Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека
Урок № 7-8
Обществознание, 10
Человек как духовное существо
Д.З.: § 4, ?? (с. 45), задания (с. 45-46)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры;
- выработка понимания понятия “духовность”;
- формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
- воспитание нравственно-духовных ценностей.
Понятия, термины
- ДУХОВНЫЙ МИР;
- ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТИПЫ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ
Знать и уметь
Уметь:
- высказывать свое мнение;
- работать с текстом учебника;
- отвечать на поставленные вопросы;
- давать определение понятий: духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение;
- объяснять сущность мировоззрения.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
ЧТО ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?
ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕГУЛИРУЕМОЙ НОРМАМИ И ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И НАПРАВЛЕННОЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА.
ПЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ.
СМЫСЛ ЖИЗНИ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОПОЛЗНАНИЕ
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - СЧАСТЬЕ
ИМЕТЬ…
ОТДАВАТЬ
Чем духовный человек отличается от бездуховного?
Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Изучение нового материала по вопросам
- Человек как духовное существо.
- Духовная жизнь человека.
- Мировоззрение.
- Ценностные ориентиры личности.
- Патриотизм и гражданственность.
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ЗНАНИЯ, ВЕРУ, ЧУВСТВА, СТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ
ДУХОВНЫЙ МИР
ВЫСОКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ЛИЧНОГСТНЫЕ КАЧЕСТВА
ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ. КАЖДЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ИНДИВИДУАЛЕН.
КТО УСТАНАВЛИВАЕТ НОРМЫ.?
ВЫ САМИ МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ НА ЭТО: ЧТО ОСТАНАВЛИВАЕТ ВАС В СИТУАЦИИ ВЫБОРА?
ВЕРНЕМСЯ К ИСТОРИИ:
- ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ- КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, ХРИСТОС.
- «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ:» ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ, КАК ТЫ БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ»
- - НОРМЫ И ПРАВИЛА МОРАЛИ ИЗ ЖИТЕЙСКОЙ ПРАКТИКИ
МОРАЛЬ - ЭТО СИСТЕМА НОРМ, ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ
И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОСНОВНЫЕ МРАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ: НЕ УБИВАТЬ, НЕ ВОРОВАТЬ, ГОВОРИТЬ ПРАВДУ И Т.Д.
КАНТ СФОРМУЛИРОВАЛ - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ-
БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ НЕ ДОПУСКАЮЩЕЕ ВОЗРАЖЕНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ « ПОСТУПАЙ ВСЕГДА
СОГЛАСНО ТАКОЙ МАКСИМЕ, ВСЕОБЩНОСТИ КОТОРОЙ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОНА ТЫ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖЕШЬ ЖЕЛАТЬ.
«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ»
МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДОВАЛИ ФИЛОСОФЫ
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.
КРОМЕ ПРЯМЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МОРАЛЬ ВКЛЮЧАЕТ: ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ (НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ИДЕАЛ - ЭТО СОВЕРШЕНСТВО, ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТРЕМЛЕНИЯ- МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО.
ЦЕННОСТИ – ОТРАЖАЮТ, ТО ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. НА ИХ ОСНОВЕ ЛЮДИ ПРИ НИМАЮТ РЕШЕНИЕ. ЦЕННОСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРАВОВЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ, НРАВСТВЕННЫМИ.
ИДЕАЛ И
ЦЕННОСТИ
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.
ДОБРО И ЗЛО
ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК.
ВАЖНЕЙШЕЙ МОРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ – СОВЕСТЬ
СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ,РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОРАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.
ВАЖНЕШИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ- ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
ВАЖНЕЙШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЯМИ МОРАЛИ
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ И САМОВОСПИТАНИЕ
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕКЕ: СТИХИЙНО ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНО
МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИСУЩИ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИИ-
ЧЕЛОВЕК НОСИТЕЛЬ ЗЛА
МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТСЯ В СЕМЬЕ, В ОБЩЕНИЕ, ШКОЛЕ, В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ, ГДЕ САМОЕ ВАЖНОЕ- САМОКОНТРОЛЬ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
-ТЕОЦЕНТРИЗМ,
ПРИРОДЕЦЕНТРИЗМ,
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ,
СОЦИОЦЕНТРИЗМ, НАУКОЦЕНТРИЗМ.
СЛЕДУЮЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:
- ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЛИ ЖИТЕЙСКОЕ- НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ.
СЛАБОСТЬ ЕГО –ОТСУТСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ :
ОСНОВА В РЕЛИГИИ. СЛАБОСТЬ В НЕПРИМИРИМОСТИ, ИГНОР ИРОВАИЕ НАУКИ.
