Творческий проект "Младенец Иисус Христос в яслях" в технике лепка из солёного теста. Ясли христовы Ясли рождение христа

«Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2:6-7).

Не удивляет ли вас, что Господь Иисус Христос, Который является Властелином неба, Которому подчинено все во вселенной, родившись, должен был смиренно лежать в яслях, в кормушке, из которой обычно ел скот? Неужели Бог не мог устроить так, чтобы Его Сын-Младенец был положен в более достойное место?

Конечно, Бог мог так устроить. Он мог сделать, чтобы в распоряжении Его Сына были самые замечательные врачи того времени. Он мог устроить, чтобы Иисус родился в прекрасных царских палатах, чтобы Его запеленали в багряницу и положили в детскую кроватку из слоновой кости. Бог мог все это сделать.

Почему же Он этого не сделал? Даже человек понимает, если у него есть выбор, в каком месте лучше родиться его ребенку.

Я вспоминаю рождение моего второго ребенка. Моей жене делали операцию на первом этаже в одном из роддомов г. Бишкек. А я в это время стоял у окна, переживал и молился, чтобы все прошло хорошо.

Я не мог всего видеть, но примерно догадывался, что происходит в родильном зале. Когда закончилась операция, я увидел, что ребенка перенесли в соседнюю комнату. Я подошел к окну этой комнаты (оно было приоткрыто, так как было лето) и заглянул в него. Моего ребенка положили на какую-то металлическую поверхность! Никаких пеленок, абсолютно ничего. Ребенок кричит, а рядом ни врача, ни медсестры. Как же мне стало неприятно. А Бог? Что испытывал Бог Отец, когда Его Сына положили в кормушку для скота? Мы можем это представить? Дорогие друзья, в этом есть глубокий смысл и величайшая тайна. Это происходило не для «просто так»: Господу Иисусу Христу должно было, родившись, лежать в яслях. Давайте поразмышляем и посмотрим, для чего это было нужно и какое это имеет значение для нас?

Чтобы взглянуть на рожденного Христа, нужно низко склониться

Я хотел бы обратить внимание на то, что вход в место, где лежал Младенец, был невысокий. Обычно в сараях, в амбарах не делают высоких дверей, делают низкие. И, прежде чем попасть внутрь, необходимо наклониться. Я уверен, что и в пещере, где родился Господь, был низкий вход. Это очень символично.

Нам досталось жить в такое время, когда гордость возведена в ранг некой добродетели. И если человек не обладает гордым нравом, его считают «слабаком». Бог смотрит на это совершенно иначе. В Библии мы читаем: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).

Дорогой друг, возможно, и ты в своей жизни не раз сталкивался с проявлением гордости. Ведь первая наша реакция – защитить себя гордостью, чтобы не показать свою слабость, чтобы люди сказали: «Вот это гордый человек».

Гордость ценится у людей. А в Библии по этому поводу написано: «…ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». В пещеру, где родился Иисус, нельзя было войти, чтобы прежде не склониться пред Ним. Если ты сегодня хочешь придти взглянуть на рожденного Христа, тебе нужно низко склониться, чтобы войти в то место, где Он лежит в яслях.

Если наш Господь лежал в яслях, то нам...

И еще я хотел бы обратить внимание на то, что Бог преподал нам, верующим в Него, урок смирения и послушания.

В последнее время в христианстве появились очень странные учения, которые утверждают, что дети Божие должны иметь в своей жизни полное благополучие. У нас должно быть все очень хорошо. Мы должны жить в самых хороших домах, ездить на самых дорогих машинах. Мы не должны знать ни болезней, ни страданий, одним словом – жить на земле, как в раю. Ну, а если вы страдаете, болеете, если вы небогаты, значит, в вашей жизни что-то не в порядке, возможно, вы во грехе, и вам необходимо покаяться.

Дорогие друзья, подобного рода горе-проповедникам я хочу сказать: читайте внимательнее Евангелие, читайте внимательно рождественскую историю. Родившийся Сын Божий был положен в кормушку для скота. А Он-то, уж конечно, был достоин гораздо лучшего! Мы должны понять, что если наш Господь, родившись, лежал в яслях, то нам не стоит расстраиваться, что наши дети не рождаются в дорогих госпиталях Лондона или Нью-Йорка. Нам не надо переживать, что мы ездим не на «шестисотых» Мерседесах, которые только что сошли с конвейера, а на простых «Жигулях» или даже в автобусе. Господь наш не имел даже и ослика в Своем распоряжении. Он ходил везде пешком. Не нужно скорбеть и о том, что живем мы не в особняках, а в небольшой квартире или комнате. Нашему Господу не было места, где и голову приклонить. И нигде в Библии Бог не обещает нам рая на земле. Писание говорит, что многими скорбями надлежит войти нам в Царствие Божие (Деян.14: 22). Итак, первой причиной, по которой рожденный Господь был положен в кормушку для животных, было то, что через Него нам преподан урок смирения.

