна поселиться в душе человека независимо от темперамента, возраста, опыта, статуса. Неважно, кто вы: миллионер или безработный, звезда шоу-бизнеса или домохозяйка, студент или известный спортсмен. В ваше сердце может прокрасться это губительное и греховное чувство.

В этой статье мы постараемся раскрыть то, как это разрушительное состояние воспринимали тысячи лет назад и воспринимают сейчас, как его трактовали в разных религиях и каковы результаты современных исследований этого чувства.

Что такое грех?

Если обратиться к религии, то и в христианстве, и в исламе грехами считаются те эмоции и действия, которые предполагают получение удовольствия и личную выгоду. Но есть и другая сторона: греховные чувства и деяния направлены на самоуничтожение или уничтожение себе подобного. Высшим творением Бога – несомненно, является человек. Считается греховным все то, что направлено на причинение вреда Человеку (им самыми или другими таким же Человеком). Грехи отдаляют от Бога, лишают человека благодати, меняют состояние его сердца и изменяют его деятельность.

Рассмотрим оказываемый вред на примере некоторых грехов, которые признаны смертельными. На заметку! Эпитет «смертельный» в этой ситуации иносказателен, он указывает не на смерть физическую, а на смерть души. Ведь именно она умирает, когда, совершая грехи, человек отпадает от Бога.

Одним из грехов является гнев. Еще в древности люди знали, что гнев – это яд. Он так отравляет человека, что тот начинает быть похожим на бесноватого: негодует, клянет и терзает сам себя, забывает о спокойствии души. Такое состояние деструктивно и действует очень отрицательно.

Позже с развитием психологических наук, гнев был изучен более детально и также был доказан его деструктивный характер. Эта сильная эмоция может вылиться в преступление, ведь человек зачастую направляет ее на окружающих людей и предметы. Не контролируя себя, он может даже убить человека. А если отрицательной эмоцией не управлять и не учиться ее подавлять, то она может привести к нервному истощению.

Возьмите любой грех: чревоугодие, блуд, уныние (лень), корыстолюбие и др., все они направлены на самоуничтожение.

Что такое зависть?

В Википедии мы читаем, что «зависть –это социально-психологический конструкт, который охватывает различные формы социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает.

Психологи определяют зависть, как негативное состояние психики, которое приводит к разрушительным для человека чувствам и действиям. Личность кажется незащищенной от успехов других: они воспринимаются как несправедливость, снижают самооценку.

Зависть в христианстве и библейских сказаниях

  • Зависть – это дьявольское душевное состояние.
  • Это печаль о том, что у ближнего все хорошо.
  • Источник зависти – гордость: ведь гордый человек не может терпеть и принять, что у другого есть то, чего нет у него.
  • Зависть – это противоположность любви.
  • «Обретый зависть обреете с нею диавола» (Св. Исаак Сирин).

Такие определения зависти давали святые отцы в разные века. Все их объединяет одно: полная убежденность в том, что это чувство имеет разрушительное начало для самого человека, в чьем сердце засел «червь» и грызет его день и ночь, делая его глубоко несчастным.

В чем суть зависти, по мнению церковных служителей? Они считают, каждому дано ровно столько, сколько предопределено замыслом Божьим. Зависть рождает желание обладать тем, что есть у другого, но нет у тебя. Оно вступает в противоречие с замыслом Божьим и ставит человека в некую «конфронтацию» с Господом, то есть на сторону Дьявола.

В Википедии выделены несколько этапов развития этого пагубного чувства:

  1. неуместное соперничество;
  2. рвение с досадой;
  3. порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.

Эти этапы указаны в работе «О зависти» преподобного Амвросия Оптинского. В ней приводится и притча, в которой сравнивались разные пагубные страсти. Ее главная мысль в том, что завистнику угодить нельзя:

«Однажды один греческий царь захотел узнать, кто же хуже сребролюбец и завистливый. Позвал он к себе обоих. Царь сказал им, что они попросили у него что-нибудь, только пусть знают, что он даст второму больше того, что попросит первый.

И начались «состязания» завистника и сребролюбца в том, кто попросит больше, и никто не знал, кому попросить первым. Тогда царь приказал завистнику просить первым. Тогда завистливый, движимый ненавистью к сребролюбцу, сказал: «Выколи мне глаз».

