Достоинства чтения и заучивания корана. О достоинствах определенных сур и аятов корана

«Учёные – наследники пророков » (Абу Давуд, № 3641; Тирмизи, № 2682; ибн Маджах, № 223; ибн Хаббан, № 88; аль-Байхаки)

Коран – это Речь Аллаха и самое большое чудо, которое было дано Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Каждый верующий обязан руководствоваться им и знать его достоинство.

Зачастую мы ищем благодати, отправляясь в тяжёлые и дальние поездки, или ищем духовного лечения, тогда как чтение Корана – это лечение всех болезней и источник обильной благодати (баракат), как говорится в аятах самого Священного Корана, по воле Аллаха.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Возможен ли перевод Корана
Как передать смысл Корана на другом языке
Иносказательное в Коране
Есть ли в Коране антисемитизм?
Священный Коран раскрывает тайные глубины науки
Пророк Мухаммад и Священный Коран
Достоинство чтения Корана
Основные сведения о Коране

К сожалению, у очень многих верующих дома нет Корана, другие имеют его чисто символически – Коран просто пылится на полке. В данной статье мы приведём некоторые достоинства чтения Корана – чтобы побудить к нему наших читателей.

Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведёт в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада » (аль-Хайсам, ат-Табарани).

Предаётся, что однажды назначенный Умаром ибн Хаттабом (да будет доволен им Аллах) министр Мекки пришёл к нему, чтобы решить некоторые вопросы. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил его: «Кого вместо себя ты оставил в Мекке?» Тот ответил: «Абдурахмана ибн Аби Абза». Халиф уточнил: «Ты оставил вместо себя курайшитского раба?» На что министр ответил: «Я оставил вместо себя Абдурахмана, потому что нет более лучшего чтеца Корана, чем он». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да, поистине, Аллах возвеличиват человека Кораном (чтеца), так же Аллах унижает человека Кораном (оставившего чтение Корана) » (Муслим, ибн Маджах, Дарими, Ахмад).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «…читайте его (Коран), поистине, Аллах вознаграждает за его чтение, за каждую букву – десять вознаграждений, я не говорю, что и за Алиф, Лям, Мим – десять воздаяний, однако за Алиф – десять, за Лям – десять, за Мим – десять (воздаяний) » (Хаким, том 1, № 555).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал (смысл): «…Когда соберутся люди в дома Аллаха для чтения и изучения Корана, снизойдёт на них душевное спокойствие и накроет их милость Аллаха. Окружат их ангелы, и Аллах упомянет этих людей тем, кто возле него » (Муслим, № 2699; Абу Давуд, Тирмизи, ибн Маджах).

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, прочитавший Коран, как будто получил пророчество, с разницей в том, что к нему не приходит ангел с откровением. А тот, кто читает Коран и посчитает, что кому-то Аллах дал лучшее, чем это (знание Корана), то он (чтец) унизил то, что возвеличил Аллах (т. е. Речь Аллаха) » (Хаким, Табарани).

Язид ибн Аби Хабиб (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах облегчает наказание родителей изучившего Коран, даже если они были неверными » (ибн Хаббан. «Тинзих Шариати», том 1, стр. 293; цепочка передатчиков слабая).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, который читает Коран в намазе стоя, получит за каждую букву сто вознаграждений; совершающий намаз сидя за чтение каждой буквы Корана получит пятьдесят вознаграждений; читающий Коран вне намаза получит за каждую букву десять вознаграждений; тому, кто слушает чтение Корана, желая получить воздаяние, записывается за каждую букву одно воздаяние; тому, кто завершил читать Коран (полностью), Аллах ответит на мольбу в этом мире или на том свете » (Дайлями. «Канзуль умаль», № 2427).

Существует очень много хадисов, побуждающих к чтению Корана. Но возникают вопросы: все ли читающие его получают полное воздаяние? Имеются ли какие-нибудь этические нормы, которые необходимо знать, приступая к чтению Речи Аллаха?

Да, как у любого важного в жизни верующего действия, есть определённые требования и для получения воздаяния от чтения Корана. Ибо сегодня нередко можно увидеть, как некоторые не соблюдают элементарнуюой этику по отношению к нему, обращаясь с Речью Аллаха как с обычной книгой!

Этика чтения Корана

2. Следует брать Коран в руки и класть на место по завершении чтения, по возможности, не поворачиваясь к нему спиной.

3. Запрещается трогать руками и носить Коран, даже футляр или материю, в которую он завёрнут, без омовения. Дозволено без омовения читать Коран наизусть, но находиться и в этом случае при омовении – сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

4. Тому, кто по Шариату обязан совершить полное омовение тела (после половой близости и т. д.), и женщине, когда ей нельзя совершать намаз (в период менструации, послеродовых выделений), запрещается не только трогать Коран, но и читать его наизусть.

6. Класть Коран на пол, даже на чистый, считается нарушением этики почитания Корана. Лучше положить его на подушку или специальную подставку, ибо это – сунна.

8. Коран нужно размещать выше всех остальных книг, класть на него другую книгу нельзя.

9. Если кто-либо умышленно бросит Коран или листок с написанной на нём сурой или аятом на нечистоты, или же кинет на Коран грязь, то он впадает в неверие.

10. Запрещается брать с собой в туалет и подобные нечистые места даже листок с записью аятов Корана, а также читать их там вслух.

11. Считается сунной, когда читающий Коран сидит лицом в сторону Киблы. Нет греха в чтении Корана лежа.

13. Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы:

أعوذ بالله من الشيطان الرجيم . بسم الله الرحمن الرحيم

«Аузубилляхи мина-щщайтани-рраджим» («Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана! »), а затем «Бисмилляхи-ррахмани-ррахим » («Именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к верующим »).

14. Большее вознаграждение за чтение Корана получает тот, кто читает его в мечети или проснувшись ночью.

16. Считается сунной плакать при чтении Корана. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете».

17. Если при чтении Корана дошли до аята суджды (т. е. аята земного поклона), считается сунной совершить земной поклон. Совершить его считается сунной и для имама при намазе, если он прочел данный аят, и для джамаата, стоящего за ним. После чтения аята земного поклона произносят намерение для совершения земного поклона чтения Корана. Имам, произнося الله أكبر «Аллаху акбар», начинает земной поклон, за ним то же самое совершают молящиеся, затем имам встаёт, также произнося «Аллаху акбар», и то же самое повторяют за ним молящиеся. Если человек, который в данное время не совершает намаз, услышит чтение аята земного поклона, ему тоже желательно совершать земной поклон. Но совершающий суджда должен быть в состоянии ритуальной чистоты, с прикрытым авратом (то есть тех мест, которые, согласно Шариату, должны быть закрыты при намазе) и обратившимся в сторону Киблы. Он делает намерение: «Я намерен совершить суннат земной поклон чтения Корана», затем, произнося «Аллаху акбар», совершает земной поклон, после, опять произнося «Аллаху акбар», поднимается и произносит приветствие словами:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

«Ас-саляму алайкум ва рахматуллах», поворачивая голову направо и налево.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
О дозволенности чтения Корана за покойных
Кто может выносить решение из Корана и хадисов?
Коранические мотивы в поэзии А.С. Пушкина
Криштиану Роналду учится читать Коран
В каком возрасте можно начинать учить Коран с ребёнком?
Благодать чтения «Бисмиллях…»
Удивительные свойства звучания Корана
Сколько же читающих Коран, в то время как Коран их проклинает !

19. Нельзя назвать полноценным чтение Корана, если при этом сам читающий не слышит своего голоса. Но можно читать Коран и про себя – это зависит от намерения чтеца. Если есть опасение рийаа (показного, горделивого чтения), или громкое чтение мешает другим, лучше читать про себя. А если никому не мешаете и нет опасения, что чтение будет показным, если есть намерение воодушевить себя или других, то лучше читать вслух.

20. При чтении Корана с пониманием смысла является сунной выражение соответствующих чувств, своего отношения к аятам. Например, если читается аят, где восславляется Аллах, то следует восславлять Его, говоря «Субханаллах»; если читается аят восхваления Аллаха, восхвалить Его, говоря «Альхамдулиллях», если аят о милости Аллаха, следует просить милости себе и другим, если аят об адских муках за грехи, то следует просить Аллаха о спасении себя и других от таких мук. Так делал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

21. Самым большим непочитанием Корана следует считать поступки тех, кто, вовсе не вникнув в истинный смысл его аятов, пытается толковать их поверхностно, по своему разумению, следуя переводам на русский и другие языки. Неточная передача смысла Корана вводит людей в заблуждение, и такой человек, прикрываясь высокими словами следования и призыва других к Корану, на деле выступает против Ислама, как это делают ваххабиты и другие. О таких людях Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Коран, пусть готовят себе место в огне Ада» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Если при чтении Корана сделана пауза, то, прежде чем вновь приступить к чтению, следует произнести «Аузу билляхи мина-щщайтани-рраджим», почистить зубы и дёсны сиваком.

23. Если при чтении случилась отрыжка или одолела зевота, следует его прекратить. После выхода из этого состояния чтение следует продолжить.

24. Не одобряется чтение Корана в состоянии дремоты, так как при этом велика вероятность допущения ошибок.

25. Считается сунной слушать чтение Корана внимательно.

27. Читающий Коран должен быть так сосредоточен, как будто он тихо, шёпотом беседует с Аллахом, будучи уверенным, что находится перед Ним и читает Его Слово.

29. Читающему Коран не следует произносить в процессе чтения другие слова, если в этом нет крайней необходимости, нельзя смеяться, играть пальцами – следует сидеть спокойно и с почтением.

34. Считается сунной, если в группе собравшихся людей есть хороший чтец Корана, просить его прочитать какую-то часть вслух и слушать его.

35. Когда читают аяты из Корана, в которых говорится о неверующих, где они высказывают свои заблуждения и неверные мысли об Аллахе, их следует читать приглушённым голосом, это сунна.

36. Когда завершают чтение аята из Корана,

﴿انَّ اللهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً﴾ سورة الأحزاب . 33:الاية

смысл которого: «Воистину, Аллах и ангелы Его благословляют Пророка, благословите и вы и приветствуйте! », считается сунной благословить и приветствовать Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

37. По завершении чтения Корана следует говорить:

صدق الله العظيم وبلغ رسوله الكريم . اللهم انفعنا به و بارك لنا فيه والحمد لله رب العالمين و استغفر الله الحى القيوم

«СадакАллахуль-азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфана бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма ». («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довёл её до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о вечно Живой и остающийся навечно!»)

38. Настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является по завершении чтения Корана читать мольбу (дуа). Аллах принимает такую мольбу и отвечает на неё. Такой же важной сунной считается по завершении чтения Корана устроить собрание (маджлис) с участием всех членов семьи, родственников и близких. Следует искренне, долго и от всего сердца просить у Аллаха благ обоих миров не только для себя, но и для своих родителей, домочадцев, родных, близких, друзей и для всех мусульман, просить Аллаха, чтобы Он возвысил Ислам и направил мусульманских правителей на Путь истины.