Господь, когда лежал в яслях, был доступен каждому

Следующее, на что нужно обратить внимание: рожденный Иисус Христос был положен в ясли для того, чтобы быть доступным всем.

Вспомните, кто первым пришел к Младенцу и поклонился Ему? Да, первыми были простые люди, пастухи с вифлеемских полей! Всем понятно, что если бы Иисус родился в царских палатах, то путь к Нему был бы закрыт не только пастухам, но и большинству простых смертных. И то, что Иисус родился в загоне для животных, был положен в ясли, стало для нас, дорогие друзья, великой радостью, потому что нам закрыты дороги к великим мира сего, нам нет хода к президентам и правителям. Но Царь всех земных царей, Господь всех господствующих родился в простом хлеву, чтобы показать, что дорога к Нему открыта для всякого человека.

Представьте, что стало бы, если б президент какой-то страны один раз в год делал день открытых дверей к нему. Такой день, когда бы все желающие могли посетить его, поговорить с ним, задать свои вопросы, рассказать о тех нуждах, которые их беспокоят. Наверное, очередь была бы расписана не на один год. Я уверен, что ни один президент в мире не смог бы принять всех желающих просто потому, что все они люди и ограничены в своих возможностях. Но Господь в яслях был доступен каждому. Любой мог придти и поклониться Ему.

Дорогой друг, не хочешь ли и ты придти к Иисусу, чтобы увидеть удивительного Младенца, о рождении Которого возвестил Ангельский хор? Торопись, дверь к Нему открыта. Ты можешь приди к Нему и рассказать о твоих болях, переживаниях, трудностях. Ты можешь поплакать с Ним. Не сомневайся, Он готов тебя выслушать, понять и принять. Когда Христос Господь вышел на Свое служение, Он сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мтф. 12: 28). Это приглашение в силе до сих пор. Готов ли ты принять приглашение Царя Небесного и придти взглянуть на рожденного Младенца Христа? Если да, то торопись, как это сделали пастухи. О них написано: «…поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2: 16).

Спеши! Небеса еще открыты, Ангельские хоры еще поют, день спасения еще возвещается. Спеши! Ты можешь опоздать. Спеши, пока еще есть время. Дорогой друг, иди ко Христу таким, как ты есть. Во время земной жизни Господь много раз показывал, что именно к тем, кого все отвергли, от которых отвернулись и общество, и семья, которые в глазах людей являлись неисправимыми грешниками, именно к таковым и пришел Иисус Христос. Вы помните, кому первому явился Он по воскресении Своем? Это была Мария Магдалина. Иисус изгнал из нее семь злых духов. Но Господь явился именно ей. Ты тоже, какой бы грешный ни был, какой бы грязной ни была твоя душа, каким бы черным ни было твое сердце, иди к Иисусу. Только Он, небесный Врач, сошедший с небес, поможет тебе.

И еще одна мысль. Она принадлежит проповеднику Чарльзу Сперджену. Сами по себе ясли не представляли из себя ничего особенного. Как только из них забрали Младенца Иисуса, они вновь превратились в обычную кормушку. Дорогие братья и сестры, точно так и наши сердца: пока в них пребывает Иисус, мы можем жить свято, источать Его свет, быть праведниками. Но как только Иисус уходит из нашего сердца, все старые грехи возвращаются в него. И самый святой человек за короткое время может стать вновь гибнущим грешником. Если мы видим подобный процесс в своей жизни, если мое сердце покинул Иисус, поспешим к яслям и мы. Будем торопиться приводить в порядок нашу жизнь, пока еще на пути, пока есть время, так как по всему видно, что оно подходит к концу. Дорогие друзья, знакомо ли вам состояние, когда на каждой странице вашей тетради стояли кляксы и ее неприятно было брать в руки? Когда я учился в школе, то часто испытывал подобные переживания. Тогда я просто выкидывал эту тетрадь и заводил другую. Наша жизнь часто похожа на такую тетрадь. В ней много такого, о чем самим стыдно вспоминать, потому что каждая страница из прошлой жизни наполнена то грязью, то «кляксами». Но вот проблема: наша жизнь – это не школьная тетрадь. Ее нельзя выкинуть, хотя некоторые именно так и поступают. Но это не выход из положения. Ведь мы не сможем завести другую жизнь.

