Образование израильского царства. Израиль: история создания государства

Для того чтобы создать своё царство иудеям пришлось столетия вести войны с местными семитскими и индоевропейскими племенами. Периоды поражений сменялись лучшими временами, когда еврейский народ имел собственных правителей. Наиболее ярким в истории евреев был период царствования Давида и Соломона. До этого согласно Библии было известно 14 судей. Они в разное время один за другим правили еврейским народом, будучи и их полководцами, и правителями.

Наиболее яркой фигурой среди судей был богатырь Самсона. Великая сила его была в чудесных волосах. Никогда не могли филистимляне одержать верх над армией, в которой бился Самсон. Тогда к Самсону отправилась красавица Далила из племени филистимлян. Влюбился Самсон в Далилу и поведал ей тайну своей силы. В ту же ночь Далила остригла волосы спящего Самсона. Филистимляне схватили героя, ослепили его и бросили в темницу, а затем устроили пир. Самсона привели на этот пир, дабы потешаться над ним и народом, и Богом его. Но тут чудесным образом отросли волосы Самсона и, сокрушив колонны державшие кровлю, он погиб сам, но и уничтожил всех предводителей филистимлян собравшихся тогда на пир.

Последним из 14 судей был Самуил. Он короновал Саула. Под командованием царя Саула удалось объединиться, потеснить филистимлян, но до победы было далеко. Однажды в битве против Саула несметное войско филистимлян выставило вперед великана Голиафа. Устрашились потомки Израиля, и никто из войска Саула не вышел вперед, дабы принять поединок. И тут выбежал перед трясущимися от страха воинами мальчишка-пастух Давид. В руках его была только праща. Напрасно смеялся Голиаф над смелостью ребенка, один мелкий бросок пращи и камешек точным ударом в лоб сбил великана с ног. Давид немедля подбежал и отсек безобразную голову Голиафа, и в ужасе рассеялось войско филистимлян.

Вскоре Саул и сыновья его погибли в очередной битве с филистимлянами, и избрало племя Израиля своим царем Давида. Он то и основал царство иудейское, сделав Иерусалим столицей. Наступил «золотой век» еврейской государственности.

После Давида стал править его сын Соломон. Соломон вошел в историю как самый мудрый правитель – философ. Во сне ему явился Бог. Соломон просил Бога даровать ему разум, чтобы управлять народом. На это он получил такой ответ: «За то, что не просил у меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом. Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе: богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».

Во времена Соломона еврейское государство стало очень богатым. При нем был, воздвигнут великолепный огромный храм Яхве , в который торжественно были помещены каменные скрижали с заповедями. Снаружи каменные стены были обложены белым мрамором, внутри же были покрыты золотом. Отныне поклоняться единственному богу можно было лишь здесь в единственном его Храме.

Мудро и счастливо правил Соломон 40 лет. Слава о нем распространилась далеко за пределы Израиля.

Как-то две женщины попросили царя разрешить их спор, каждая из них родила в одном доме мальчиков. Но сын одной из женщин умер, и каждая считала, что оставшийся в живых её ребенок и требовала его себе. Соломон приказал тогда рассечь ребенка пополам и дать каждой из женщин по половине дитя. Одна из них согласилась, другая в ужасе отказалась от ребенка, лишь бы он остался жив. И тогда улыбнувшись, царь отдал младенца той женщине, которая потребовала сохранить жизнь мальчику, справедливо рассудив, что она и есть ему настоящая мать. Так возникло выражение «Соломоново решение», которое во всех языках мира означает теперь справедливый, мудрый приговор.

Свою мудрость Соломон воплотил в жизнь в устройстве государства. Он разделил страну на административные районы, которые не совпадали с делением ее по коленам (племенам). Это уменьшало возможность возникновения заговоров. Во внешней политике Соломон установил и поддерживал успешные дипломатические отношения с различными землями и государствами. При Соломоне был создан торговый флот. Кочевой народ евреев стал мореплавателями. Соломон был замечательным поэтом (его «Песнь Песней» до сегодняшнего дня – лучший образец любовной лирики), автором сочинений по естественным наукам и медицине.

Цари Израиля описанные в Библии – объединитель страны Саул , храбрый Давид , мудрец Соломон (XI - X вв. до Р.Х.), не сумели, стать деспотами. Слабая царская власть, ограниченная влиянием жрецов и старейшин не смогла удержать единства царства, которое после смерти царя Соломона (около 928 г. до Р.Х.) распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. В Израиле жили десять колен еврейского народа, в Иудее - два. Судьба этих царств была печальна. Израиль был разгромлен ассирийцами в 722 г. до Р.Х. Десять живших там колен были уведены в плен, переселены в другие места империи Ассирии, на чужие земли, в том числе и в Вавилон. Тогда Библия пополнилась многими преданиями народов Двуречья. Более не суждено было Древнему царству Израиля возродиться.