Царь был удивлено этой просьбой и захотел узнать причину такого желания. Завистник ответил: «Тогда ты прикажешь моему сопернику выколоть оба глаза». В этом суть зависти: человек, которым она овладела, так сильно желает зла другому, что готов нанести вред даже себе.

История Каина и Авеля

По Библии и Корану первым проявлением зависти было чувство, вспыхнувшее в сердце Каина. Оно лишило одного из кровных братьев божьего разума и толкнуло его на убийство. Суть истории в том, что Каин и Авель принесли дары Господу: первый – плоды земли, а второй – ягнят. Но Бог не призрел дары Каина, за что он восстал на Авеля и убил его. Существует до десятка толкований этой истории, но ясно одно, что чувство зависти привело к убийству, к уничтожению ближнего своего.

История Иосифа и его братьев

Сыновья Иакова завидовали своему брату Иосифу, потому что отец выделял его среди остальных и любил больше их всех. Зависть в их сердцах закипала еще больше, когда Он рассказывал о своих снах. Толкование сновидений Иосифа было однозначным: оно указывало, что в будущем он будет главенствовать над братьями.

Обуреваемые завистью, братья решили погубить брата: сначала бросили его в ров, чтобы он там встретил свою смерть, затем, дабы не брать на себя грех убийства, они продали его в рабство проходящим мимо купцам.

История о Давиде и зависти царя Саула

Давил служил царю Саулу и, как воин, отличался храбростью. Когда они возвращались после победы над филистимлянами, народ встречал их со словами: «Царь Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч». Засел тогда в сердце Саула червь зависти и решил он избавиться от Давида, но не знал, он что Господь с ним. Он пытался его умертвить несколько раз, но не получилось у царя.

Пожалуй, самым известным примером губительной зависти является трагическая ситуация с Иисусом Христом. Фарисеи и книжники, движимые завистью и жаждой первенства, власти, сделали все, чтобы Христос был распят и погиб на кресте.

Зависть может прокрасться в душу любого: и монарха, и простолюдина, человека любого статуса и возраста. Психологи отмечают, что люди старше 50 лет меньше завидуют. Думается, это связано с тем, что с возрастом начинаешь больше ценить то, что есть, и не тратить душевные силы на сравнение себя с другими.

Зависть в буддизме

В священной книге буддизма – «Тибетской «Книге Мертвых» — зависть не включена в 5 главных грехов (они названы «безграничными»: возбуждение распрей религиозных общин, отце – и матереубийство, убийство святого и пролитие крови будды. Зависть имеет высшее и низшее проявление. В первом случае она олицетворяет упорство, стремление достичь цель и бесстрашие (есть сходства с характеристиками «белой зависти» в нашем понимании, не так ли?). Во втором, низшем проявлении, зависть схожа со смертельным ядом и стоит в том же ряду, что ненависть, похоть, гордыня и глупость. Но отличие от христианской и современной трактовки этого греха в том, что это чувство считается пагубным не из-за той боли, которую оно причиняет самому завидующему и окружающим. Разрушительная сила зависти в том, что она зависть не дает ушедшему из жизни возродиться, так как сковывает его сознание воспоминаниями о земной жизни.

О разрушительной силе зависти глазами психологов

Несомненно, в психологии зависть считается деструктивным чувством. Созданы целые программы и алгоритмы по ее преодолению. Ясно, как белый день, что с этим чувством необходимо бороться, так как оно отравляет человеку жизнь. Вернее, человек перестает жить в удовольствие, превращая каждый день в мучение.

Специалисты выделяют два вида зависти…

  • Неосознаваемая . Человек не осознает, что его испытывает негативные эмоции из-за того, что окружающие работают лучше, покупают и имеют больше. Будучи неосознанным, чувство маскируется под постоянное плохое настроение, раздражительность, депрессивные проявления, недовольство жизнью. Если не работать над устранением этих психологических проблем, то он чреваты неврозами, семейными и личными драмами – всем тем, что может безвозвратно испортить жизнь человеку.
  • Осознаваемая . Она может быть не менее мучительной. Человек, испытывающий зависть, понимает, что это чувство социально осуждаемо, что оно греховно (если он является верующим). Это сознание сопровождается мучительными переживаниями и стремлением избавиться от негативных эмоций (если, конечно, речь не идет о глубоко безнравственной личности).