Дорогой друг, возможно, ты не раз укорял себя и говорил: «Если б можно было все вернуть, то я поступил бы совершенно иначе». К сожалению, нам не подвластно время, мы не в состоянии изменить то, что давно прошло. И все же мы можем начать свою жизнь с чистой страницы. Такую возможность дает Господь Иисус Христос. Он отдал Свою жизнь, чтобы ты и я были спасены. Кровь, которую Он пролил на кресте Голгофы, имеет силу омыть любой грех. Любой, каким бы тяжелым он ни был. Хочешь ли начать с чистого листа? Если да, то открой для Него двери твоей души. Он войдет туда и все приведет в порядок. Ты испытаешь мир, покой, радость, близость твоего Небесного Отца. Ты сможешь присоединиться к семье детей Божиих – Церкви искупленных людей, следующих в небо. Эти благословения обещает Сам Бог. Но чтобы получить их, необходимо впустить Иисуса в свою жизнь. Аминь.

Слава нашему Господу! Сегодня отмечается Рождество, и давайте побеседуем на тему "Почему ясли". Прочитаю Лук. 2:10-12:

"И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях" .

Также Лук. 2:16: "И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях" .

Это интересный вопрос, почему именно в яслях? Какое значение этих яслей для нас с вами? Ясли здесь не случайность. Всем известно, что ясли с тех пор вошли в быт и язык народа, и теперь учреждение для воспитания маленьких детей стало называться этим словом. Это же не случайно, а по причине тех яслей, где лежал младенец Иисус. Давайте же рассмотрим некоторые причины, почему ясли, ясли Христа, и что они значат для нас.

Первая причина - это отверженность. Нашего Господа Иисуса отвергали от самого рождения. Иоан. 1:11: "Пришёл к своим, и свои Его не приняли" . Народ израильский, к которому пришёл Господь Иисус, Его не принял. Поэтому Ему пришлось, вместо детской кроватки или колыбельки, лежать в яслях. Рождество Иисуса - это был Его первый шаг с неба на землю, воплощение Сына Божьего, и уже с первого шага Его отвергали, не принимали и гнали. Всю Свою дальнейшую жизнь Он шёл этим путём отвержения. Однажды некто хотел следовать за Ним, а Господь ответил ему, что птицы небесные имеют гнёзда, лисицы имеют норы, а Сыну Человеческому негде приклонить голову. Только крест оказался тем местом, которое этот мир выделил для Него. Ясли Христа и крест - это символы отвержения Сына Божьего. Поэтому Его рождение и смерть произошли в таких экстремальных обстоятельствах. Какое назидание эти ясли дают для нас? Даже Сына Божьего, Творца неба и земли не принимали и отвергали люди. Но когда нам приходится встречать такие неприемлемые обстоятельства, недружелюбные отношения со стороны людей, то нам это не нравится. А Господь это всё принял и принял как должное, не роптал на это. Он, Который оставил хор Ангелов и славу небес, Которого отвергали незаслуженно, Он это принимал. Мы порой своими недостойными поступками в чём-то и заслуживаем непонимание, но Он не подал никакого повода для ненависти. Это сильный урок для нас, чтобы мы не стремились к удобствам на этой земле. Мы пришли на землю, чтобы исполнить здесь волю Божью, и если нас здесь отвергают, то наша награда на небесах.

Вторая причина , почему Господь родился в яслях, - это смирение. Фил. 2:7-8: "но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" .

Смирение нашего Господа вытекает из Его отвержения. Поскольку Его отвергли и Он не искал для себя славы на этой земле, то Он принял образ раба. Он пришёл не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить. Ясли - это очень яркая иллюстрация Его смирения. Каждый новорожденный ребёнок даже у бедного человека имеет себе кроватку или колыбельку. Наш Господь Иисус ничего на земле для себя не получил. Свой жизненный путь от яслей до креста Он прошёл в смирении, служа другим. Попробуем представить себе один день из жизни Господа. Он проповедует. Его окружают целые толпы. К Нему теснятся больные, которых приводят и приносят отовсюду. Без конца народ: вопросы, ответы, изгнания бесов, искушения и козни фарисеев. Он ведёт Себя во всём этом скромно, не как какая-то особенная личность, а как самый простой из простых. Он даже омыл ноги Своим ученикам, как слуга. По причине Его смирения на Него даже соблазнялись, говорили: "Не плотников ли Он сын? Не здесь ли между нами Его братья и сёстры?" Смирение нашего Господа не было случайностью. Конечно, если бы Он явился сюда в блеске, окружённый легионами Ангелов, то все бы сразу уверовали. Но зачем такая вера, которая диктуется выгодами или страхом? Господь этого не хочет. Он хочет, чтобы мы узнали в Нём Господа в смиренной одежде, чтобы пришли к Нему добровольно. Вот почему Он пришёл в таком смиренном облике.