Одни завоеватели сменяли здесь других, и не знала эта страна свободы, но где бы ни жили её изгнанные сыны, они хранили верность своему единственному Богу – Творцу, Яхве Великому и слушались всех его заветов.

СЛОВАРЬ:

Пророк – в политеистических и монотеистических религиях, это человек, которому дано откровение от богов, позволяющее предсказывать будущее и передавать прочим людям волю божества.

Ангел – доброе сверхъестественное существо в монотеистических религиях иудаизме и христианстве. Ангелы являются помощниками Бога и покровительствуют людям.

Сатана падший ангел, олицетворение всего злого и греховного в мире.

ВОПРОСЫ:

1. Подумайте, откуда происходит и что означает выражение «труба иерихонская»?

2. Что пытались объяснить иудеи мифом о Вавилонской башне? Как мы ныне понимаем словосочетание «Вавилонское столпотворение»?

3. Объясните, как мог появиться в Библии миф о Потопе? Сравните его с шумерским мифом об Утнапишти.

4. Как на основании мифов книги «Бытия» Ветхого Завета можно охарактеризовать Яхве? Какие черты ему присущи?

5. Как связана реформа Эхнатона в Египте и зарождение иудаизма у семитских народов?

6. Подумайте, есть ли что-то общее между законами Хаммурапи и заповедями, полученными Моисеем от Яхве?

7. Расставьте на ленте времени в хронологическом порядке исторических и легендарных персонажей – царь Тутмос III, царь Хаммурапи, царь Саул, царица Хатшепсут, царь Суппиллулиум, пророк Моисей, царь Джосер, царь Саргон Древний, царь Давид.

8. Подумайте, почему одним из самых распространенных символов учебных учреждений является яблоко?

ТЕМА 18. ДРЕВНЯЯ АССИРИЯ.

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Какой была древнейшая история Ассирии.

2. Какими были занятия ассирийцев.

3. Каким было ассирийское войско.

4. Как ассирийцы создали свою военную державу.

5. Как и почему ассирийская военная держава погибла.

На рубеже II и I тысячелетий до Р.Х. люди овладели новым металлом – железом. Орудия труда из железа были очень прочными и долговечными, так как железо более твердый металл. Впрочем, и сделать орудия из железа было куда сложнее, чем из мягких меди и олова. Железо плавится при более высокой температуре, чем медь и для выплавки этого металла необходима специальная печь. Орудия труда из железа очень быстро распространились по миру, железную руду тогда было проще найти, чем медь и тем более олово. В Х веке до Р.Х. во всем цивилизованном мире начался «железный век». Заметно повысилась эффективность земледелия, так как железный плуг и топор позволяли освободить под пашни и затем вспахать любые, пусть даже каменистые земли. Не только орудия труда, но и грозное оружие стали делать люди из железа и первыми в этом преуспели жители страны на севере Месопотамии – Ассирии.

Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н. э.).

Хотя евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога - Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам - первый царь Израильский. Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28). Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма. Поэтому отступничество Иеровоама было встречено резким осуждением со стороны правоверных иудеев. Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: «Так говорит Господь Бог Израилев: … и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14:7:10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля - Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

Итак, десять израильских колен не исполнили своего мессианского назначения, нарушили свое обещание, данное Богу при Синае, и исчезли с исторической арены. Царство Израильское просуществовало с 930 по 721 г. и имело девятнадцать царей.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

XXIV. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского. После поражений, нанесенных царем Сирийским, Азаилом, когда “у Иохаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших”. (4 Кн. Цар. Гл. XIII, 7), царство Израильское значительно

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н. э.). После разделения еврейского государства Иудейское царство, в которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На

Из книги Обозрение пророческих книг Ветхого Завета автора Хергозерский Алексей Никитич

2. Пророчества об участи царства Израильского. Соединены в одну пророческую речь; в ней изображены пороки Израильтян и указано предстоящее нашествие Ассириян и рассеяние по Армении. За три нечестия Израильтян и за четыре не отвращуся, т. е. за непрестанно умножающиеся

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Падение израильского царства Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари ни народ не слушались их.Наконец, когда нечестие народа дошло до крайних пределов, Господь отступил от Царства

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

От возникновения Израильского царства до вавилонского плена Первый царь Израиля? Саул погиб в борьбе против филистимлян. Его преемником был Давид. Еще при жизни Саула он стал царем племени Иуды в Хеброне, а после смерти своего предшественника завоевал власть и над

Из книги Библейские сказания автора Косидовский Зенон

Правда и легенда о создателях израильского царства Самый блестящий период в истории Израиля приходится на 1040-932 годы до нашей эры и, следовательно, длится немногим более столетия. Если даже прибавить к этому правление Самуила, крупнейшего пророка после Моисея и

Из книги Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси автора Концевич И. М.

