Смотреть что такое "Бытие " в других словарях. Смотреть что такое "Бытие " в других словарях Глава 26 и 90 из библии

26:1-3 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

И для Исаака, как прежде для отца его - периодически наступали трудности и жизнь сахарной не была. Сильный голод в земле, где он жиз с семьёй, вынудил Исаака идти к царю Филистимскому, как видно, за помощью или за советом. Судя по тому, что Бог остановил помышления Исаака идти в Египет за спасением – Исаак собрался в Египет, но Бог остановил его, сказав, чтобы он оставался в этой земле, измученной голодом и ни о чём не беспокоился: Бог берёт его под свою опеку.
Заметим, что такое благоволение к Исааку вызвано не заслугами Исаака или его семьи, а исключительно благодаря клятве Бога, данной Аврааму для потомства его через Исаака.

26:4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
Суть клятвы о благословении Авраама сводилась к тому, чтобы:
1) через некое семя (потомка) Авраама, которым впоследствии оказался Христос –Гал.3:16, Бог имел возможность благословить все народы земли; 2) дать землю странствования Авраама, в которой «течёт молоко и мёд» – в вечное наследие многочисленным плотским потомкам Авраама по линии Исаака (Измаил, старший сын Авраама от рабыни, был отстранён Богом от участия в завете с Авраамом).

После смерти Авраама эти благословения перешли к Исааку.

26:5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
Почему Авраам удостоился такой чести - стать прародителем народа, который Бог изберёт в будущем для Своего удела, решив показать на нём преимущество жизни под руководством небесного Правителя – всем народам земли?

Не случайно выбор пал на Авраама: из всех живущих на земле в то время, когда Бог решил приступить к исполнению Своего намерения по приводу на землю семени, которому надлежало разоблачить и победить дьявола (Быт.3:15) - на земле не оказалось более никого, кто был бы так предан Иегове и во всём послушен Ему. Даже в том, в чём человеку смертному, казалось бы, невозможно послушаться Бога: требование принести в жертву своего сына - Авраам принял так же безропотно и с величайшей покорностью раба Божьего.

Если бы, к примеру, Авраам был из рода англичан или японцев, или - темнокожий африканец, то народом Божьим стали бы не евреи, а англичане или японцы, или темнокожие.
Но поскольку Авраам был евреем, то и народом Божьим оказались евреи по линии Исаака Иакова (Израиля в будущем)

26:6,7 Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

Исаак доверился Богу и повиновался Его желанию, оставаясь жить в голодном крае. И повторилась история отца с Исааком: заинтересовались Ревекой, женой его в Герраре, ему пришлось сказать, что она всего лишь его сестра.

Здесь становится известной причина такого странного поведения: дикие нравы народа, среди которого ему довелось жить, не считались с мужем если им понравится его жена. Жён там отбирали без проблем, но при этом ещё и мужа в живых не оставляли, а Исааку жизнь его была дорога, поэтому он решился на такой приём так же, как и его отец в былые времена (20:12) Собственно, Ревекка тоже была родственницей Исааку, (дочь племянника Авраама). Так что обмана по сути не было и в этом случае.
Что ещё можно отметить здесь? Хотя и сказано дальше, что миловидность обманчива, и красота суетна, и преимущество - у Богобоязненных жён (Пр.31:30), тем не менее, и Аврааму и Исааку Бог не дал некрасивых жён, каждая из них даже в зрелом возрасте была красавицей, радующей глаз мужьям.

Вывод: Богобоязненная жена - большое везение для мужей в веке этом, но если она к тому же и красивая - везение двойное. Хотя и трудностей больше: была бы Ревекка некрасивой и блёклой, никто бы на неё не позарился в Герраре и Исааку бы ничего не угрожало: не пришлось бы выкручиваться.

26:8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
Однако, тайное всегда рано или поздно становится явным: от Авимелеха-царя, наблюдающего из своего окна за этой парочкой, заметил, что Исаак обращается с Ревекой не как с сестрой, а как с женой. Знаток по этой части он мгновенно «раскусил» их хитрость и вызвал Исаака на серьёзный разговор.

