Архитектор спроектировавший и построивший несвижский фарный костел. Фарный костел в несвиже



Несвиж - город-легенда, город-сказка, город-сон. Таких городов немного, и все они знаковые в белорусской истории - Полоцк (столица Полоцкого княжества - первого государственного образования на территории Беларуси), Новогрудок (первая столица Великого Княжества Литовского), Краков, Гродно, Вильня, Прага...

Даже время появления Несвижа окутано тайной. Долгое время было принято считать, что город основан в 1223 году - эту дату вы увидите и сегодня на въезде в город. Согласно летописному упоминанию, 31 мая 1223 на реке Калке в Украине произошла битва русских и половецких войск с татаро- монголами, когда и погиб «князь Юрий Несвежский». Историки ошибочно решили, что раз Несвежский - значит, из Несвижа. Позже выяснилось, что тот «Юрий Несвежский» был, вероятно, из украинского города Несвич, что сходно по звучанию.

Другая, более правдоподобная дата основания Несвижа − 1446 год, когда Несвиж упоминается в летописи в связи с тем, что Великий князь Казимир Ягеллончик передал его Миколаю Яну Немировичу. Однако понятно, что для несвижанина трудно свыкнуться с мыслью, что город моложе на два столетия. Так и приветствует число «1223» горожан и гостей. Однако же от такого «помолодения» этот славный город не становится менее интересным или привлекательным для исследователей, туристов и любителей старины.

Сначала город принадлежал Немировичам, потом Кишкам, с 1513-го - неизменно Радзивиллам. Значение Несвижа особенно возрастает в 1586 году, когда появляется Несвижская ординация Радзивиллов - неделимое владение, которое передавалось только от отца к старшему сыну.

Поэтому услышав название Несвиж, любой образованный человек тут же откликнется: «Радзивиллы!» И не ошибется.

Радзивиллы







Сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла-годарить Радзивиллов. Этот ве-ликий род, согласно легенде, ведет свое начало от мифическо-го пращура Лиздзейки, который советовал (белор. «радзіу») ве-ликому князю Гедымину зало-жить столицу (Вильню) на том месте, где князю приснился ве-щий сон о рычащем волке. В благодарность за ценные советы Гедымин приказал отмерить Лиздзейкестолько земли, пока будет слышен звук охотничьей трубы, - так Радзивиллы обрели

герб «Трубы» (1413 год). Легенду о Лиздзейке даже описал в «Пане Тадеуше» великий Адам Мицкевич.

Согласно более правдоподобной версии, начиналось все с Виленского каштеляна Кристина Осцика (около 1363 - около 1443), назвавшего сына Радзивиллом. Позже имя стало фамилией. Фамилией, которая будет гром-ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века.

Этот славный княжеский род получил город во владение в 1533 году, когда Ян Радзивилл Бородатый женился на Анне из рода Кишек. Ян Радзи-вилл был храбрым рыцарем, доверенным лицом короля Жигимонта I Старого. Сын Яна Радзивилла Миколай Радзивилл Черный стал канцле-ром ВКЛ и виленским воеводой. Его двоюродная сестра Барбара Радзивилл вышла замуж за польского короля и великого князя Жигимонта II Августа. Таким образом владелец Несвижа, по сути, породнился с самими Ягеллонами...

Наибольший расцвет Несвижа произошел во времена князя Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки, сына Миколая Черного.

Город получил Магдебургское право (право на самоуправление) - Сиротка сам составил соответствующий привилей и на Гродненском сейме 24 июня 1586 года подписал его у короля Стефана Батория. Благодаря Маг- дебургскому праву город получил ратушу, к которой мы еще вернемся. Сегодня это, кстати, старейшая ратуша в Беларуси.

Вслед за ратушей идет строительство величественного костела, мо-настыря, активно строится замок, в городе появляются другие каменные сооружения: из деревянного Несвижа Сиротка сделал каменный.

Мудрость Сиротки заключалась в том, что он не копил деньги ради денег, а инвестировал в себя, в честь и, говоря современным языком, бренд своего рода. Именно он зало-жил фундамент славы и достоинства семьи, имя которой звучит на просторах Европы вот уже шесть столетий.

Однако не Сироткой единым славится этот великий род: с 1466 года и до наших дней эта семья дала Великому Кня-жеству Литовскому и Речи Посполитой более 40 сенаторов, а также канцлеров, маршалков, гетманов, воевод, епископов...