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики) 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4. и Израильского царства 4. И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощи Умалится слава Иакова. Здесь разумеется то же Израильское царство, о котором шла речь в 3-м стихе.Тучное тело его. Эти слова указывают на силу и обширность Израильского

Из книги "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии автора Финкельштейн Израэль

7. Причина падения Израильского царства 7. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8. и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. 7-11.

Из книги Богоискательство в истории России автора Бегичев Павел Александрович

Суровый урок Израильского царства Мы никогда не сможем узнать, насколько надежны были традиции, тексты или архивы, используемые библейскими авторами при составлении своей истории Израильского царства. Их целью было не воспроизвести объективную историю северного

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора История Северного (Израильского) царства ОТ АХАВА ДО АССИРИЙСКОГО ПЛЕНА. ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙИ почил Амврий с отцами своими, и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него.29 Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского,

Израильское государство, по сравнению с империями того времени, было небольшим и просуществовало недолго.

Однако прародина израильского народа стала для евреев мощным духовным и политическим символом, помогла им пережить многовековое изгнание и рассеяние по миру, последовавшее после гибели их царства.

Древний Израиль

В Библии описано, как Моисей увел евреев из египетского плена в «обетованную землю» Ханаанскую – между рекой Иордан и Средиземным морем.

Там они жили племенами до тех пор, пока их не объединил первый царь Саул (правил в 1020-1006 до н. э.).

Следующим царем Израиля (1006-995 до н. э.) стал Давид. Он завоевал город Иевус, дал ему новое имя и поместил там ковчег Завета, сделав город политическим и религиозным центром израильтян.

Сын Давида Соломон (965-928 до н. э.) построил в Иерусалиме величественный Храм, который был отделан золотыми и бронзовыми украшениями. Для того чтобы оплачивать строительство, царь взвинтил , а его сын Ровоам продолжил жесткую финансовую политику.

Не желая мириться с таким тяжким бременем, северные племена отделились от царства, и образовалось два государства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Между тем воинственные ассирийцы, обитавшие в долине реки Тигр, начали всерьез угрожать другим народам Месопотамии. У ассирийцев была мощная армия, где применялись такие нововведения, как осадные орудия и кольчужные доспехи.

В 721 г. до н. э. ассирийцы захватили Израиль, ослабленный внутренними раздорами. Иудея пережила разгром и осталась существовать как вассал великой Вавилонской империи, второй из великих держав Месопотамии.

В 598 г. до н. э. Иудея восстала против вавилонской власти, но вавилонский царь Навуходоносор II подавил восстание. Через десять лет войска Навуходоносора заняли Иерусалим, уничтожили город и Храм и переселили тысячи евреев в Вавилон.

Вавилон был великолепным городом, но для изгнанников пленение оказалось тяжким испытанием. Поэтому они с восторгом встретили разгром Вавилонской державы персами (539 до н. э.) под предводительством Кира Великого.

Придя к власти в Вавилоне, Кир позволил евреям вернуться на родину, которая вошла в его империю. Одни вернулись домой, но другие так и остались в Вавилоне и , положив начало рассеянию (диаспоре) еврейского народа, продолжающемуся и по сей день.

Храм Соломона

Согласно описанию в Книге Царств, Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме для хранения ковчега Завета, состоял из трех помещений: притвор, святилище и святая святых, где и находился ковчег.


Первый Храм (Храм Соломона)

Царь Давид распространил свою власть на обширную территорию, но ок. 925 г. до н. э. она разделилась на два государства: Израиль (на севере) со столицей Самарией и Иудею (на юге) со столицей Иерусалимом.

Ковчег Завета

Ковчег Завета представлял собой ящик из «дерева ситтим» (акации) и золота, украшенный двумя резными изображениями херувимов и снабженный парой длинных ручек-шестов для переноски.

Согласно Библии, Бог дал Моисею точные указания, как сделать хранилище для скрижалей, где были записаны Десять заповедей. Когда израильтяне отправлялись на войну, ковчег всегда несли с войском; он служил высшим предметом религиозного культа, а также, по поверью, обладал способностью убивать людей.