Третья причина - это доступность. Матф. 11:28: "Придите ко Мне все, труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас" . Все без исключения. Если бы наш Господь родился не в такой скромной обстановке, не в таком смиренном виде, не в яслях, а где-то в царских чертогах, то кто бы мог придти туда поклониться Ему? Допустим, волхвы, богатые люди, может, и принесли бы туда свои драгоценности, свои сокровища, но относительно пастухов встаёт огромный вопрос. Могли бы туда придти простые люди? Конечно, нет. Кто бы их туда пустил? Как сейчас придти в большие учреждения? Сколько для этого нужно пройти разных инстанций? Господь родился в яслях, чтобы стать доступным для всех. Ясли - это такой кабинет, куда не надо записываться, туда можно придти в любое время. Ясли - это кабинет, в котором нет дверей, туда можно прийти с любой стороны. Доступ туда всегда открыт. Апостол Павел пишет:

"Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее" (1Кор. 1:26-28).

Поэтому христианин тоже должен удалять из своего характера напыщенность и высокомерие, воспитывать в себе простоту и общительность. Нищий, слепой или прокажённый могли запросто придти к Иисусу. Он разговаривал с ними, отвечал на их вопросы. Господь берёт слепого за руку, ведёт его через весь город, чтобы исцелить. Он приближался к прокажённым и прикасался к ним. А мы находим время для ближних? Отзываемся на их нужды? Мы можем посмотреть в глаза сестре, обнять её и ободрить?

Четвёртая причина необычного рождения нашего Господа. Что такое ясли, ясли Христа? Что туда кладут? Ясли - это же кормушка для скота, куда кладут сено. А мы - овцы Христовы. Когда овцы идут к яслям, то что они там ищут? Корм, именно корм. Вот что сказано у Иоан. 6:33: "Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру" . Он родился в яслях потому, что является пищей духовной, хлебом, сшедшим с небес. Мы каждый раз приходим в это собрание, потому что Господь всегда находится здесь. Он даёт здесь пищу для Своего народа, подкрепляет нас духовно. Он родился в яслях, чтобы мы никогда не могли перепутать, куда нам идти и где нам искать хлеб жизни. Многие люди ищут исцеление своих проблем, платят огромные деньги, идут к знахарям и остаются ни с чем, уходят обманутыми. А наше сердце нам свидетельствует, что наша душа здесь насыщается, получает подкрепление и утешение. Наша душа получает здесь то, что ей нужно, чтобы трудиться, бороться и побеждать. Когда мы питаемся Господом Иисусом, то осознаём, какое преимущество быть в числе Его овец.

В заключение кратко подведём итог. Почему ясли?

1. отвержение,
2. смирение,
3. доступность,
4. Он стал кормом, хлебом жизни для Своего народа.
Рождественское Евангелие воплощает в себе всю простоту Евангелия Иисуса Христа: "Откровение слов Твоих вразумляет, просвещает простых" (Пс. 118:130). Евангелие Господа Иисуса - такое простое и доступное, что каждый желающий может понять его и спастись. Он хочет, чтобы наше сердце было таким же простым, как эти ясли, чтобы мы принимали спасение в простоте детской веры. Тогда Он придёт в наше сердце, как пришёл в эти ясли. Самое простое сердце самого простого человека - вот самые подходящие ясли для того, чтобы Господь занял их. Слава нашему Господу за всю эту простоту и доступность. Аминь.

Михаил Бурчак

Вифлеем - отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, - расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (1Цар. 26:18). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят "филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду "во славу Господню" и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2Цар. 23:14-17). Вслед затем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся зиаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, - рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году Константин Великий построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они - христиане. Главное занятие жителей - земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется "свиньей" или "вонючим камнем" (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек - сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, - все это вместе образует на юго-вооточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527-565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 - 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше - группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде - изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время нравая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее - 12 м. 40 см., ширина - 3 м. 90 см. и высота - 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей - Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события - рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Михаил Скабалланович

Примечания

Рама - небольшой городок колена Вениаминова (1Нав. 18:25) к северу от Иерусалима.

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. "По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (=8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: "Говорят, в ныне там получается вода из этого источника" (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 - 152).

Е. Baedeker, Palestlne et.Syrie Ed. 1612, p. etc.