Да поможет нам Аллах и примет наше чтение Корана.

Коран – это главное руководство в жизни верующего. Это слова Всевышнего Аллаха, читая и выучивая которые он разговаривает с Аллахом, чувствует Его поддержку и действует по жизни. Коран – это курсор и маяк, показывающий мусульманину в каком направлении нужно делать каждый свой шаг. Милость Аллаха всеобъемлюща, и Он указал правила, следуя которым человек может обрести истинное счастье. О том какими достоинствами и благами обладает Коран, какого положение верующего, читающего его сказано в хадисах Посланника Аллаха (мир ему):

  1. «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других».
  2. «Эти сердца ржавеют, как ржавеет железо, когда его касается вода. Спросили: «О Посланник Аллаха, как же уберечь сердца от ржавчины?» Он сказал: "Часто вспоминать о смерти и много читать Коран».
  3. «Тот (человек), в котором нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому».
  4. «Кто читает Коран и учит его наизусть, и отличает добро от зла, тот будет впущен в Рай Аллахом, который примет от него заступничество за 10 человек из его семьи, которые обречены на Ад».
  5. «Знаток Корана будет с благородными ангелами, которые переписывают ниспосылаемые книги Аллаха. А тот, кто с трудом, но усердно читает Коран, получает двойную награду».
  6. «Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздается) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» - буква, «Лям» - буква и «Мим» - буква».
  7. «Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем».
  8. «Поистине, одних людей Аллах возвысит посредством этой Книги, а других - унизит».
  9. «Если бы Коран сделали кожей, а затем бросили бы в Огонь, то он не сожрал бы его!»
  10. «Поистине, я оставил среди вас Книгу Аллаха, которая является вервью Аллаха. И кто будет следовать ей, тот будет на прямом пути, а кто оставит ее, тот впадет в заблуждение!»
  11. «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” - и их заступничества удовлетворяется».
  12. «Коран – это заступник, чье заступничество не отвергается. И того, кто поставит Коран впереди себя (живя по нему), того он введет в Рай. А того, кто оставит его позади себя, он введет Ад!»
  13. «Я завещаю тебе бояться Аллаха Всевышнего, ибо поистине, это является вершиной всего! Тебе следует совершать джихад, ибо поистине, это монашество Ислама. И тебе следует поминать Всевышнего Аллаха и читать Коран, ибо поистине, это будет твоим отдыхом на небесах и похвалой на земле».
  14. «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами (ангелами), а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда».
  15. «Когда люди собираются в одном из домов Аллаха (мечети), где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них сакина, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним».

Сайда Хайат

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!

Чтение Корана является наилучшим видом поминания Аллаха (зикра). Читая Коран, необходимо соблюдать (правильного чтения), а также известные правила приличия и преследовать определённые цели. Коран следует читать постоянно, ночью и днём, находясь в пути и оставаясь на одном месте. Каждый из наших праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах, сам определял для себя тот срок, в течение которого ему следовало полностью прочитать Коран .

Абу Дауд приводит сообщение, в котором упоминается, что во время Рамадана Муджахид (да будет доволен им Аллах) обычно прочитывал весь Коран между закатной и вечерней молитвами. Что же касается людей, прочитывавших весь Коран во время совершения одного раката, то их так много, что и не счесть, и к числу их относились ‘Усман бин ‘Аффан, Тамим ад-Дари и Са‘ид бин Джубайр (да будет доволен ими всеми Аллах).

Таким образом, каждому из нас тоже следует читать Коран и установить для себя своего рода план-график, в соответствии с которым он должен полностью прочитать Коран за определённый промежуток времени.

Время чтения Корана

Что касается времени начала и завершения чтения, то человек волен определять его по своему усмотрению. Если он относится к числу тех, кто прочитывает Коран за неделю, то примером ему может служить (да будет доволен им Аллах), который начинал читать Коран в ночь на пятницу, а завершал чтение в ночь на четверг.

От (последователь сподвижников) Тальха иб Мусаррифа (да будет доволен им Аллах) передаётся, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وعن طلحة بن مصرف التابعي الجليل الإِمام، قال: من ختم القرآن أية ساعةٍ كانت من النهار صلّتْ عليه الملائكةُ حتى يمسي، وأية ساعةٍ كانت من الليل صلَّت عليه الملائكةُ حتى يُصبح

«На того, кто завершит чтение Корана в любое время дня, ангелы станут призывать благословения до самого вечера, а на того, кто завершит чтение Корана в любое время ночи, ангелы станут призывать благословения до самого утра ». (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа.)

Также от Са‘да бин Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن سعد ابن أبي وقاص رضي الله عنه، قال: إذا وافق ختم القرآن أول الليل صلّت عليه الملائكة حتى يصبح، وإن وافق ختمه آخر الليل صلّت عليه الملائكة حتى يُمسي. قال الدارمي: هذا حسنٌ عن سعدٍ

«Если человек завершит чтение Корана в начале ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого утра, если же он завершит чтение в конце ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого вечера ». (Ад-Дарими)

Помимо соблюдения правил таджвида, во время чтения Корана также необходимо проявлять искренность. Читать следует только ради получения , слава Ему, не пытаясь при этом добиться каких-либо иных целей. Каждый читающий Коран должен не забывать о том, что он ведёт тайную беседу с Всевышним Аллахом и читает Его Книгу.