26:9-11 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.
10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.
11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

Как бы там ни было, но даже в этой развращённой земле понимали, что нехорошо спать с чужой женой (собственно, потому мужей и убивали, чтобы сделать жену свободной). С Ревекой чуть было не приключилась беда, кто-то из аборигенов пожелал её, но, к счастью, не успел осуществить своё желание. И Авимелех был рад этому, понимая, что Исаак - Божий человек и так согрешить против него означало бы иметь плохой конец для себя и всей страны.
Поэтому царь даёт указание по всей земле, чтобы под страхом смерти никто не смел и пальцем прикоснуться к этой семье чужеземцев.

Авимелех надеялся на то, что желание жить - у нормальных мужчин его страны гораздо больше желания обладать Ревекой, стало быть, этим указом он обеспечил безопасность Исааку и его жене, ну и себе заодно.

26:12-14 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

С тех пор Исаак в этой земле стал процветать и сильно разбогател. Так сильно, что все жители той земли стали ему завидовать. Такая реакция - очень даже естественна в человеческом обществе, поэтому лучше не выходить за рамки среднестатистического жителя страны, в которой выпадает жить.
Однако Исаак богател под присмотром Иеговы, чтобы мог убедиться в правдивости Божьего обещания взять всю семью его под свою опеку, и чтобы соседи не забывали о том, под чьим покровительством живёт Исаак в их земле.

26:15,16 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.
16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

Не имея возможности навредить Исааку по-крупному под страхом смерти, филистимляне напакостили ему не очень крупно: взяли и завалили все колодцы, принадлежащие ещё Аврааму, оставив всех без воды. Судя по тому, что после этого царь попросил Исаака покинуть его территорию – не без ведома царя было сделано это дело.

И, собственно, поведение и опасения Авимелеха можно понять: Исаак сделался сильнее и богаче его, что же это за царь, если чужеземцы - величественнее его? Не отберут ли они и землю царя, если величием его завладели?

26:17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.
Примечательно, как ведёт себя Исаак: он не стал противиться Авимелеху, хотя вполне мог бы сказать о том, что Сам Бог у него в покровителях и пригрозить тем, что Авимелех может за такое самоуправство сильно пострадать: шутка ли, оставить без воды столько людей?

Мог бы также обратиться к Богу за помощью, например. Но нет. Исаак уступает просьбе царя и соглашается без проблем покинуть его территорию (до этого он жил недалеко от царского дворца).
В общем, Исаак, кроме того, что был благоразумен в этой ситуации - продемонстрировал ещё и своё отношение к людям: «есть чем платить, но он не хотел победы любой ценой». По-доброму Исаак относился к жителям этой страны, в которой и его хорошо принимали до сих пор. А желание отослать его подальше - вполне было объяснимо.

Итак, Исаак не стал бороться за своё место под солнцем Авимелеха, смиренно послушав чужого царя. Смирение - ценное качество для Божьего служителя.

26:18-22 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.
19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.
20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
История, рассказывающая о благоразумном подходе Исаака к поиску места жительства для себя и своей семьи: места, в которых возникали распри и споры по поводу пользования колодцами - Исаак оставлял и снова уступал спорщикам, хотя выкопать колодец - дело нелёгкое и требует многих усилий.
Никакие физические усилия не были дороги Исааку так, как был дорог мир для жизни своей семьи. Ради сохранения мира Исаак готов был идти на большие жертвы и в конце концов он нашёл место, о котором никто не спорил с ним. Там и остался.
Интересно, что Исаак, найдя спокойное место для жительства, сказал, что это Бог дал, а не он нашёл. Понятно, почему: Бог не мог бы одобрить место жительства Исаака, в котором ежедневно бы возникали распри и всё худое из-за них. Иегова - миролюбивый Бог, поэтому и Его служители - миролюбивы по своей внутренней сущности, но цену за мир готовы платить себе в ущерб: уходят сами с «поля боя», а не выталкивают силой своих противников.
Божьему служителю есть чему поучиться у Исаака в желании найти себе в веке этом место под солнцем.

26:23-25 Оттуда перешел он в Вирсавию.
24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего.
25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.

Вирсавия - место, где был заключён мирный договор Авраама с филистимлянами (21:32). Там Исааку явился Бог с откровением о том, что не покидает Исаака и верен обещанию Авраама, раба своего по части благословения для потомков его через Исаака.
Откровение Господа побудило Исаака устроить жертвенник и принести жертву благодарности за милость Иеговы.
Собственно, так же когда-то поступил и его отец, воздвигнув жертвенник в ответ на откровение Бога (12:7) Образное Святилище Авраама теперь перешло к Исааку в Вирсавии (21:32,33).