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая "Ангела пастухам". По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер - "Башня Стад" (Быт. 35:21), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что "она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа" (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных" (Эдершейм, стр. 238).

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная над местом рождения Иисуса Христа. Это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня - пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой.

Краткая история базилики Рождества Христова

Базилика Рождества была заложена по указанию императора Константина Великого святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

Базилика была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии. В период правления императора Юстиниана она была восстановлена. В 1009 г. при завоевания города халифом Аль-Хакимом базилика не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южная часть храма была ими отделёна и использовался как мечеть).

В византийский период базилика представляла собой церковь-усыпальницу и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. В 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Территория б азилики Рождества Христова

1. Площадь Рождества Христова;
2. Врата смиренности;
3. Неф;
4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы);
5. Лестницы в пещеру;
6. Пещеры рождества Христова;
7. Францисканский монастырь;
8. Францисканский двор;
9. Пещера святого Иеронима;
10. Церковь святой Катерины;
11. Греческий православный монастырь;
12. Греческий православный двор;
13. Армянский двор;
14. Армянский монастырь.

План базилики

План подземной части базилики (гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.)

A. Алтарь Рождества
B. Ясли
C. Алтарь Волхвов
D. Северные и южные ступени, идущие из храма
E. Вход (дверь)
F. Часовня Невинных младенцев
G. Гробница Евсевии
H. Гробница св. Иеронима
I. Гробница Павла и Евфросиньи
K. Келья св. Иеронима
L. Подъём в церковь св. Екатерины
M. Церковь св. Екатерины
N. Молельни

Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

Главное здание базилики

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, арку которой до сих пор можно видеть наверху.

Вид через Дверь Смиренности

Комната охраны – первая комната в базилике

Колонны базилики

На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

А это древняя купель для Крещения.

В одной из колонн есть пять крестообразно расположенных отверстий. Придание гласит, что из этой колонны вылетели пчёлы и покусали нечестивцев, собиравшихся надругаться над храмом.

А на этой колонне (греческая часть храма), в верху, можно видеть Образ Спасителя, обладающий удивительной особенностью — Он то открывает, то закрывает глаза.

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

При проведении раскопок был вскрыт пол базилики, и под ним был обнаружен пол первого храма времён царицы Елены. Византийская мозаика пола прекрасно сохранилась…

В верхней части некоторых стен сохранились фрагменты мозаики XII века.

Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

Армянский престол в северной части базилики.

Иконостас отделяет неф от святилища церкви.

Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

Греческая (южная) часть храма.

В греческой части стоит трон для Патриарха.

Вифлеемская икона Божьей Матери также доступна для поклонения в греческойчасти храма. Большинство извесных нам икон изображают Пресвятую Деву сосредоточенной, погруженной в молитву, тревожащейся, печалящейся… А это единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся, ведь именно здесь, в Вифлееме, Она была счастлива.

Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру ведут две лестницы, расположенные справа и слева от алтаря. Именно здесь родился Иисус Христос.

Северная лестница.

Северная лестница к пещерам.

Придел Яслей

Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли - это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. В середине VII века внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим.

Южная лестница в пещеру.

Ясли Христовы


Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу (около 1 х 1,3 м), устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ, изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского, ясли были сделаны из глины, а затем их выполнили из золота и серебра. Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа».

В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы. Их называют Sacra culla . Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами. На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено, есть мнение, что их возраст гораздо меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они действительно находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа. Возможно эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню.

В католическое Рождество фигурка Иисуса, из церкви Св. Екатерины, переносится в эти ясли. И выглядят они так:

Алтарь Волхвов — был построен в том месте, где, по преданию, волхвы поклонялись Сыну Божьему.

Волхвы приносят Младенцу дары: золото как царю земному и небесному (заметим, что корень «хрис» в греческом слове «Христос» означает не только «Помазанник», но и «Золото»), ладан как Богу и смирну как смертному человеку, которого ожидает погребение. Удивительно то, что дары волхвов каким-то чудом сохранились до наших дней в одном из афонских монастырей.

Вот они – золотые ажурные пластины восточной работы, а к ним приделаны шарики из ладана и высушенной смирны. Таких пластин двадцать восемь. Но, скорее всего, их было тридцать три – по числу земных лет Спасителя.

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том, что Христос родился в Вифлееме, сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая, что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Древнейшее дошедшее до нас письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу. В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем» он утверждает, что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема. Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова.

Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 году, и в сочинении «Против Цельса» он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.

Что это была за пещера и кому принадлежала, неизвестно. Скорее всего, она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд. В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы. Семья же проживает на втором этаже. Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца, чтобы можно было привязать животных на ночь. Эти пещеры использовались для содержания животных вплоть до середины XX века.