Ковчег Завета

Царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, где он впоследствии хранился в Храме, построенном сыном Давида Соломоном. После того как вавилоняне в 586 г. до н. э. захватили Иерусалим и разрушили Храм, ковчег исчез.

Хотя герой фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) и находит ковчег Завета, на самом деле о его местонахождении и вообще существовании никто доподлинно ничего не знает.

Кратко об Израильском царстве

Ниже приведена таблица с основными датами древнего Израильского царства.

Лет до нашей эры

Событие

1220 Евреи (израильтяне) поселяются в Ханаане.
1550 Израильтяне живут племенами, которые возглавляют старейшины – в библейской традиции «судьи».
1020 Первым царем израильтян становится Саул.
1006 Давид становится правителем Иудеи, а затем и всего Израильского царства. Столицей он делает Иерусалим.
965 Царем становится Соломон. Он устанавливает высокие налоги и за счет этого содержит роскошный двор и возводит внушительные постройки.
950 Соломон строит Храм в Иерусалиме.
930 Ассирийская империя становится доминирующей силой в долине Тигра.
928 Ровоам, сын Соломона, становится царем и сталкивается с недовольством северных племен. «Мой отец наказывал вас бичами, – говорит он недовольным, – а я буду бить вас скорпионами».
925 Северные племена восстают, отделяются от Иудеи и создают свое царство Израиль.
924 Вторжение в Иудею и Израиль войск фараона Шешонка I.
854 Израиль участвует в военном союзе против Ассирии. После битвы при Каркаре ассирийцы временно прекращают завоевания.
841 Израиль начинает платить дань Ассирии.
732 Ассирийский царь Тиглатпаласар III захватывает Дамаск. За 17 лет Ассирия делает своими вассалами не только Израиль и Иудею, но и Вавилон.
724 Осия, царь Израиля, поднимает восстание против ассирийской власти.
721 Ассирийцы овладевают Самарией, столицей Израиля.
612 Гибель Ассирийской империи.
600 Образование Нововавилонского (2-го Вавилонского) царства.
586 После продолжительной осады войска вавилонского царя Навуходоносора II захватывают и уничтожают Иерусалим; его жителей переселяют в Вавилон.
539 Кир II Великий побеждает халдеев, захватывает Вавилон и разрешает евреям вернуться на родину.
515 В возрожденном Иерусалиме построен новый Храм.

Если вам понравилась история Израильского царства – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт

Образование Израильского царства

Войны и развитие обмена содействовали распаду родовых отношений. Чрезмерное обогащение отдельных предводителей родов и старейшин и разорение бедных общинников приводило к резкому имущественному и классовому расслоению. В период распада родового строя старейшины и вожди племён, составляющие родовую аристократию, называются могучими, благородными, «князьями» или «начальниками». Они стоят во главе войска и решают судебные споры. Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. Древние сказания особенно подчёркивают судебную функцию древнейших племенных вождей. Это так называемые «судьи» (шофет), власть которых в древней Палестине, как и в других древних странах на этой стадии их развития, предшествует власти царя, возникающей одновременно с образованием классов и государства. Таким образом, непримиримые классовые противоречия, возникающие в древнейшем рабовладельческом обществе Палестины, требуют образования государства как аппарата насилия, обеспечивающего рабовладельцам возможность эксплоатировать рабов и бедняков.

Ослабление Египта в XI–X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время, Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль средиземноморского побережья к финикийским городам, - к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Сперва образуются маленькие племенные союзы, как, например, государства «судьи» Самуила, Гидеона или царство Авимелеха в Сихеме. Наиболее могущественные племенные вожди, сосредоточивая в своих руках верховную военную, судебную и жреческую власть, образуют маленькие союзы племён в той или иной части Палестины. Некоторые из них, как, например, «судья» Самуил, пользуются авторитетом и большой властью, которая приближается к власти царя. В библии сохранились предания о том, как образовались эти союзы племён, из которых впоследствии выросли древнейшие государства. Один из древних правителей племени маиасси (Менаше) по имени Иерубаал одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племён и образовал древнее племенное государство с религиозным центром в Офре. Постепенно появляются и древнейшие формы наследственной царской власти. В библейской легенде рассказывается о том, что «сказали израильтяне Гидеону (почётное имя Иерубаала): „владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас, из рук мадианитян“». Гидеон в качестве верховного военачальника и царя берёт часть военной добычи, составляющей свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует её в храм, основанный им в Офре. Хотя Гидеон в вежливой форме отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, всё же, очевидно, в эту эпоху укрепляется принцип наследственной царской власти. Ави-мелех, один из сыновей Гидеона, насильственно устранив всех остальных кандидатов на царский престол, захватывает в городе Сихеме царскую власть. «Все жители Сихема… поставили царём Авимелеха у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех («мой отец - царь») указывает на постепенное оформление принципа наследственной царской власти, который проводил в жизнь этот древнеизраильский царь, процарствовавший всего лишь три года.