26:26,27 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.
27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?

Со временем к нему пришли те, кто прогнали его – царь Авимелех с другом и военачальником и, естественно, Исаак удивился их приходу, однако, приход этих больших персон не был случайным: Однако с тех пор, как он покинул их территорию - он перестал им угрожать, а в качестве союзника сильный и богатый Исаак очень даже мог бы им пригодиться.

26:28,29 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.

Царь ясно увидел, что это не Исаак такой удачливый и разумный, но что Бог благословляет его, если в долине безводной и засушливой, куда он ушёл от них, Исаак не понёс ущерба.
Иметь в союзниках Божьего служителя - очень выгодно, ибо в какой-то мере - гарантия защите от зла с его хотя бы стороны. А если зло с другой стороны придёт, то Божий служитель, будучи союзником, может и помощь оказать с благословения Бога.
В общем, заключили все они союз мира, но тем дело не закончилось

26:30,31 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.

В честь заключения союза устроил Исаак пир для гостей своих и поклялись они друг другу в том, что не станут причинять зла друг другу.
Даже с иноверцами мир и дружеские отношения поддерживать не помешает никому.

26:32,33 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.

Сообщение о том, что рабы Исааковы нашли воду в той местности, где им пришлось жить. Можно себе представить, насколько нелёгкой была жизнь у Исаака и его семьи, ибо не Бог выкапывал им колодцы и обустраивал их жизнь, а они сами своими трудами.

26:34,35 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Сообщение о женитьбе Исава, продавшего первородство Иакову, на дочерях хеттейских.
Собственно, этот поступок также говорит о том, что Исав не был обременён любовью к духовному и к заветам Авраама, не желавшем дочерей Ханаана - потомкам своим в жёны. Пренебрежение духовными ценностями и сыграло свою роль в жизни Исава и показало всем, что Бог бы и не мог выбрать его - наследником обетования Авраама по той простой причине, что это часть жизни Исава совсем не интересовала.
Он стал мирским человеком с плотскими желаниями и миропониманием, тем самым сам себя сделав недостойным принятия эстафеты благословения Аврамова.

Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. 2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, 3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; 4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, 5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

6 Исаак поселился в Гераре. 7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом. 8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею. 9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее. 10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. 11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. 13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. 14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему. 15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею. 16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. 18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его. 19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой. 20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.

21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.

22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

23 Оттуда перешел он в Вирсавию. 24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего. 25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.

26 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. 27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? 28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, 29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом. 30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили. 31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром. 32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. 33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.

 1 Господь обновляет Исааку обетование, данное Аврааму. 6 Авимелех, Исаак и Ревекка. 12 Исаак, разбогатев, двинулся от Герара, вступил в союз с Авимелехом, поселился в Беэр – шиве. 34 Жены хеттеянки Исава.

1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошёл Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.

2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,

3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

4 умножу потомство твоё, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

6 Исаак поселился в Гераре.

7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: «это сестра моя»; потому что боялся сказать: «жена моя», чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.

9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: «она сестра моя»? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради её.

10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? Едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввёл бы нас в грех.

11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

12 И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.

13 И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.

14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.

16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.

18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.

19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.

20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарёк колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.

21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нём; и он нарёк ему имя: Ситна.

22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарёк ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

23 Оттуда перешёл он в Вирсавию.

24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твоё, ради Авраама, раба Моего.

25 И он устроил там жертвенник, и призвал имя Господа. И раскинул там шатёр свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.

26 Пришёл к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.

27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?

28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,

29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.

30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.

31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.

32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.

33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.

34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;

35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Бытие, Пятикнижие Моисея, 26 глава

Пребывание Исаака в Гераре и новое откровение Божие Исааку .