Добрую память оставили после себя все без исключения правители Несвижа, но наиболее (после Сиротки) - Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» и его жена Францишка Уршуля из дома Вишневецких. Рыбонька практически завер-шил постройку замка (которую окончил его сын Пане Коханку), финансировал росписи костела. Францишка Уршуля основала в Несвиже театр, написала для него 16 пьес и 14 эскизов сценографии этих постановок...

Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе. И этот девиз никогда не подвел.

Костел Божьего Тела (1589-1593 гг.)

Костёл, колокольня и ратуша

Костёл

Костёл и часовня св. Роха

Св. Екатерина Александрийская

Костел Божьего Тела является одинаково большой святыней и для семьи Радзивиллов , и для всех народов бывшего ВКЛ, и для каж-дого верующего человека.

19 августа 1584 года Сиротка подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приход-ская святыня, строительство кото-рой началось еще в 1583 году на мес-те деревянного храма, была пере-дана иезуитам. Было решено пере-строить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Бо-жьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.

С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная по-стройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего сущест-вования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семей-ная усыпальница , где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж-ского костела стала третьей семей-ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран-ции (аббатство Сен-Дени) и Габс-бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по-лучил лично у Папы Римского, по-скольку в то время считалось не-приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако-панными в землю, а на поверх-ности.

Говоря об архитектурном ас-пекте, нельзя обойти феноменаль-ную личность архитектора Джован-ни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка от-правился в паломничество в Еги-пет, Святую Землю и Италию. Уви-дев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не ху-же. Для этого в Риме Сиротка при-глашает приехать в Несвиж моло-дого архитектора-иезуита Бернар-дони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сирот-кой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Дли-тельное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследователь-ница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку... посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, три-виально говоря, одна и та же исто-рия. Отцы-иезуиты в один голос го-ворили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернар-дони оставил в память о себе не-сколько прекрасных костелов. По-следнюю - перед Несвижем - оста-новку Джованни сделал уже в Грод-но, на территории Беларуси. Ко-роль Стефан Баторий также угово-рил архитектора «построить кос-тел» - который известен нам как ка-менная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).

Впрочем, когда Джованни Ма-рия Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!

Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвы-шенный каменный храм, прототи-пом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 го-дах, она задала мотив для последу-ющих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он по-строил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для на-ших земель в то время. Перед косте-лом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся са-ма по себе прекрасным памятни-ком архитектуры.

Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероят-но, построил храмы в Вильне, Но-вом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами... Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отпра-вился в Краков, где построил... точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен вели-кий теолог Петр Скарга, отличает-ся от Несвижского разве что деко-ром... Тамже, в Кракове, Бернардо-ни умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики... Интересный и малоиз-вестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернар-дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио...

Интерьер костёла

Пресвитерий

Фреска

Фреска в нутри купола

Фреска в нутри купола

Фреска

Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой сто-роны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и чер-ного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.

В середине XVII века, во время польско-шведской войны, инте-рьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только камен-ные алтари и надгробья. Всю вто-рую половину XVII века храм про-стоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масш-табные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем косте-ла значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были соз-даны фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гра-вюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.

Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько воз-вышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же мо-литься. Внутреннее убранство хра-ма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается не-изменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.

Восхищение вызывают колон-ны и арки под самым куполом хра-ма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадыва-ешься, что они всего лишь нарисо-ваны на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это вы-полнено!.. В главном алтаре поме-щена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолеп-ный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-при-ложения. Кстати, создан этот об-раз, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксавери-ем - придворными художниками Радзивиллов.

В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игна-тий» и «Святой Франциск Ксаве-рий». Краски всех фресок обнов-лялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда рабо-ты по отделке храма были законче-ны, его уже называли «чудом све-та» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».

Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был челове-ком не только гуманистических взглядов, но и человеком совре-менным, логичным было появле-ние после его смерти барельефа фундатору непосредственно в са-мом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и пото-му не были широко распростра-нены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во вре-мя молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Зем-лю. За спиной Сиротки - изобра-жение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь...» (Кста-ти, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».

В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество ко-торого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная дос-ка Эдварду Войниловичу, боль-шому другу Радзивиллов, основа-телю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), кото-рый служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во вре-мя войны и от разрушения в совет-ское время.

Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела мож-но смело назвать одним из выда-ющихся музеев художественной европейской традиции своего вре-мени.