Старый дом в Вифлееме, фото 1898 года.

Ясли – кормушки для скота, в Палестине в библейские времена выглядели примерно как показано на ниже.
На фото ясли, найденные археологами на территории римской виллы в Ципори (древний Сепфорий – столица Галилеи) – это «каменный ящик». В библейские времена никогда не было деревянных яслей, основные предметы домашнего пользования делались каменными или из глины.

В конце пещеры можно видеть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в пещеру, в котором жил святой Иероним Стридонский. Увы, обычно эта дверь всегда заперта.

За этой дверкой вход в западную часть пещеры Рождества, отделенную от восточной перегородкой. Здесь был естественный вход в пещеру; позднее в ней поселился блаженный Иероним Стридонский, автор перевода Библии на народную латынь под названием «Вульгата». Тут находится келия святого подвижника, здесь же он был погребен.

Пещера — келия блаженного Иеронима Стридонского.

Место погребения блаж.Иеронима Стридонского

Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

Пещера имеет размеры 12,3×3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам.Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII веке, когда бронзовые двери V-VI веков были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы.

Общий вид на Святой Вертеп.

Алтарь над Вифлеемской звездой.

Нижняя часть алтаря

Серебряная звезда на полу символизирует место, где родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 лампад (6 из них принадлежат греческой церкви, 5 – армянской и 4 – римской). За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. В то время, когда нет службы, престол закрыт специальной съемной решеткой.

Литургия здесь совершается ранним утром. Службу совершает православный арабский священник, поют греки, а молятся, в основном, русские.

Серебряная звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду. В родословии Иисуса Христа, которым начинается Евангелие от Матфея, говорится: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17). Также было именно 14 остановок Иисуса Христа по дороге к месту казни на горе Голгофа в Иерусалиме).

Надпись на звезде на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est », что в переводе гласит: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Пещера Вифлеемских младенцев

Выходим во внутренний двор храма, это уже территория греческого православного монастыря. Слева, под каменным навесом – вход в другие пещеры.

От Луки 2:1-20 Рождество 2009г.