НАУЧНОЕ МИРОЗЗРЕНИЕ –НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ- ЭТО ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ, НАХОДЯЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ОБЩЕСТВА
Исторические типы мировоззрения
Мифология
Исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
Религия
это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.
философия
Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности.
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.
МИРОЗЗРЕНИЕ ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
МИРОЗЗРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛУЧШЕ ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛЕЙ.
Е МИРОЗЗРЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ОПРЕДЕЛЯЕТ ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.
1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.
3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение . Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
Документ
- Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова. ...В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала..., а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...
Документ
- Вопросы и задания к документу 1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека? 2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова? 3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст. 4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа? 5. Какие выводы можно сделать из этого текста?
Контрольные вопросы
1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?
2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития? 4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? 5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности? 6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них? 7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чём их различие? 8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
У р о к 7
Человек как духовное существо
(продолжение)
Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.
Тип урока : изучение нового материала.
Х о д у р о к а
I. Работа по теме урока.
Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
5) способность к различным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.
– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.
Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.
Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.
Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.
– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?
Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
Р а б о т а в г р у п п а х.
З а д а н и е:
1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);
2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);
3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);
4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).
II. Закрепление изученного.
З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.
Домашнее задание: § 4.
- Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.
Мировоззрение. Его виды и формы
Структура мировоззрения
- Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
- Принципы - Руководящее положение, основное правило , установка для какой-либо деятельности . Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.
- Идеи -(др.-греч . ἰδέα - видность, вид, форма, прообраз) Главная мысль произведения или общий принцип теории, изобретения, некий прообраз, замысел или его наиболее существенная часть.
- Убеждения - элемент (качество) мировоззрения , придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности .
- Идеалы - (лат. idealis от греч. ἰδέα - образ, идея) - высшая ценность , наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал).
- Духовные ценности - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
- Мифологическое - (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения преобладает над разумными объяснениями. Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей .
- Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
- Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения
- Теологическое (религиозное) - (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии , она зачастую разделяет людей разных верований.
Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения
- Философское - (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч . Φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Мировоззрение. Его виды и формы.
- Обыденное (житейское) мировоззрение - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
- Отсутствие целостности.
- Преобладание произвольных идей . Опирается на здравый смысл и житейский опыт.
- Фрагментарность взглядов на мир . Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
- Отсутствие целостности. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Мораль, ценности, идеалы
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
Мораль, ценности, идеалы
Функции морали:
- оценочную
- оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
- регулятивную контролирующую интегрирующую воспитательную
- регулятивную - установление норм, принципов, правил поведения;
- контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
- интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
- воспитательную - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Мораль, ценности, идеалы
- добра и зла,
- нравственного и безнравственного,
- цели и средства ее достижения,
- морали и нравов,
- должного и сущего.
Мораль, ценности, идеалы
- Моральные ценности , в отличие от материальных, удовлетворяют потребности духовной жизни , облегчают процесс нравственного существования человека.
- К числу высших моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие сущность морали и человеческого существования : добро, свободу, смысл жизни и счастье. В ценностях подобного рода нуждаются все, они значимы для всех , что обусловливает их общечеловеческий статус.
- Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.
- Важнейшие аспекты (стороны) морали:
- а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
- б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
- в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
- 3) Основные категории морали:
- а) добро и зло;
- б) долг и совесть;
- в) справедливость;
- г) честь и достоинство;
- д) счастье.
- 4) Нравственная культура личности и общества.
- 5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.
Мировоззрение
- Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
- Структура мировоззрения
- Знания Принципы Идеи Убеждения Идеалы Духовные ценности
- Знания
- Принципы
- Убеждения
- Идеалы
- Духовные ценности
- Исторические виды мировоззрения: мифологическое; теологическое (религиозное); философское.
- мифологическое;
- теологическое (религиозное);
- философское.
- Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности: преобладание произвольных связей; фрагментарность взглядов на мир; отсутствие целостности.
- преобладание произвольных связей;
- фрагментарность взглядов на мир;
- отсутствие целостности.
- Основные черты научного мировоззрения: логическая стройность; систематичность; универсальность; критичность; обоснованность.
- логическая стройность;
- систематичность;
- универсальность;
- критичность;
- обоснованность.
- Классификация типов мировоззрения по эмоциональной окраске Оптимистическое мировоззрение Пессимистическое мировоззрение
- Оптимистическое мировоззрение
- Пессимистическое мировоззрение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Выполнила:
ученица класса М-10-2
Егорова Мария Сергеевна
Чебоксары, 2016
Человек как духовное существо
Помня слова известного писателя-публициста В. А. Сухомлинского, о том, что человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой, а для того, чтобы оставить о себе след вечный, многие люди стремятся осознать свое место в общественных отношениях и намечают свои направления развития и самовоспитания. Этот процесс в философии называют «человеческим самостроительством». Объектом такого строительства является духовный мир человека.