Усыпальница Радзивиллов (1616)

В нутри усыпальницы

Саркофаги

Усыпальница

Усыпальница

Фарный костёл в Несвиже построен в 1587-1593 г.г., что делает его одним из первых зданий в стиле барокко. Как минимум, а территории Речи Посполитой. Храм представляет их себя трехнефную купольную базилику с одной апсидой. Архитектор - Джованни Бернардони.

Памятная плита в честь четырёхсотлетия существования храма.

Заказал строительство Николай Христофор Радзивилл "Сиротка". Его отец Николай Радзивилл "Чёрный" сделал Несвиж резиденцией семьи. Так что главный храм города строился, как фамильная усыпальница. И, одновременно, как символ возвращения в лоно католической церкви.

Тут хоронили членов семьи, начиная с самого «Сиротки» (в 1616 году), до тех пор, пока Радзивиллы жили в Несвиже (до 1939 года). В 1999 году традиция была возобновлена захоронением Антония Радзивилла, умершего в Лондоне. В настоящее время в склепе под костёлом 78 саркофагов. Сохранились не все – в 1953 году часть была вывезена для изучения процесса бальзамирования.

Естественно, тут не могло обойтись без возникновения легенд. Согласно одной из них в саркофаге, выделяющемся своей высотой, похоронена не дождавшаяся своего возлюбленного и замёрзшая на морозе девушка. Красивая легенда, но как обычно, ничего общего с реальностью не имеющая. При вскрытии саркофага там обнаружили пожилую женщину, похороненную во вполне обычной позе. Высота же саркофага объясняется вазой, установленной на крышке гроба.

Ещё одна печальная легенда рассказывает о матери, все дети которой умирали, кроме последней дочери. Которая дожила до шестнадцати лет и уже готовилась выйти замуж. И мать успокоилась, решив, что опасный рубеж уже пережит. Но однажды вошла в комнату и обнаружила дочь, которая сидела, опустив голову на руки. Подумала, что дочь спит, но та оказалась мертва. Мать обезумела от горя и по ночам, обратившись совой, прилетала в склеп и страшно кричала. Так, что случайные прохожие седели или теряли сознание. С реальностью этой легенды гораздо хуже, так как детских гробов в склепе не мало.

Но вернёмся к храму. Следующая фотография сделана в 2007 году и привожу я её для того, чтобы показать, как изменились за это время ворота.

Это не барочное сооружение попало в комплекс костёла достаточно случайно. Это замковая башня XVI века. Раньше к ней примыкала брама.

Храм в лесах – с июня 2011 здание реставрируется. При этом костёл не закрыт – в нём идут службы и бракосочетания. Да и экскурсии допускаются. Правда, с ограничениями. Но не из-за реставрации, а чтобы не мешали службам.

Снимать внутри запретили. Как-то отвык я от этого в католических храмах. Расписан храм 1752-1754 гг. художником Хески. Им же написана и "Тайная вечеря" для главного алтаря (хотя некоторое время предполагали, что это Рембрант).

Здание церкви не очень внушительно, но красиво. Тогдашний правитель Несвижа, князь Миколай «Сиротка» Радзивилл, путешествуя по Европе, был впечатлен церквями Святой земли и Рима и пожелал увидеть в своей вотчине нечто подобное. По типу выстроенный костёл представлял собой базилику с тремя нефами, и его белоснежный фасад несомненно ассоциируется с итальянскими образцами религиозной архитектуры. Фасад весьма украшают искривленный силуэт верхнего яруса и две ниши со скульптурами.


Заслуживает особенного внимания интерьер костела, который украшают многочисленные фрески. Благодаря им слава костела распространилась далеко по Европе.

Эти росписи создавались в середине 18 века, когда костел реставрировали, и считается, что их авторы многое переняли у Рубенса в своей работе. Особенно любопытны изображения колонн под куполом: перспектива в росписях выверена очень тщательно и создает полное впечатление того, что колонны настоящие.

При последней реставрации 1902 г. росписи подновили, и сегодня ими можно любоваться во всей красе. Наиболее интересна «Тайная вечеря» кисти К. Гесского; также интересны иконы боковых алтарей, изображающие святого Игнатия и святого Франциска Ксаверия.