Ключевой стих 2:11,12 Проповедь №2

МЛАДЕНЕЦ ИИСУС В ЯСЛЯХ
« Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель , Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях
С Рождеством Христовым! Рождество – это светлый праздник, праздник радости. Но, празднуя Рождество и получая подарки, многие люди так и остаются печальными. Так происходит, потому что они не встретились с главным героем Рождества – Младенцем Иисусом в яслях. Поэтому давайте сегодня мы узнаем, почему весть о рождении Младенца Иисуса в яслях наполняет наши сердца великой радостью.
Первое, по Божьему обещанию Иисус родился в Вифлееме (1-7)
Взгляните на стих 1. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле . » В те дни Римская империя была самой сильной державой среди всех народов, как нынешние Россия и США, вместе взятые. Этой империей управлял кесарь Август, который издал повеление о переписи населения, чтобы уточнить план по сбору налогов. Из-за этого всем людям его империи пришлось оставить свои дела и пойти записываться, каждому в свой город . Если у кого была назначена выгодная сделка, то ему пришлось от нее отказаться. Если кто-то болел, то ему, несмотря на угрозу здоровью, нужно было посетить пункт переписи. Все люди без исключения должны были выполнить повеление кесаря. И лишь смерть человека делала его свободным от этой обязанности.
Давайте вместе прочтем стихи 4,5. «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна ». В число людей, идущих записываться, попали и Иосиф с Марией. Срок беременности Марии уже подходил к концу. Из-за угрозы преждевременных родов ей нужно было много отдыхать, гуляя возле дома на свежем воздухе. Однако ситуация сложилась таким образом, что Мария должна была пройти с Иосифом до Вифлеема целых 140 километров. Несомненно, по пути в Вифлеем Иосиф старался сделать все возможное, чтобы облегчить состояние Марии. Он пел ей разные романтичные песни и делал массаж. Но все равно для беременной Марии это путешествие было очень тяжелым. К тому же, несмотря на благородное происхождение Иосифа, он был бедным плотником, поэтому не мог обеспечить им проезд в «Вифлеемском Экспрессе». С человеческой точки зрения Иосиф и Мария казались заложниками безвыходных обстоятельств в результате правления кесаря. Но с Божьей точки зрения их путешествие в Вифлеем было заложено в Божьем плане и совершилось по высшей Божьей воле. Давным-давно Бог дал обещание послать Мессию из потомков царя Давида, рожденного в Вифлееме. И хотя родители Иисуса жили в Назарете и не собирались переезжать в Вифлеем, из-за неожиданного повеления Августа Божье пророчество исполнилось (Мих. 5:2).
Людям казалось, что кесарь Август был главным действующим лицом истории. Но оказалось, что Хозяин истории – Бог-Творец, Который господствовал даже над кесарем, чтобы тот дал повеление о переписи. Здесь мы ясно видим, что миром управляет не люди, даже такие могучие как кесарь Август или как лидер Северной Корей Ким Чен Ир, а живой Бог.
Тогда на чем была сфокусирована Божья история? Она сфокусирована не на кесаре, а на Иисусе Христе; не на Римской империи, а на Божьем Царстве через Благую Весть. На самом деле, Сам Бог вел Иосифа и Марию в Вифлеем, защищая их Своей рукой. Бог содействовал таким образом, чтобы Иосиф и Мария в назначенное Им время пришли в Вифлеем для рождения Младенца Иисуса в обещанном месте .
Через это событие мы учимся тому, что Господь Бог управляет судьбами людей и народов по Своей доброй суверенной власти и хочет, чтобы мы доверяли Ему во всех обстоятельствах. Когда у нас возникают разные жизненные трудности, как у Иосифа и Марии, нам легко падать духом и опускать руки. Но Библия учит нас иметь духовный взгляд на историю и больше укрепляться в Божьей любви и призыве. Ибо написано в послании к Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу »(Рим.8:28). Миссионеры Халев и Есфирь Ким жертвенно участвовали в Божьей истории в Москве, проповедуя Евангелие студентам. По Божьему призыву они решили начать новую историю в другой стране и поехать в Молдову. Но дверь Евангелия там оказалась закрытой. В тоже время она оказалась открытой в Риге. В этом событии мы видим Божью действующую руку, которая направляла Божьих слуг к Латвийским студентам. Мы молимся, чтобы Бог благословил начало Его истории в Латвии и укрепил веру миссионеров в это Рождество. В нашей жизни также есть разные кесари, которые, как нам кажется, управляют нашей жизнью. Но не смотря на это, нам важно верить, что именно наш Бог - Хозяин истории нашей жизни. Он управляет нами, Россией и судьбами всех других народов. Его план и Его воля порой выше нашего понимания. Зная это, давайте доверять Ему во всем и с благодарностью участвовать в Его Евангельской истории до конца нашей жизни. Аминь.
Давайте вместе прочтем стих 7. «И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ». Как только Иосиф и Мария наконец добрались до Вифлеема, у Марии начались схватки. Но Вифлеем уже был полон людьми, такими же как они, которые в отличие от Марии могли быстро ехать и уже заняли места. Иосиф стучал в двери гостиниц в поисках места. Но никто не откликнулся на его мольбы уступить место для его рожающей жены. Наверняка, Иосиф молился, чтобы Бог тронул чье-нибудь сердце милостью, но никто не откликнулся. В итоге, место нашлось только в хлеву среди скота. В Палестине в качестве хлева использовали пещеры, где было темно и царила антисанитария. Оказавшись в такой безвыходной и печальной ситуации, Иосифу и Марии было не понятно, почему Бог не приготовил для рождения Своего Сына лучшего места. Неужели Бог не интересовался Его судьбой? Но у Бога был Свой промысел. Его волей было, чтобы Его Единородный Сын родился в хлеву и пришел в мир самым уничиженным образом, родясь в бедной семье. Божьей волей было, чтобы Его Сын стал близок самым униженным и обездоленным, чтобы разделить наши печали, скорби и немощи. Поэтому Младенец Иисус, Который родился в хлеву, является лучшим Божьим даром для каждого из нас. Он полностью понимает нас, сострадает нам и зовет в глубокий мир Божьей милости и покоя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим » (Мф.11:28,29). Итак, Давайте придем к Младенцу Иисусу, лежащему в яслях, и сложим перед Ним все наши печали и скорби! На этом Рождестве да найдет каждая душа настоящий покой именно в Младенце Иисусе, лежащем в яслях. Аминь.