Даже если человек знает весь Коран наизусть, чтение по книге однозначно предпочтительнее чтения по памяти, и вознаграждение за такое чтение будет намного больше. Такого мнения придерживаются крупные учёные Шафиитского мазхаба, и так в большинстве своём поступали наши праведные предшественники (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако такое чтение будет предпочтительным за исключением тех случаев, когда чтение по памяти будет способствовать смиренности, размышлению, собранности сердца и лучшему пониманию, чем чтение по книге. Следовательно, в таких случаях читать по памяти будет лучше. Если же результат в обоих случаях одинаков, то однозначно предпочтительнее читать по книге, и именно этот случай имели в виду наши праведные предшественники.

Предпочтение с книги отдаётся также по причине того, что, когда человек читает по книге, вероятность ошибиться доведена до минимума, а тот, кто читает наизусть, может в любое время забыть тот или иной аят или перепутать буквы, звуки или огласовку. Поэтому за чтение по книге Всевышним Аллахом обещана двойная награда. Особенно это актуально в наше время, когда чтению Корана с соблюдением всех правил таджвида не уделяется должное внимание.

От Авса Ас-Сакакфи передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن أوس الثقفى قال: قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم: قراءة الرجل فى غير المصحف ألف درجة، وقراءته فى المصحف تضاعف ألفى درجة (الطبرانى والبيهقى)

«Чтение Корана человеком по памяти (без книги) – это тысяча вознаграждений, а за чтение Корана по книге вознаграждение увеличивается до двух тысяч раз ». (Табарани, Байхаки)

Согласно вышеприведенному, мы можем, не прикладывая никаких усилий, получить вдвое большую награду за чтение Корана только за то, что мы прочитали его с книги. Да воздаст Аллах всем, кто читает и обучает Корану, всеми благами в обоих мирах.

По материалам книги Имама Ан-Навави «Аль-Азкар ».

Подготовил: Нурмухаммад Изудинов

Аяты о достоинстве Корана:

(из тафсира «Рухуль Фуркан»)

تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيراً

Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров.

(Сура Фуркан 1)

Всевышний Аллах с ниспосланием Корана разделил для нас истину от лжи. Тот, кто хочет придерживаться истинного пути не сможет без Корана, ведь иначе не понять ему где правда, а где ложь. И если дело обстоит таким образом, то давайте искать решение всех проблем в Коране так, как от зла недругов мы спасемся лишь выполняя повеления Корана и отстраняясь от запретного в нем.

إِنَّ هَـذَا الْقُرْآنَ يِهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ وَيُبَشِّرُ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْراً كَبِيرًا

Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда.

(Сура Исра 9)

Наш Господь в этом аяте доводит до нас, что только лишь Коран указывает на самый правильный путь. Мы, мусульмане не вняли этому призыву и оказались в униженном состоянии. Вместо того, чтобы призывать всех к добру, нас призывают к греховному.

كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ

Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание.

(Сура Сад 29)

В данном аяте Всевышний Аллах говорит нам о величии Корана, о том, что изобилие обоих миров находится в нем. Творец побуждает нас к изучению Его книги и обучению ей других, дабы не быть нуждающимися в ком либо кроме Аллаха, достичь духовного и материального богатства. А также Создатель призывает своих рабов очень тонко размышлять над Его книгой и чтобы обладающие разумом действовали в соответствии с писанием.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءكُم بُرْهَانٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكُمْ نُوراً مُّبِيناً () فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا بِاللّهِ وَاعْتَصَمُواْ بِهِ فَسَيُدْخِلُهُمْ فِي رَحْمَةٍ مِّنْهُ وَفَضْلٍ وَيَهْدِيهِمْ إِلَيْهِ صِرَاطاً مُّسْتَقِيماً

О люди! К вам уже явилось доказательство от вашего Господа, и Мы ниспослали вам ясный свет.

Тех, которые уверовали в Аллаха и крепко ухватились за Него, Он введет в Свою милость и щедрость и поведет к Себе прямым путем.

(Сура Ниса 174-175)

Из этого аята мы узнаем о том, что к нам от Всевышнего Аллаха пришло руководство и на все вопросы будь они мирские или же религиозные ответ мы найдем лишь в нем. И, что это руководство, этот путеводитель являясь нуром (светом) – достаточен для нас и нет нужды в ином путеводителе. После этого Аллах дает обещание о рае лишь для тех, кто уверовал и крепко ухватился за Его повеления.

يَا أَهْلَ الْكِتَابِ قَدْ جَاءكُمْ رَسُولُنَا يُبَيِّنُ لَكُمْ كَثِيراً مِّمَّا كُنتُمْ تُخْفُونَ مِنَ الْكِتَابِ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ قَدْ جَاءكُم مِّنَ اللّهِ نُورٌ وَكِتَابٌ مُّبِينٌ ()
يَهْدِي بِهِ اللّهُ مَنِ اتَّبَعَ رِضْوَانَهُ سُبُلَ السَّلاَمِ وَيُخْرِجُهُم مِّنِ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِهِ وَيَهْدِيهِمْ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание.

Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь.

(Сура Маида 15-16)

Из данного аята мы понимаем, что Мухаммад (да благославит его Аллах и да приветствует) хоть и был человеком но из-за того, что рассказывал о скрытых действиях прошедших в истории несомненно был посланником Аллаха. Ведь о тех действиях не мог ведать никто кроме Творца, и лишь Он всевышний Аллах поведал своему посланнику.