Глава 26 – единственная в книге Бытия глава, посвященная исключительно истории Исаака, тогда как со стиха 20 главы 25 (Быт. 25:20), равно и в главе 27, и до (Быт. 28:16), история Исаака соединяется с историей сынов его, а ранее того она входила в историю Авраама. Эта глава излагает внешние обстоятельства жизни Исаака, имевшие место спустя, не менее 75 лет после подобного же, по обстоятельствам дела, посещения Герара и Вирсавии Авраамом (Быт. 20-21). При очевидном сходстве двух библейских рассказов они представляют и немало различий, имеют явно неодинаковые сюжеты, так что ничто не оправдывает мнения некоторых библейских критиков (напр., Н. Gunkel, в Handkommentar z. Alt. Test. hrgs. ν. W. Nowack, Genesis, Gottingen 1901), будто в упомянутых эпизодах 26 гл. мы имеем лишь неудачные дублеты аналогичных рассказов глав 20 и 21.

Быт.26:1-2. Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар

Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,

– «отец мой царь» или «царь отец мой» – обычный титул царей филистимских, как «фараон» египетских: имя Авимелеха носят цари филистимские времен Авраама (Быт. 20-21), Исаака (Быт. 26) и Давида (Пс. 33:1, 2Цар. 11:21). Вероятно, Исаак имеет дело с преемником Авимелеха – современника Авраама: современный Аврааму Авимелех является с чертами большего благородства, чем современник Исаака. Возможно, впрочем, и то, что в обоих случаях действует одно и то же лицо (припомним долголетие того времени). Последнее можно предположить и о Фихоле, военачальнике Авимелеха, тоже выступающем и в истории Авраама, и в истории Исаака, хотя некоторые склонны видеть и в имени «Фихол» (с еврейского – «уста всех») нарицательное имя докладчика просьб или жалоб у филистимского царя. Герар, по Деличу, – теперь Кир-бет-Ель-Герар, в южной части Палестины. История Исаака по 26 гл. начинается тем же бедствием голода, каким посещен был Авраам в первое время по поселении его в Ханаане (Быт. 12:10). По примеру отца, Исаак имел двинуться в Египет. Но Бог каждого избранника Своего ведет сообразно его потребностям, а прежде всего – соответственно Своим премудрым планам. Посему Он и не дозволил Исааку путешествия в Египет, что разрешено было Аврааму.

«Владыка Бог, – говорит блаженный Феодорит (вопр. на Бытие, 78-й), – во всем дает видеть Свою премудрость и попечительность. Ибо и Аврааму дозволил идти в Египет не потому, что затруднялся пропитать его в Палестине, но чтобы египтянам показать добродетель сего мужа и побудить их к соревнованию добродетели патриарха. Исааку же повелел оставаться в Палестине и снабдил его обилием всего необходимого... Ибо при скудости и недостатке необходимых вещей, когда земля сделалась бесплодною, Исаак, посеяв, собрал обильный плод (Быт. 26:12)».

По мнению еврейских комментаторов, Исаак не мог оставлять святую землю, как освященный в жертвоприношении (L. Philippson, Dieisraelitische Bibel. Th. 1, 1859, s. 124). Может быть, имела здесь значение и непродолжительность голода.

Быт.26:3-5. странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною: заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

Для ободрения Исаака Господь повторяет ему обетования, данные Аврааму (ср. Быт. 12:7, 13:15, 15:7-18, 18:18), но частью с сокращением, частью с нарочитым указанием, что милости Божии даруются Исааку именно ради Авраама – его верности всему заповеданному Богом: повелениям (евр.: мицвот ), уставам хуккот ) и законам торот ). Последние термины носят специфический характер Моисеевой терминологии и чаще всего встречаются во Второзаконии. Различие между этими терминами, указываемое иуд. комментаторами (Раши, Абарбанель), очень неопределенно (см. Philippson, s. 125–126); во всяком случае по отношению к Аврааму они имеют совершенно общий смысл, без специального отношения к отдельным случаям его жизни (по Абарб:. мицва – обрезание Исаака и изгнание Измаила;: хукка – жертвоприношение Исаака;: тора – женитьба Исаака на родственнице); раздельным же указанием этих терминов «премудрость Божия, по словам св. И. Златоуста, возбуждает дух праведника (Исаака), ободряет его и направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу своему» (Творен. св. И. Злат. в русск. перев., Спб. 1898, т. IV, кн. 2-я, Бес. 41, с. 552).

Случай с Ревеккою.

Быт.26:7-11. Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня,: думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.

И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.

Но Авимелех сказал [ему]: что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.