Мир человека многогранен и определяет его внутреннюю, духовную жизнь, которая включает сознания, веру, чувства, стремления, мечты. В научном понимании духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижения разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Вообще духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности: добро, истина, красота….
Человек живя в социуме не может не подчиняться определенным правилам, важнейшими из них являются нормы и морали. Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей. Моральные установки личности исследовались многими великими философами. Например, немецкий мыслитель И. Кант. так сформулировал категорический императив морали: не делай другому того, чего себе не желаешь, т.е. он утверждает личную ответственность за совершенные деяния.
Также духовный мир личности включает в себя ценности и идеалы. Идеал – это совершенство, высшая цель стремления человека, представление о высших моральных требованиях. Ценности – это то, что наиболее дорого и свято человеку. На основе этих ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты и появляются цели деятельности. Я считаю, что к числу самых важных ценностных ориентиров можно отнести патриотизм. Этим понятием обозначаются отношения человека к своему государству и народу и любовь к своему Отечеству.
В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента его рождения. Так некоторые французские философы полагали, что человек по своей природе добр и искренен. А представители восточной философии считали наоборот, что человек по своей природе является носителем зла. Однако, со временем философы все-таки пришли к единому мнению, что моральные начала не заложены в человека с рождения, а формируются в семье, на том примере, который находится у них перед глазами, в процессе общения с другими людьми, в процессе воспитания и обучения, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание представляет собой самоконтроль, высокие требования к самому себе и во всех видах деятельности.
Тема: Человек как духовное существо
Выполнила
Якунина Е.Н. учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 1р. П. Пачелма
Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.
Задачи:
- выработка понимания понятия “духовность”;
- формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
- воспитание нравственно-духовных ценностей.
Что же такое духовный мир человека?
- В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
- Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
- Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
Что такое мораль? Кто же устанавливает моральные нормы?
- Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
- Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .
- Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .
- Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .
- Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .
- Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .
- Выполняйте свои обещания (17:34) .
- Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .
- Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .
- Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .
- Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .
- Не ходи по земле горделиво (Коран, 17:37) .
- Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины (Коран, 17:26, 27) .
«Золотое правило» нравственности
- Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям. Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему
- Самое верное средство остаться бедным - быть честным человеком.
Наполеон Бонапарт
- Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.
Жермена де Сталь
- Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.
Федор Михайлович Достоевский
- Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".
Лев Николаевич Толстой
- 1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание
- 2. Сформулируй проблему
- 3. Раскрой отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения)
- 4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)
- 5. Сделай выводы
Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов
Идеал
Ценности
Совесть
Патриотизм
Гражданственность
ОТВЕТ
безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.
Идеал
совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке
Ценности
то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.
Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.
Совесть
способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
Патриотизм
ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ
Гражданственность
социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей
Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Обыденное (житейское)
Религиозное
Научное
ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
Язы к
Культура
История народа
ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
- Во-первых, дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
- Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
- В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки
Виды мировоззрения
Достоинства
Обыденное мировоззрение
Недостатки
опирается на непосредственный жизненный опыт человека
Религиозное мировоззрение
тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры
Научное мировоззрение
проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.
прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей
человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места
- Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
Закрепление (тест)
- 1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) духовная
2) экономическая
3) политическая
4) социальная
- 2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят
1) возрастные особенности
2) расовые отличия
3) проявления наследственности и изменчивости
4) духовные идеалы и ценности
Подумайте
- 3. Вставьте пропущенное в схеме слово:
Вторичные (приобретенные потребности)
социальные
престижные
Не спешите!
- 4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека
- материально-производственная деятельность
- познавательная деятельность
- социально-преобразовательная деятельность
- прогностическая деятельность
- ценностно-ориентировочная деятельность
- 5. К духовным ценностям относится:
1) микроскоп
2) компьютер
3) научное открытие
4) телевидение
Соотнесите правильно
- 6.Мировоззрение формируется под влиянием:
A. Личного опыта.
Б. Окружающей культурной среды.
1) верно А и Г
2) верно А В Г
B. Образования и воспитания.
Г. Психологических особенностей личности.
3) верно В и Г
4) верно А Б В Г
Выбери правильно
- 7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью
2) убеждением
3) талантом
4) этикетом
- 8. Фундаментом духовной жизни общества является:
1) познание
2) искусство
4) культура
- Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.
- Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество. (Л.Н. Толстой)
Домашнее задание
- 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.
- 2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»