الَر كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ لِتُخْرِجَ النَّاسَ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِ رَبِّهِمْ إِلَى صِرَاطِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِ

Алиф. Лам. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету – на путь Могущественного, Достохвального

(Сура Ибрахим 1)

فَلَا أُقْسِمُ بِمَوَاقِعِ النُّجُومِ() وَإِنَّهُ لَقَسَمٌ لَّوْ تَعْلَمُونَ عَظِيمٌ() إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ() فِي كِتَابٍ مَّكْنُونٍ() لَّا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ

Клянусь местами заката звезд (или ниспослания частей Корана)!

Если бы вы только знали, что это – клятва великая.

Воистину, это – благородный Коран,

Находящийся в хранимом Писании.

К нему прикасаются только очищенные.

(Сура Вакыа 75-79)

К Священному Корану могут прикасаться лишь имеющие гусль (полное омовение) и тахарат (малое омовение). Коран является самой великой книгой, ведь Сам Всевышний Аллах поклялся великой клятвой относительно благородности Корана. И будет благороден тот человек, который живёт в соответствии с этой благородной книгой.

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنزَلَ عَلَى عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَل لَّهُ عِوَجَا() قَيِّماً لِّيُنذِرَ بَأْساً شَدِيداً مِن لَّدُنْهُ وَيُبَشِّرَ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْراً حَسَناً() مَاكِثِينَ فِيهِ أَبَدًا

Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем кривды,

И сделал его правильным, чтобы он предостерег от тяжких мучений от Него и сообщил верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована прекрасная награда,

— в которой они пребудут вечно

(Сура Кахф 1-3)

В благородном Коране нет ни одного несоответствия, кривды и эта книга великая милость для рода человеческого. И пусть замолчат те кто говорят будто бы Коран устарел. Это ложные слова! Поистине Коран не изменится и будет актуален вплоть до судного дня!

وَهَـذَا كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ فَاتَّبِعُوهُ وَاتَّقُواْ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ() أَن تَقُولُواْ إِنَّمَا أُنزِلَ الْكِتَابُ عَلَى طَآئِفَتَيْنِ مِن قَبْلِنَا وَإِن كُنَّا عَن دِرَاسَتِهِمْ لَغَافِلِينَ() أَوْ تَقُولُواْ لَوْ أَنَّا أُنزِلَ عَلَيْنَا الْكِتَابُ لَكُنَّا أَهْدَى مِنْهُمْ فَقَدْ جَاءكُم بَيِّنَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ فَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن كَذَّبَ بِآيَاتِ اللّهِ وَصَدَفَ عَنْهَا سَنَجْزِي الَّذِينَ يَصْدِفُونَ عَنْ آيَاتِنَا سُوءَ الْعَذَابِ بِمَا كَانُواْ يَصْدِفُونَ

Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, – быть может, вы будете помилованы.

Мы ниспослали его, чтобы вы не говорили: «Писание было ниспослано только двум общинам до нас, и мы ничего не знали о том, что они изучали».

Или чтобы вы не говорили: «Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они». К вам уже явилось ясное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость. Кто же несправедливее того, кто считает ложью знамения Аллаха и отворачивается от них? Мы воздадим тем, кто отворачивается от Наших знамений, тяжкими мучениями за то, что они отворачивались.

(Сура Ан*ам 155-157)

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

Воистину, Мы ниспослали Напоминание(Коран), и Мы оберегаем его.

(Сура Хиджр 9)

لَوْ أَنزَلْنَا هَذَا الْقُرْآنَ عَلَى جَبَلٍ لَّرَأَيْتَهُ خَاشِعاً مُّتَصَدِّعاً مِّنْ خَشْيَةِ اللَّهِ وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили.

(Сура Хашр 21)

Посмотрите, даже гора раскалолась бы от величия Корана. Человек не внемлеющий Корану, не убегающий от его запретов пусть знает, что сердце его твёрже камня и он должен найти метод размягчения его.

وَإِنَّهُ لَتَنزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ() نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ()عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ() بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُّبِينٍ

Воистину, это – Ниспослание от Господа миров.

Верный Дух (Джибрил) сошел с ним

— на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает.

Оно ниспослано на ясном арабском языке

(Сура Шуара 192-195)

اللَّهُ نَزَّلَ أَحْسَنَ الْحَدِيثِ كِتَاباً مُّتَشَابِهاً مَّثَانِيَ تَقْشَعِرُّ مِنْهُ جُلُودُ الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُمْ ثُمَّ تَلِينُ جُلُودُهُمْ وَقُلُوبُهُمْ إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ ذَلِكَ هُدَى اللَّهِ يَهْدِي بِهِ مَنْ يَشَاءُ وَمَن يُضْلِلْ اللَّهُ فَمَا لَهُ مِنْ هَادٍ

Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника.

(Сура Зумар 23)

Так как Священный Коран является наилучшим повествованием, человек должен желать проводить своё время читая или слушая его. И не слушать его в беспечности, наоборот слушать воодушевляясь смыслом, чтобы дрожь проходила по коже, а после размягчить кожу и сердце упамянанием Аллаха. Но воодушевится от Корана таким образом смогут лишь богобоязненные.