И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

Слав:. «царь Герарский», по LXX (в некоторых, впрочем, списках LXX-ти) Φιλιστείμ (57, 130, 15, 72, 82, 135 у Гольмеса), русск:. «Филистимский», Евр: pelischtim, Vulg:. Palestinorum. Приключение это, вполне аналогичное с двукратным случаем с Авраамом и Саррой в Египте (Быт. 12:13-20) и в Гераре же (Быт. 20:2-18), отличается от последних по некоторым подробностям.

Малодушие Исаака является менее извинительным и благовидным, так как он, по-видимому, подвергался меньшей опасности, чем Авраам. Супружеские отношения Исаака к Ревекке обнаруживаются в данном случае для царя не через грозное божественное посещение (как при Аврааме), а случайно – через любовное обращение Исаака (таково значение «играния» его, ст. 8) с женой. Авимелех не берет Ревекки в свой дом, как то сделали с Саррою фараон и после царь филистимский, а лишь опасается за возможность преступления ашам ) (Быт. 26:10-11, ср. Быт. 20:9) в отношении к ней со стороны кого-либо из его народа (Куртц и Делич видят здесь указание на преклонный возраст Авимелеха). Во всяком случае грозное вразумление царя и народа при Аврааме жило в памяти жителей Герара.

Обогащение Исаака и удаление его из Герара по требованию Авимелеха .

Быт.26:12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.

Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев (Быт. 21:33), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту отрасль промышленности,по-видимому, в больших размерах (ср. сон Иосифа о снопах) (Быт. 37:7). Подобным образом поступают и нынешние бедуины Аравии, Сирии и Палестины. Начало регулярного земледелия у древних евреев относится ко времени жизни их в Египте. По сирийскому тексту (Пешито), LXX, славян, и русскому, Исаак сеял: ячмень . LXX и др. читали в еврейском тексте: seorim , ячмень («ἑκατοστεύουσαν κριθήν»); в масоретском текте: schearim, шеарим – мера неизвестной величины; Vulg:. centuplum. Следует, кажется, отдать предпочтение последнему чтению, т.е. видеть здесь мысль о хлебе вообще, а не о ячмене только, весьма низко ценившемся и в библейской древности (ср. Суд. 7:13; 3Цар. 4:28). Сторичный урожай, весьма редкий в Палестине и в древнее время (Мф. 13:8), и теперь (обычный урожай – сам 25–30), был даром особенного благоволения Божия Исааку за его послушание.

Быт.26:13. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.

Locupletatus est homo (Vulg.). M. Филарет: сделался: богатым .

Быт.26:14-16. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

Еврейск.: abbuddah rabbah, слав.: «земледелия многа», рус.: «множество пахотных полей». То же евр. выражение употреблено в (Иов. 1:3), где в рус.: «множество прислуги». Так, вероятно, и здесь, так как и контекст в обоих случаях одинаков.

И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.

И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

Богатство и сила Исаака возбуждают зависть филистимлян, которая обнаруживается сначала косвенно, хотя и весьма чувствительно для него, в засыпании его колодцев, без которых он со стадами уже не мог кочевать в окрестности Герара (засыпание колодцев на Востоке весьма большое преступление, выражающее и вызывающее сильную вражду; обычным было во время войны). Затем Авимелех прямо требует удаления Исаака из Герара, из опасности для себя со стороны сильного шейха. Несправедливое и немилосердное, хотя и естественное политически (ср. опасение фараона) (Исх. 1:8-10), требование это явилось как бы наказанием за ложь Исаака относительно Ревекки.

Борьба филистимлян с Исааком из-за колодцев.

Быт.26:17, 20-22. И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.

И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.

[Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он наре ему имя: Ситна.

И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

Кроткий Исаак уступает насилию и покидает резиденцию Авимелеха (ср. ст. 8) и поселяется в долине близ Герара. Но столкновения из-за воды продолжаются, и Исаак, по-прежнему уступая филистимлянам, увековечивает свое право на отбираемые ими колодцы и несправедливость их притязаний – в именах колодцев: «Есек» (спор, ссора), по LXX (читавшим escheq) «ἀδικία» слав. «обида», ст. 20, и «Ситна» (ожесточенная, сатанинская вражда), по LXX τἐχυρία, у Акилы: ἀντικειμένη, ст. 21. Но затем Бог дает кроткому Исааку свободу от врагов, и он называет колодезь «Реховоф» (пространные места), у LXX: Εὐρυχωρία. Во время этих споров Исаак, вероятно, не раз переменял место и стана своего (имеет, поэтому, значение добавление у LXX в ст. 21: «двинулся оттуда Исаак»). Намек на имена последних двух колодцев можно видеть в лежащих к северо-востоку от Газы колодцах Schutein и Ruhaibeh.