Усыпальница магнатов Радзивиллов находится под Фарным костёлом. В костёле вход в крипту найти сложно. У левой костельной стены стоит небольшая каменная тумбочка, в котрой сбоку маленькая дверца. На всякого, кто спускается в это молчаливое царство, смотрит череп на фоне перекрещенных лопаты и косы.
Само помещение крипты находится фактически выше уровня земли – на то, чтобы основать ее, Николай Криштоф Радзивилл по прозвищу Сиротка ездил получать разрешение у папы Римского. По христианскому обычаю тело должно быть предано земле, а в крипте тела остаются как бы непогребёнными. Учитывая заслуги Сиротки (он много лет путешествовал по святым землям Сирии, Египта и Палестины и был одним из первых рыцарей Гроба Господня), папа дал Радзивиллу привилей на основание усыпальницы.
К слову, это была третья гробница в Европе после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.
Несмотря на то, что в крипте есть окна и она расположена фактически над землей, туда никогда не заглядывает солнце. Говорят, это сделано проектировщиками специально, ведь в солнечных лучах можно увидеть души умерших. Хотя, скорее всего, причина вечного сумрака в слишком толстых костельных стенах.
Сиротка привез из Египта секрет бальзамирования, и все тела, что были погребены до 19 века, сохранились на удивление хорошо. Потом секрет, передававшийся по наследству, был утерян, и бальзамирование не проводили. Тела знатных усопших запаивали в цинковые или свинцовые гробы, и когда внутреннее давление достигало критической точки, процессы разложения останавливались. Правда, такие захоронения даже исследователи не эксгумировали – достаточно хотябы небольшой дырочки, чтобы тело истлело за несколько часов.
Исследования в крипте Радзивиллов проводились дважды. Первый раз в 1905 году – тогда была составлена опись и все гробы опечатали, а второй – сразу после смерти Сталина в 1953 году. По всей видимости, чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, интенсивно искали новые способы бальзамирования, пытаясь разгадать секреты Радзивиллов. Исследования проводила группа профессора Червякова. Открыли секреты или нет – история умалчивает, но известно, какое сильное впечатление произвели на исследователей великолепно сохранившиеся тела Радзивиллов, захороненные еще три века назад.
Основатель крипты и первый в ней погребенный Радзивилл – Сиртка установил два правила, которые никто не должен был нарушать. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (хотя сам же его и нарушил – у его ног саркофаг преданного слуги). Второе: все Радзивиллы погребаются в простой одежде, без украшений. Возможно, благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней и не была разграблена. Легенда гласит, что сам Радзивилл-Сиротка погребен в плаще пилигрима.
Большинство саркофагов крипты выглядит весьма аскетично: черные деревянные больших размеров гробы, лишь изредка встречаются саркофаги нв лапах грифона. Внутри каждого – деревянный или железный гроб. О том, что здесь похоронены аристократы, напоминают разве что таблички с родословными и эпитафиями и редкие кованные железные венки.
Крипта – одна из главных хранительниц несвижских легенд. Поскольку люди здесь погребались на протяжении четырех веков, среди захоронений есть немало очень странных. У каждого из них - своя незамысловатая легенда. Чаще всего их сочиняли простые люди, чтобы как-то объяснить себе и другим чудачества магнатов. Так, самый легендарный – горбатый саркофаг. Обычный гроб с огромным, в полметра, деревянным горбом на крышке. Рассказывают, что здесь похоронена юная княжна, которая замерзла в парке, ожидая возлюбленного. Ее не смогли положить в гроб, поэтому похоронили сидя. Эта прекрасная легенда была опровергнута исследователями 1953 года. В необычном саркофаге оказалась 74-летняя княгиня, на гробе – эпитафии от детей и внуков, а необычную форму саркофага создает прикрепленная к крышке гроба ваза.
Есть еще одно достаточно странное захоронение. Подальше от основных саркофагов в углу стоит нечто, напоминающее бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что сложили всё, что от него осталось, в такой вот необычный гроб и поставили в родовую усыпальницу… В 1953 году исследователи открыли крышку бочки и увидели там в растворе человеческие сердце, легкие, печень и почки. Дело в том, что с 19 века начали делать бальзамирование со вскрытием. И когда умерла жена одного из князей Радзивиллов, он запретил, чтобы сердце, которое его когда-то любило, просто выбросили. Поэтому и приказал положить внутренние органы покойной супруги в специальный раствор и поставить в усыпальнице. А на ее гробе выковать эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».