وَلَقَدْ آتَيْنَاكَ سَبْعاً مِّنَ الْمَثَانِي وَالْقُرْآنَ الْعَظِيمَ() لاَ تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجاً مِّنْهُمْ وَلاَ تَحْزَنْ عَلَيْهِمْ وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِلْمُؤْمِنِينَ

Мы даровали тебе семь часто повторяемых аятов и великий Коран.

Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них, и не печалься о них. Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)

(Сура Хиджр 87-88)

Всевышний Аллах дав нам суру аль Фатиха и великий Коран, дал нам огромнейшее богатство. Человек изучающий Коран, увидев кого либо обладающего бренными богатствами этого мира, не должен позавидавать ему даже на вес пылинки. Ведь поистине мирские богатства в один день исчезнут, а такие богатства как аль Фатиха и великий Коран останутся до конца.

وَبِالْحَقِّ أَنزَلْنَاهُ وَبِالْحَقِّ نَزَلَ وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ مُبَشِّراً وَنَذِيراً() وَقُرْآناً فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَى مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلاً

Мы ниспослали его (Коран) с истиной, и он сошел с истиной, а тебя Мы послали только добрым вестником и предостерегающим увещевателем.

Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями.

(Сура Исра 105-106)

…مَا كَانَ حَدِيثاً يُفْتَرَى وَلَـكِن تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

— Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей.

(Сура Юсуф 111)

Священный Коран не является чьим либо вымыслом, в нём подтверждается информация всех тех небесных книг, что были до него. Коран, есть руководство и милость лишь только для верующих. Лишь веря в Священный Коран без каких либо сомнений, можно найти истинный путь.

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بِالذِّكْرِ لَمَّا جَاءهُمْ وَإِنَّهُ لَكِتَابٌ عَزِيزٌ() لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِن بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ تَنزِيلٌ مِّنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ

Воистину, те, которые не уверовали в Напоминание, когда оно дошло до них, будут наказаны. Воистину, это – могущественное Писание.

Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального.

(Сура Фуссылят 41-42)

Коран – выше всех иных книг и является самой великой книгой, ведь ниспослан Коран от Великого Аллаха. И каждый ищущий достоинства и величия должен искать его через Коран.

Затем Всевышний Аллах сказал нам о том, что в Его Книге нет ни слова лжи. Коран – защищен от каких либо искажений, от всего заблудшего и будут актуальны, своевремены его повеления вплоть до судного дня.

قُلْ هُوَ نَبَأٌ عَظِيمٌ() أَنتُمْ عَنْهُ مُعْرِضُونَ

Скажи (О Мухаммад): «Это (Коран) – великая весть,

От которой вы отворачиваетесь.

(Сура Сад 67-68)

Всевышний Аллах повелел Пророку Мухаммаду да благославит его Аллах и да приветствует довести до своей уммы (общины), что Коран, есть самая великая весть. Ведь поистине Коран самый идеальный источник информации, в нём мы можем узнать о том, что было до нас, о том, что будет после и о том как нам следует жить сейчас.

وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحاً مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ وَلَكِن جَعَلْنَاهُ نُوراً نَّهْدِي بِهِ مَنْ نَّشَاء مِنْ عِبَادِنَا وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ () صِرَاطِ اللَّهِ الَّذِي لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ أَلَا إِلَى اللَّهِ تَصِيرُ الأمُورُ

Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь –

Путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела.

(Сура Шура 52-53)

Из-за того, что Священный Коран оживляет мёртвые сердца Всевышний Аллах сказал о нём «дух». И спешите оживлять свои сердца Кораном.

تَنزِيلُ الْكِتَابِ لَا رَيْبَ فِيهِ مِن رَّبِّ الْعَالَمِينَ

Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров.

(Сура Саджда 2)

أَفَمَن يَعْلَمُ أَنَّمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَبِّكَ الْحَقُّ كَمَنْ هُوَ أَعْمَى إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ

Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе является истиной, может быть подобен слепцу? Воистину, поминают это только обладающие разумом

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, в ком нет [в чьей памяти нет] ничего из [оригинала] Корана [на арабском языке], тот подобен разрушенному (разоренному, опустошенному) дому» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Умеющий искусно читать Коран [на языке оригинала] - на уровне ангелов. Тот же, кто читает Коран запинаясь, с трудом [но прилагая усилия, учась и стараясь], получает двойное вознаграждение» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) посредством Корана поднимает одних [коранические смыслы мотивируют их становиться во всех отношениях лучше: умнее, сильнее, набожнее, богаче, щедрее] и опускает других [посредством коранических смыслов они оправдывают свое бессилие, лень, жалкое нищенское существование, свою жестокость, насилие, невоспитанность]» .

Посредством мощных коранических смыслов Творец кого-то поднимает, а кого-то опускает. По их выбору!

Наше время, как и, полагаю, прошедшие века и тысячелетия, имеют яркие живые примеры данного пророческого высказывания. Священные Писания поднимали своими глубокими и великими смыслами на высочайшие уровни созидания и изобилия одних верующих и опускали на низшие уровни жестокости и разрушения, убийства и насилия «во имя Бога» других. На то и Судный День - чтобы расставить все по своим местам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Самым заслуженным, за что можно взять вознаграждение, является Книга Всевышнего [Священный Коран]» .