Второе, Младенец Иисус – это Спаситель Христос и Господь (8-11)
Кто первым услышал радостную весть о рождении Младенца Иисуса? Посмотрите на стихи 8,9. «В той стране были на поле пастухи , которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим ». Это были пастухи, пасшие своих овец. Пастухи считались незначительными людьми в том обществе. Они были необразованными людьми, имели чистые и простые сердца. Поэтому именно им первым явился Ангел Господень. Их осияла слава Бога, так что они сильно испугались.
Какую же весть Ангел возвестил им? Давайте вместе прочтем стихи 10,11. «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ». Ангел сказал им: «не бойтесь», потому что пришел час не суда и смерти, а время великой небесной радости. Что же это была за весть, которая касалась всех людей? «Ибо ныне родился вам в городе Давидовым Спаситель, Который есть Христос Господь!- Суть великой радости для всех людей заключается в том, что Младенец Иисус – это наш Спаситель, Христос и Господь.
В этом мире обычно трудно найти одинаковый повод к радости для разных людей. Если меня взяли на работу, то это значит, что кому-то в ней отказали . Радость от получения премии, покупки ноутбука или женитьбы, конечно, тоже большая, но не великая и скоро проходит. Мирская радость иллюзорна. За ней всегда приходится платить. Но радость, о которой возвестил Ангел, по-настоящему великая, потому что никогда не исчезнет и навсегда останется с нами. Эта радость не зависит от мирских вещей или материальных средств. Она связана с рождением Младенца Иисуса, Который родился как наш Спаситель. Все люди без исключения были лишены славы Бога, став рабами греха. Никто не мог спасти себя или кого-то еще от власти греха. Но Младенец Иисус реально освобождает нас от власти греха и смерти и, дает нам вечную жизнь. Когда мы на этом Рождестве уверуем в Младенца Иисуса как нашего Спасителя, нас также переполнит великая радость.
Но Младенец Иисус не только наш Спаситель, Он является и нашим Христом и Господом. Христос означает помазанный Богом Царь, а Господь – Творец и Хозяин нашей жизни. Это значит, что Он есть истинный объект нашего поклонения. Он достоин получить наши поклонение и хвалу. Иисус является нашим Царем, потому что Он властвует даже над грехом и смертью. Но хотя Он является вечным Царем, Он правит нами с любовью и радостью, миром и праведностью. Там, где царствует Иисус, люди изменяются из рабов тьмы в чада света. В конце этого года мы слышали о разных печальных вестях: о погибших из-за подрыва поезда, о погибших из-за пожара в Пермском ночном клубе, и о смерти многих известных людей . Но, на самом деле, такие события всегда были, есть и будут. Но Господь Бог дал нам другую весть, весть великой радости для всех людей, не только для России и стран СНГ, но и для народа в Уганде и для всех народов. Это - рождение Младенца Иисуса, Царя и Господа. Мы должны с верой принять Младенца Иисуса в яслях нашим Спасителем, Христом и Господом. Когда мы поклонимся Ему, тогда мы встретимся с Богом и получим спасение и вечную жизнь. Младенец Иисус – это наша дверь в Божий мир великой радости и спасения. Аминь.
Третье, «Вот, вам знак…» (12-20)
Давайте прочтем стих 12. «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях ». Какие знаки избирают государства символами своей власти? Выбирая знаки орла, льва, барса, солнца и звезд, государства стараются подчеркнуть свою силу и величие. Но Царство спасения своим знаком выбрало Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Этот знак – знак смирения, кротости и доступности Мессии всем людям. Дверь к Божьему спасению широко открыта для всех людей. Любой человек из любого слоя общества и из любого народа, ищущий истинного Царя, получит прощение любых грехов и Божий дар – вечную жизнь.
Давайте прочтем стихи 13,14. « И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение » . Это был грандиозный хор ангелов . «Слава в вышних Богу» означает, что рождение Иисуса Христа прославило Бога и открыло падшим людям новый живой путь возвращения к вечному Царству. «На земле мир, в человеках благоволение» означает, что Бог благоволил дать людям мир через Иисуса. На этом рождестве мы тоже приготовили хор, чтобы немножко понять ту радость, которая царит на небесах.
Взгляните на стихи 15-20. Услышав весть великой радости и хор ангелов, пастухи побежали посмотреть, что же произошло в Вифлееме. Там они нашли Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Они убедились, что воистину ныне родился Спаситель, Христос Господь. Их сердца наполнились невыразимой небесной радостью и Божьей благодатью. По дороге они тоже вместе славили и хвалили Бога: «Аллилуйя, Аллилуйя!» Хотя их жизненная ситуация не изменилась, они стали одними из самых счастливых людей на земле. Таким образом, с них началась новая эра, эра спасения людей через встречу с Младенцем Иисусом.
Итак, сегодня мы узнали, что нам родился Спаситель, Христос Господь. Это – Младенец Иисус, лежащий в яслях. Именно Он является источником великой радости и вечной жизни для каждого из нас. Давайте придем к Младенцу Иисусу в яслях и верой и благодарностью поклонимся Ему. И тогда Он наполнит нас небесной радостью и будет управлять нами и как Царь царей и Господь господствующих. Аминь.