Пребывание Исаака в Вирсавии и союз с Авимелехом.

Быт.26:23-25. Оттуда перешел он в Вирсавию.

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего.

И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской].

Новое богоявление Исааку успокаивает его насчет опасности от филистимлян (ср. Быт. 15:1), подтверждая обетования, данные Аврааму, причем Бог впервые называется «Богом Авраама», конечно, «не в том смысле, как будто бы одним патриархом Он ограничивает владычество Свое, но чтобы показать великое Свое к нему благоволение» (св. И. Злат., с. 561). Построение (ст. 25) Исааком жертвенника прежде шатра своего есть дело его благочестия, и совершенно напрасно оно признается доказательством не подлинности отрывка (Gunkel, s. 276).

Быт.26:26. Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.

Eвр. Achusath merehu LXX передают: Οχοζαθ ὁ νυμφαγωγὸς αὐτοῦ, понимая первое слово как собств. имя лица (так русск., слав.; Vulg:. Ochosath amicus). Тарг. Онкелоса, арабскские переводчики и блаженный Иероним понимают первое слово в нариц. смысле: collegium amicorum. Но первое понимание, помимо его большей логической естественности, следует предпочесть и ввиду аналогии имени Ахузаф с Голиаф (1Цар. 17:4), Гениваф (3Цар. 11:20). Фихол упоминается и в истории Авраама (Быт 21:22-32), может быть – одно и то же лицо. При сходстве рассказа (Быт. 26:26-31) о союзе Исаака с Авимелехом и (Быт. 21:22-32), тем резче выступает и большая уступчивость и кротость Исаака сравнительно с Авраамом, и меньшее благородство Авимелеха, слова которого (Быт. 21:29) представляют явное искажение истины.

Быт.26:31. И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.

Исаак великодушно прощает бывших врагов, ставит с ними союз и устраивает пир.

Быт.26:32-33. В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.

И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня.

По удалении Авимелеха, Исаак находит проявление милости Божьей в нахождении пастухами его воды. Чтение LXX: οὐχ εὕρομεν (слав. «не обретохом воды») обязано ошибочному чтению евр. lo (ему) как l’о (не); некоторые кодексы LXX (у Гольмеса) опускают οὐχ. Контекст опровергает подлинность этой частицы: в след. стихе читаем, что Исаак дает имя этому колодцу «Шива», – что же за колодезь без воды?: Шива (ст. 33) собств. седьмерица, затем клятва, у LXX ὅρκος (слав.: «клятва»); Акила и Симмах читали евр. sabeah, насыщение, и передали: πλησμονη; подобно и в Vulg. – abundantia, и у блаженного Иеронима – saturitas. Но чтение и понимание LXX заслуживает предпочтения, так как здесь же (ст. 33) приводится название города Беершива (Вирсавия) от евр. schibea или schebuah, клятва, – как прямо изъяснено в (Быт. 21:31); упоминание о клятве для Исаака вполне естественно как по подражанию отцу (см. указ. м. и ср. ст. 18 данной гл.), так и по заключению союза с Авимелехом – (Быт. 26:26-31).

Женитьба Исава.

Быт.26:34-35. И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;

и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Говоря о женитьбе Исава (по примеру Исаака, 40 лет) (Быт. 25:20), одновременно на 2-х женах, дают видеть необузданную чувственность его и небрежение о чистоте своей крови – обе жены были хананеянки (имена их немало разнятся по данному м., и по (Быт. 36:2-3), к ним после он взял еще 3-ю, дочь Измаила (Быт. 28:9). Замечанием о непокорности их Исааку и Ревекке, по мысли святого Иоанна Златоуста (с. 566), показывается причина, почему Ревекка и Исаак, по 27 гл., лишают Исава благословенья на первородство.