Как комментируют ученые, «этот хадис указывает на допустимость (джаваз) получения вознаграждения за чтение Корана или обучение ему , а также написание талисманов-заклинаний или лечение ими» . Например, известный богослов аш-Ша‘би говорил: «Человек не должен ставить условием, что за обучение или чтение ему должны заплатить столько-то. Если ему дают (в качестве вознаграждения или благодарности, то есть в форме подарка или милостыни), то он принимает» . Аль-Хакям говорил: «Я не слышал , чтобы кто-то заявлял о нежелательности вознаграждения обучающего (то есть о какой-либо нежелательности получения вознаграждения за обучение)» . Имам аш-Шафи‘и, опираясь на достоверный хадис, допускал изначальную договоренность об оплате труда учителя .

Необходимо отметить, что плата не является обязательной, кроме как в случае какой-то определенной договоренности, когда необходимо выполнение оговоренных обязательств.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это - единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно. Я не говорю, что «алифляммим» (слово) - это буква (харф). Однако же «алиф» (буква арабского языка) - это харф , «лям» (буква арабского языка) - это харф , «мим» (также буква арабского языка) - это харф » .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Четыре [коранических фрагмента] были низведены [особым образом] из сокровищницы [находящейся] под Троном : (1) сура «аль-Фатиха», (2) аят «аль-Курси», (3) последние два аята суры «аль-Бакара» и (4) сура «аль-Кявсар» .

Пророк Мухаммад сказал: «Не ниспослал Аллах (Бог, Господь) ни в Торе, ни в Евангелии подобия [по значимости, содержанию, емкости] суры «аль-Фатиха», состоящей из семи предложений и разделенной между Богом и человеком [читающим ее], и получает раб Божий просимое [желанное ему]» .

Слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «Я [Господь Бог] разделил молитву [богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в любом из намазов] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Мялики явмид-дин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это - между Мною и обращающимся ко Мне. Ему [Я дам] то, что он попросит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это - рабу Моему. И ему - то, что он просит» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы [во что-то мертвое, бездыханное, опустевшее]. Воистину, Сатана (Дьявол) убегает из дома, в котором читается сура «аль-Бакара» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто прочитает на ночь два последних аята из суры «аль-Бакара», тому их будет достаточно [чтобы приобрести духовное спокойствие, умиротворение, а также защиту от всех форм зла]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто прочитает аят «аль-Курси» после обязательной молитвы[-намаза], тот будет находиться под защитой Аллаха (Бога, Господа) до следующей молитвы» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Тому, кто будет читать аят «аль-Курси» после каждой обязательной молитвы[-намаза], [если он умрет] ничто не воспрепятствует попасть в Рай» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды процитировал из Корана: «Поистине, в творении небес и земли, в том, что ночь сменяется днем, есть знамения для обладающих разумом» . И воскликнул: «Горе тем, кто прочитает данный аят, но так и не призадумается над этим [не уразумеет неописуемое совершенство, указывающее на Создателя, Господа миров]» .

Пророк Мухаммад говорил: «Кто прочитает суру «Пещера» в пятницу , последующие семь дней того осветятся небесным светом» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призывал: «Передавайте (доводите до сведения других) хотя бы один аят из того, что оставлено мною. [И вам не запрещено] цитировать из того, что от детей Исраила [притчи-исраилият ], нет греха в этом. Кто же намеренно будет лгать в мой адрес [приписывая мне то, чего я на самом деле не говорил и не делал], тот подготавливает для себя место в Аду» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) порой обращался ко Всевышнему с мольбой: «Господи, помоги мне извлечь пользу из того, чему Ты меня научил; научи тому, что окажется полезным для меня; приумножь мои знания. Я благодарен Тебе за все и прошу удалить от состояния обитателей Ада [от всего того, что приближает к нему]» .

Транслитерация: Аллаахумма-нфа‘ни бима ‘аллямтани, ва ‘аллимни ма янфа‘уни, ва зидни ‘ильма. Аль-хамду лил-ляяхи ‘аля кулли халь, ва а‘уузу бил-ляяхи мин хаали ахлин-наар.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) [обычно] не ложился спать, пока не прочитывал суру «ас-Саджда» и суру «аль-Мульк» » .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Поистине, у всего есть сердце [нечто главное, самое важное, ключевое], а сердцем Корана является [сура] «Ясин». Я очень хочу (сильно желаю), чтобы она (данная сура) оказалась в сердце каждого из моих последователей [была заучена и периодически читаема]» .

Ибн ‘Асакир передает в своем повествовании об известном сподвижнике пророка Мухаммада ‘Абдулле Ибн Мас‘уде. «Когда последний заболел болезнью, которая в последующем стала причиной смерти, его навестил ‘Усман ибн ‘Аффан.

На что жалуешься? - спросил ‘Усман.

Прегрешения мои… - ответил тот.

Чего ты страстно желаешь? - продолжил ‘Усман.

Милости Господа! - был ответ Ибн Мас‘уда.

Не пригласить ли к тебе врача?

Врач был причиной моей болезни.

Может, преподнести тебе что-то в дар? - снова вопросил ‘Усман.

Я не нуждаюсь в этом!

Это останется поддержкой твоим дочерям, - настаивал четвертый праведный халиф.

Ты думаешь, что их может постигнуть бедность? - произнес ‘Абдулла ибн Мас‘уд. - Я приказал дочерям своим постоянно читать на ночь суру «аль-Вакы‘а». Поистине, я слышал, как посланник Господа (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто читает каждую ночь суру «аль-Вакы‘а», того никогда не постигнет бедность, нужда» .

Чтение Священного Корана на ночь, безусловно, полезно, но так как мухаддисы считают данный хадис недостоверным , невозможно однозначно утверждать, что чтение данной суры защитит от бедности.