Можно ли преодолеть негативное чувство?

Если у человека достаточно душевных сил, мотивации, возможностей и самое главное, если у него есть желание избавиться от греховного чувства, то он преодолеет ее конструктивным путем. Признав чужие успехи, он направит все силы на то, чтобы стать лучше, успешнее. В этой ситуации «счастье ближнего» станет для него толчком для достижения собственного счастья. Такой вид зависти называют еще «белой».

Совсем иная ситуация при «черной зависти». Она опасна для самого человека или для окружающих, по отношению к которым она возникла. Завидующий старается избавиться не от самой эмоции, а от источника, вызвавшего в нем такую «бурю». Душевные терзания приводят к агрессии, направленной на себя, на предметы, на других и желанию уничтожить источник зависти. Психологи выделяют несколько видов уничтожения:

  • Символическое (разрывание фотографии, обращение к колдунам, повторение мысли и искренняя вера в то, то удачи другого человека на этом закончатся и его постигнет несчастье).
  • Психологическое. Оно выражается в издевательствах, унижениях, принижениях, распространения слухов. Все эти действия направлены на то, чтобы испортить хорошие отношения человека, которому завидуют, и заставить его страдать.
  • Физическое (разорение, поджог, устранение с дороги и др.)
  • Фатально-биологическое (убийство).

Все эти способы разрушительны и относятся к преступлениям. Они наглядно доказывают, то что мы имеем дело с греховным чувством (хоть в данной ситуации оно рассматривается с научной точки зрения, а не через призму религии).

Психологи уверены, что завистники отравляют свою жизнь, они глубоко несчастны, они воспринимают события негативно, превращают радость и счастье других в собственную раздражительность, успехи других – в свою ущербность.

Зависть смертельная опасна. Вольфганг Грубер – австрийский психолог и специалист по психосоматике – уже много лет проводит исследования. Его интересует, как чувства и эмоции приводят к болезням. Им было названо 5 самых разрушающих чувств: зависть, ревность, жадность, жалость к себе и самобичевание. Он доказал, что зависть – это медленный яд и в 2,5 раза повышает риск инфаркта.

Зависть в истории

Некоторые историки и исследователи отмечают, что зависть может изменить и ход истории, как, например, это была в начале XX века. По их мнению, массы, движимые чувством зависти к тому, что выше и имеет уже установившиеся качества, устроили переворот – русскую революцию 2017 года. Они пытались добиться равенства во что бы то ни стало.

Все ли подвержены зависти в равной степени?

Считается, что не все одинаково подвержены к этому смертельному греху. Психологи отмечают, что дети вырастают завистливыми по вине родителей. Это случается, когда ребенку прививали деструктивные установки:

  • Не учили принимать себя такими, какой он есть.
  • Не давали чувствовать проявлений безусловной любви. Похвала только за достижение определенных целей – не то, что нужно детям.
  • Ругали за любое невыполнение правил. Применяли физические наказания и говорили в его адрес обидные слова.
  • Внушали установки, что жить – это тяжело, зарабатывать деньги – трудно, богатство – это плохо, ограничения и жертвенность – это нормально.
  • Не разрешали пользоваться собственными вещами по своему усмотрению.
  • Развивали чувство вины за радость, успех, счастье.

Результат такого отношения и воспитания – человек, не умеющий радоваться жизни, неуверенный в себе, с большим количеством комплексов и ограничений. Не умея реализовывать себя, он разрушает психику зарождающейся в ней завистью.

Важно донести ребенку то, что сравнивать и отождествлять себя с другими – неправильно. Ведь именно критерий «хуже-лучше» становится в главным в оценке действий и достижений. Нельзя не вспомнить слова церковных служителей: «Что сеем, то и жнем», «Где нет любви, там зависть».

И психологи, и служители церкви уверены, что необходимо искоренять в себе зависть, потому что она разъедает душу, как ржа разъедает железо. Именно ее разрушительный характер делает ее главным грехом, к тому же зависть не ходит одна: вместе с ней и властолюбие, «сребролюбие», преступления вплоть до убийства.