Наиболее крупным и сильным из этих государств было Израильское царство, основанное, - по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них повествуется о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области Гилеад к востоку от Иордана). Иабеш был осаждён племенем аммонитян. После освобождения Иабеша Саул собрал большое ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеа от власти филистимлян, Саул был провозглашён израильскими племенами царём. Однако царство Саула всё ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину в своём доме и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Однако Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить своё влияние в соседних странах. Так, с целью защиты израильских племён, живших в заиорданской области, он ведёт войну с царём Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя своё влияние в южной Палестине, в частности в Иудее, он ведёт войну с амалекитянами и завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов. Наконец, он присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Энергичная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царём, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством. Так, в легендах о Сауле подчёркивается его благочестие, указывается на то, что он был «охвачен духом бога Яхве», и описывается, как Саул изображал себя представителем «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важных религиозных обрядов.

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ТРЕТЬЯ История Передней Азии, от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953–561 гг. до н. э.) События в ЕгиптеВ то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события.

Из книги Третий Рим автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 4 Образование Московского царства Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно определились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный.Иван родился 25 августа

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

79. Падение Израильского царства Как только союзники, Пеках и Рецип, узнали о вторжении ассирийцев в их земли, они покинули Иудею и поспешно вернулись каждый в свое государство. Но было уже поздно. Тиглат-Пилесер завоевал Дамаск, столицу Арама, и загнал его жителей в

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Отношение к норманнам и туркам. Образование Второго Болгарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов, после взятия Фессалоники, двигались к

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Шумерийского царства при Лугаль-заггиси (2373–2349 гг. до н. э.) На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-заггиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Финикийского царства В длительной и упорной войне египтяне и хетты ослабли, и силы их государств были истощены. Это создало благоприятную обстановку для образования в Сирии и Финикии самостоятельных государств, достигших своего расцвета в Х - IX вв. до н. э.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Персидского царства. Кир Одновременно с мидянами на территории Ирана появились и другие племена, которые в надписях называются парсуа и, очевидно, являются предками древних персов.Ассирийские цари ведут борьбу с этими племенами, которые довольно прочно

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Наложение Израильского, то есть Богоборческого, царства и третьей Римской империи на западе Сдвиг примерно на 1230 лет Краткое описание отождествления Этот параллелизм также обнаружен методикой подсчета ВССД и подтвердил вывод, сделанный в , что «древние»

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПЕРЕХОД АСПАРУХА ЧЕРЕЗ ДУНАЙ И ОБРАЗОВАНИЕ БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА VII век в Европе - одна из наименее изученных страниц в ее истории. Ломка античных традиций оказала пагубное влияние на культуру, об этом времени сохранилось явно недостаточное количество источников. Теперь

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Образование Картлийского (Иберийского) царства Начиная с 30-х годов IV века до нашей эры, завоевательные походы Александра Македонского в корне изменили ход развития многих стран и народов мира. Огромное влияние они оказали и на Грузию.В 336 году до нашей эры заговорщики

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Возникновение Израильского царства Со временем в Палестине утверждается Израильский племенной союз, переживший в конце XIII в. до н. э. серьезные перемены. Его ядро было в 1220 г. до н. э. разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1815 Образование Царства Польского После Венского конгресса Россия получила в свое владение часть бывшего герцогства Варшавского с населением 2,6 млн человек. Но вначале все бывшее герцогство было занято русской армией, и там установили временную администрацию. По воле

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Образование Израильского государства Все внутренние преобразования, которые происходили в то время в Израильском государстве, нуждались в упорядочении или государственной организации. Захватнические войны лишь ускорили этот процесс.В XI в. начинаются попытки

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Образование Второго Боагарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов после взятия Фессалоники двигались к столице, около которой уже находился

Из книги История царства грузинского автора Багратиони Вахушти

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился

Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что

отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри- ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные

предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из

них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави- телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся- ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи- листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления


страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили- стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были

«падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных

произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным

монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам

прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал

Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.