Но самая большая достопримечательность крипты – саркофаг легендарного Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу «Пане Коханку». Это совершенно обычный деревянный гроб с полуистлевшей табличкой, может даже скромнее, чем некоторые другие. Но он свидетельствует о том, что этот человек, о котором ходит столько легенд, действительно существовал. Его называли несвижским бароном Мюнхгаузеном и Казановой. Каких только преданий не донесла молва: и что возлюбленной у него была русалка, и что в Налибокской пуще он поймал черта, любил кататься на повозке, запряженной четверкой медведей. Однажды летом «Пане Коханку» устраивал бал для гостей со всей Европы. А поскольку весил он 10 пудов (160 кг), то на балу разомлел, вышел на балкон и пообещал устроить завтра в Несвиже зиму. Гости тогда решили, что князь хлебнул лишку. Наутро же вокруг замка действительно лежал снег… Хотя, конечно, это был не настоящий снег, а всего лишь соль. Жутко дорогая в те времена, она ценилась на вес золота. Солью был засыпан не только весь парк вокруг дворца, но и дорога, ведущая от замка к костелу (примерно 400 м). В тот день все гости катались на санях. А соли потом хватило Несвижу едва ли не на столетие.
Известно немало легенд о самой усыпальнице. Еще в польской монографии 1937 года «Несвиж» говорится о том, что в крипте стояло 102 саркофага. Сейчас же здесь осталось 72. Куда исчезли недостающие 30 ? На этот счет есть разные версии. Говорят, во время войны часть саркофагов была утрачена – вывезена или разграблена. А возможно, во время послевоенного ремонта крипта была несколько перестроена. В некоторых ее покоях пол отзывается слишком гулко. Такое ощущуние, что снизу есть еще один ярус захоронений. Да и настоятель костела во время и после войны (ксендз Колосовский) рассказывал о каких-то таинственных этажах и ответвлениях, в которых из-за отсутствия кислорода даже свеча не горит. Возможно, из-за этого их просто закрыли. Так или иначе, истинные масштабы крипты и количество погребенных в ней – одна из загадок, ответа на которую пока нет.
Как это печально: любое могущество, богатство и ум однажды уместятся под обычной деревянной доской. Радзивиллы состояли в браках практически со всеми королевскими династиями Европы. Четыре столетия жизни знатного беларуского магнатского рода уместились в небольшой мрачной комнате… Чувствуется в подобном захоронении непонятная сила. Кладбищенские аккуратные могилки не могут сравниться с грозными черными саркофагами. Самый крайний боковой отсек крипты – комната, в которую слабонервным лучше не заходить. Здесь покоится большая семья – 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут погребена несчастная мать Катажина (Екатерина) Радзивилл, схоронившая за жизнь 5 малолетних детей и 7 внуков (по другой версии во всех 12 гробах ее дети). Говорят, несчастная женщина всю жизнь проходила в трауре, без конца оплакивая собственных детей. Современная медицина дает этому вполне материальное объяснение – у аристократов были слишком распространены родственные связи, что и становилось причиной частой детской смертности. Говорят, проходящие возле костела в лунную ночь люди иногда слышат жуткий крик – то душа несчастной Катажины, обернувшись совой, плачет о невинных младенцах.
Самое первое захоронение под костёлом датировано 1616 годом, а последнее – 1936-м. После изгнания из Несвижа Радзивиллов крипта стала чем-то вроде памятника, заботливо оберегаемого служащими костела. Единственное вторжение сюда – комиссия 1953 года. Все настоятели Фарного костёла, сменившиеся за 60 лет, утверждают, что это место не для праздного созерцания и уж тем более не для экспериментов. Свято охраняли они родовую княжескую усыпальницу от стороннего глаза.
В 1936 году здесь был похоронен последний ординат Несвижа – Антоний Альбрехт Радзивилл. Отпевали его месяц – ровно столько длился траур между датой смерти и погребения. Будто чувствовали, что последний. Впрочем, времена меняются. Скрипта снова стала действующей. 8 июня 2000 года здесь был погребен еще один потомок великого рода. Умерший в 1999 году в Англии Антоний Радзивилл завещал похоронить свой прах в усыпальниуе предков. И правительство нашей страны дало на это разрешение, что, вероятно, было немыслимо еще лет десять назад. Так что история старейшей в Европе родовой усыпальницы продолжается…