От Анаса передается: «Учите своих детей (своих жен, дочерей) суре «аль-Вакы‘а»! Поистине, она является сурой достатка (независимости) [то есть помогает человеку с Божьего на то благословения стать обеспеченным и уверенным в себе, независимым от других]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, в Коране есть сура [состоящая] из тридцати аятов, которая будет заступаться за человека (ходатайствовать за него) [в Судный День пред Богом] до тех пор, пока ему [человеку, периодически перечитывавшему ее или знавшему наизусть] не будет прощено [прощены его грехи], и это - «табааракял-лязи би ядихиль-мульк…» [именно этими словами начинается сура «аль-Мульк»] .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть в Коране сура, состоящая из тридцати аятов. Она будет заступаться [на суде Господа] за обладателя ее [знавшего ее наизусть или постоянно читавшего] до тех пор, пока не введет она его в Рай [с Божьего на то благословения]. И это - «табааракя...» [этими словами начинается сура «аль-Мульк»] .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сура «Табааракя…» [то есть сура «аль-Мульк»] является защищающей [для периодически читавшего ее или знавшего наизусть] от мучений в могиле (в загробном мире)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросил у сподвижников: «Сможете ли вы прочитать треть Корана за ночь?» Это показалось им тяжелым. Они ответили: «О посланник Божий, кто из нас в состоянии прочитать столько за ночь?! [Это очень сложно]». Тогда посланник Божий сказал: «Сура «аль-Ихляс» - треть Корана» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Клянусь Богом, поистине, она [сура «аль-Ихляс»] равна трети Корана [по смысловой значимости и Божественному воздаянию ]!»

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 128, хадис № 2093, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 813, хадис № 2918, «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 2913.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 312, хадис № 244–(798).

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 318, хадис № 269–(817); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 117, хадис № 1909, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 671; Т. 4. С. 1833, хадис № 5737; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 244, хадис № 5737; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 392, хадис № 5737.

Подавляющее большинство богословов (имам Малик, имам Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбаль и многие другие) говорили о допустимости получения платы за чтение Корана или обучение ему, обоснуя свое мнение упомянутым хадисом от Ибн ‘Аббаса. Только некоторые, и среди них богословы ханафитского мазхаба (Абу Ханифа и др.), говорили о нежелательности, а порой и запретности этого. Но необходимо уточнить, что «нежелательность или запретность» касается того случая, когда плата является условием для обучения или изучения Корана. Когда же это происходит в форме неоговоренного, неожидаемого подарка или вознаграждения, то принятие его допускалось богословами-ханафитами. Одним из аргументов в пользу нежелательности является то, что данные действия относятся к формам поклонения Всевышнему, и воздаяния (аджр) необходимо ожидать от Господа. Подробнее см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 571, 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 135–138.

Имам аль-Хаттаби также говорил о разрешенности и допустимости. См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 4. С. 211.

См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 570–577; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 135.

То, что аль-Хакям об этом не слышал, не говорит нам о полном отсутствии нежелательности. О нежелательности, а порой и запретности говорили некоторые ученые, тем более что наряду с хадисами разрешающими есть и порицающие. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 138.

Отмечу, что у хадисов порицающих принятие платы очень низкая степень достоверности. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 136.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 671.

Хадис и мнение имама аш-Шафи‘и см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 600, 601, хадис № 2068, «хасан сахих», а также № 2069, «сахих».

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 812, хадис № 2915, «хасан сахих».

Трон - величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых.

См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 63, хадис № 927, «сахих».

Хадис от Убейи ибн Кя‘ба; св. х. Ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 497, хадис № 3125, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 169, хадис 38–(395); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 176 (раздел «Молитва» (китаб ас-саля), хадис № 17); Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 12, 13.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 307, хадис № 212–(780).

Хадис от Абу Мас‘уда; св. х. Аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1615, хадис № 5009; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 315, хадис № 256–(808); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 169, хадис № 1397, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8927; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 144.

«Дети Исраила» - это потомки Я‘куба (Иакова), сына Исхака (Исаака), внука Ибрахима (Авраама). У Я‘куба было прозвище Исраил. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 8. С. 614.

Словосочетание «дети Исраила (потомки Я‘куба)» часто встречается в Священном Коране.

Можно перевести как «притчи и мудрые повествования людей Писания».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1075, хадис № 3461; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 614, хадис № 3461.

См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 994, хадис № 3608.

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 462, хадис № 2892, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 428, хадис № 6921, «сахих».

См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 385; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 207; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 154; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 146, хадис № 2423, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 3. С. 5.

Степень достоверности данного хадиса низкая, но практиковать его канонически допустимо и полезно во всех отношениях.

Хадис приводится Ибн ‘Асакиром в его описании биографии ‘Абдуллы ибн Мас‘уда. См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 427; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 257. В шести известных сводах достоверных хадисов данный хадис не приводится.

Известный богослов-мухаддис ас-Суюты говорил о недостоверности (да‘иф) данного хадиса. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 538, хадис № 8942, «да‘иф».

Отмечу, что данный хадис также не приводится в шести известных сводах хадисов. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 256; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 406, хадис № 1499.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 138, хадис № 2279, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 462, хадис № 2891, «хасан».

Хадис от Анаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 290, хадис № 4726, «сахих».

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Мардавайхи. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 290, хадис № 4727, «хасан».

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1616, хадис № 5015.

Подробнее о том, что предположительно подразумевается под словами «равна трети Корана», см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 11. С. 74, 75.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1616, хадис № 5013.

Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 691, 692.