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования.

В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?

Пане Каханку моль оставила без штанов

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Первым комиссия из Москвы открыла самый древний гроб - Николая Кшиштофа Радзивилла Сиротки. Ученые ожидали увидеть мумию в плаще пилигрима - так завещал сам князь. Вместо этого открылась иная картина: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинной вязки. Под головой лежала холстинная подушечка, набитая неистлевшим сеном, а под ней… скомканный медицинский халат и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой значилась парижская фабричная марка.

Все эти предметы относились явно к 1905 году. Комиссия переодела Сиротку!.. Советские ученые задались вопросом зачем.

Ответ был найден быстро. На дне гроба лежало много сухой моли и мелкие черные шерстинки. Знаменитый плащ пилигрима уничтожила моль!.. Не пощадила она и мумию: по свидетельству ученых, от нее остался скелет с остатками высохших тканей.

Рецепт Радзивиллов не был уникальным

Вскрытие нескольких других гробов позволило достаточно точно установить способ, которым радзивилловские врачи бальзамировали умерших хозяев. В то время по христианским канонам вскрытие покойника было строго запрещено. Поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не производя вскрытие, не удаляя внутренние органы.

При этом мази наносились только на переднюю поверхность. Ткани высыхали, и верх тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть высыхала и распадалась.

Так отыскала ли комиссия то, что хотела - секрет бальзамирования белорусских магнатов?.. Ответить сложно. Выводы показали, что никакого особенного секрета и не было - врачи просто опирались на знания и опыт, доступные в те времена.

Герметичные саркофаги вскрывать не решились

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника - без особенной обработки - просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Где Радзивиллы взяли рецепт мумификации?

Самая вероятная версия - в Египте. В 1583 году Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка совершил путешествие в Италию, Иерусалим и Египет.

В своей знаменитой книге «Перегринации» Сиротка довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что “розныя зеллі і масці так спеклі целы, што тыя ажно свецяцца, як смала зацвярдзеўшы…косці тых целаў цэлыя і надта белыя, бо тыя масці пахучыя і ад счарнення іх бароняць…” «…намазаныя тры тысячы гадоў цэлыя ляжаць».

Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком было нельзя: считалось, что мумия на корабле может принести этому судну гибель. Поэтому каждое тело поделили на три части, каждую из которых упаковали в отдельный ящик.

Уже когда мумии были погружены на корабль и судно ждало попутного ветра, поднялась страшная буря. Моряки стали паниковать: мол, все погибнем. Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказывает выбросить все ящики в море.

Сиротка не довез до Несвижа мумии, но привез саму идею бальзамирования.

Разрешение на создание усыпальницы давал лично Папа Римский

Несвижский костел Божиего Тела в этом году будет отмечать 415-летие. Строил костел гениальный итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

Чтобы основать усыпальницу, Сиротка ездил просить разрешения у Папы Римского. Папа благословение дал. Таким образом, в Несвиже возникла третья в Европе семейная гробница после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.

Основывая семейную усыпальницу, Сиротка установил два правила. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (надо сказать, что Сиротка сам же и нарушил его - к его ногам позднее лег верный слуга). Второе: все умершие погребаются в простой одежде, без украшений. Благодаря этому мудрому закону, про который знали все, на протяжении веков усыпальница не подверглась разграблению - вскрывать гробы ради мумий искателям кладов не было резона.

Первым Радзивиллом, погребенным в крипте, стал сам Сиротка; произошло это 28 февраля 1616 года.

Усыпальницу спасали Кеннеди и Муссолини

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода , 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать - пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Легенды о крипте

Пожалуй, самый легендарный гроб в усыпальнице - горбатый (крышка с «горбом»). По легенде, здесь похоронена юная княжна, которая замерзла, ожидая в парке своего возлюбленного. Ее окоченевшее тело не смогли положить в гроб.

Вскрытие показало, что в гробу еще один, где покоилась 74-летняя княгиня Карницкая-Радзивилл. А на крышке была приделана изящная ваза - для этого внешний гроб и пришлось изготовить с «горбом».

Кстати, именно из-за этой вазы тело покойной не сохранилось: нарушилась герметичность гроба, и покойница просто «рассыпалась».

Возле одного из саркофагов стоит железный бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что все, что от него осталось, сложили в такую емкость.

Но и эта легенда тоже была развенчана. В бочонке, в специальном растворе, оказались сердце, легкие, печень и почки. В 19 веке уже делали вскрытие. Один из Радзивиллов запретил удалять внутренние органы своей жены: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили». На гробу любимой он выковал эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах - дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики - это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой - в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Мумии Радзивилов - не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…